Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"
статья (1 класс) на тему

Доклад на тему: "Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах ​"

В современной школе реализуются разные технологии обучения, это проблемное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и исследовательского обучения и обучение в сотрудничестве. Особенно активно учителями используются проектная и проектно-исследовательская деятельность.Не является исключением и начальная школа.

Вопрос «На сколько полноценно может обучающийся начальной школы провести исследование» уже не является актуальным. Достаточно широко распространяется опыт включения младшего школьника в качестве самостоятельного участника в конференции, семинары, не только на уровне школы, но и города, региона.

В процессе проектно-исследовательской деятельности ребёнок приобретает бесценный опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик - ученики, ученик – родитель, ученик - эксперт).

Обучение учебному исследованию начинается с 1-го класса, сначала выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); далее - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, здесь предполагается задание типа: определить в тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие, оценить событие; и, наконец, собственно исследовательский этап, предполагающий умение сформулировать вывод из своих наблюдений, сделать предположение, опираясь на отобранный материал, оформить и презентовать проект.

В своей практике я реализую учебные исследования в рамках предметов: математика, русский язык и особенно выделяемый детьми, окружающий мир. Большая работа была выполнена ребятами с помощью родителей, библиотекарей по темам раздела «Человек и общество. Родной край – частица родины» и «Моя Родина». Дети дополняли исследования рисунками, поделками, учили стихи и слушали песни, и сказки.

 

На протяжении всего периода работы очень важно не оставлять ребёнка без внимания, постоянно поддерживать в нём интерес. По услышанному в классе организуется дискуссия, в ходе которых возникают новые идеи, выдвигаются предположения, определяются новые темы для исследований, и значит работа достигла цели. Школьник не просто использует полученные на уроках знания, а «добывает» их сам. Именно данная технология позволяет реализовать все требования ФГОС к выпускнику начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferentsiyu.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта организации и проведения проектно- исследовательской деятельности в начальных классах.

Новикова С.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 г. Мурманск

В основе федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС) лежит системно-деятельностный подход. Он определяет способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся и направлен на достижение разных групп результатов. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы в стандарте отнесены такие личностныерезультаты, как готовность и способность обучающихся к саморазвитию, самообучению. Обязательным результатом достижения обучающегося должна быть сформированность ценностно-смысловых установок; в области предметных результатов приобретение опыта специфической деятельности по получению новых знаний; и наконец, к метапредметным результатам относится освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) [1]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Для достижения указанных результатов в школе реализуются разные технологии обучения, это проблемное обучение, личностно-ориентированное, технологии проектного и исследовательского обучения и обучение в сотрудничестве. Особенно активно учителями используются проектная и проектно-исследовательская деятельность.  Не является исключением и начальная школа.

Каждый ребёнок – исследователь, и его потребность в поиске, в совершении открытий обусловлена биологически. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития [2]. Вопрос «На сколько полноценно может обучающийся начальной школы провести исследование» уже не является актуальным. Достаточно широко распространяется опыт включения младшего школьника в качестве самостоятельного участника в конференции, семинары, не только на уровне школы, но и города, региона. И зачастую младший школьник исследует глобальные, актуальные проблемы, и при этом, достаточно успешно.  Актуально «…чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту [3]. Зная это, учитель организует работу так, чтобы обучающиеся приобретали позитивный опыт проектирования, им были бы определены условия для формирования универсальных учебных действия: познавательные, информационно-речевые, организационно-деятельностные и личностных, таких как: любознательность, самостоятельность, ответственность и коммуникативность. В процессе проектно-исследовательской деятельности ребёнок приобретает бесценный опыт разных способов соорганизации (учитель-ученик, ученик - ученики, ученик – родитель, ученик - эксперт). Известный русский психолог Л.С. Выготский отмечал: «Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». [4 ]. Как напрячь эти силы и вовлечь ребёнка в поисковую деятельность? Большинством учителей отмечается, что… среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в основной и начальной школе, особое место занимает проектно-исследовательская деятельность. Обучение путём исследований в современном образовательном процессе является наиболее эффективным способом познания окружающего мира. [5] Проектно-исследовательская деятельность, это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося [6]. Таким образом, каждый учитель, который активно использует этот вид, как в урочной, так и во внеурочной деятельности выстраивает систему включения школьника в исследование. Обучение учебному исследованию начинается с 1-го класса, сначала выполнение заданий минимального уровня (на уровне различения); далее - частично-поисковый, предполагающий умение сравнивать, анализировать, здесь предполагается задание типа: определить в тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие, оценить событие; и, наконец, собственно исследовательский этап, предполагающий умение сформулировать вывод из своих наблюдений, сделать предположение, опираясь на отобранный материал, оформить и презентовать проект.

В своей практике я реализую учебные исследования в рамках предметов: математика, русский язык и особенно выделяемый детьми, окружающий мир. Большая работа была выполнена ребятами с помощью родителей, библиотекарей по темам раздела «Человек и общество. Родной край – частица родины» и «Моя Родина». Для представления проектов был урок окружающего мира «Названия  разных  народов,  проживающих  в  данной  местности,  их обычаи,  характерные  особенности  быта». Работа с самого начала задумывалась как групповая, где каждая микрогруппа исследовала определённую область: какие народы населяют Кольский полуостров и история их появления на нём; обычаи и культурное наследие; национальная кухня и костюмы и т.д. Степень самостоятельности в работе над проектами определить трудно, но несомненно каждый участник выполнял своё дело. Дети дополняли исследования рисунками, поделками, учили стихи и слушали песни, и сказки. Большое значение в организации такой деятельности отводится учителю. Он организовывает и направляет, корректирует и вдохновляет, ведь здесь важным является учёт психологических особенностей детей, их готовность к данной работе, сформированность навыка самостоятельной работы с информацией и отбора материала. Кому-то доступно понимание текста из научно-популярных статей , а кто-то усваивает информацию дискретно из предложенного учителем источника, и только после полного усвоения и принятия начинать формулировать выводы. На протяжении всего периода работы очень важно не оставлять ребёнка без внимания, постоянно поддерживать в нём интерес. Проделанная серьёзная работа не остаётся забытой. Обучающиеся защищают свои проекты, при чём делают это почти профессионально, с использованием презентаций, фильмов. По услышанному в классе организуется дискуссия, в ходе которых возникают новые идеи, выдвигаются предположения, определяются новые темы для исследований, и значит работа достигла цели. Школьник не просто использует полученные на уроках знания, а «добывает» их сам. Ребёнок гордится тем, что сделал, понимает то, что труд вложенный им не напрасен, а проект имеет практическую значимость. И в итоге, в проектно-исследовательскую работу включаются все, в помощники привлекают старших учеников и родителей. Но, как показывает практика, интересы детей лежат не только в рамках изучаемых предметов, их интересует музыка, танцы, технологии, и даже медицинские и социальные вопросы. Полезна ли еда в столовой? Почему  чай нужно заваривать, а лимонад нет?. Почему говорят и пишут по-разному? Сколько в мире иностранных языков? Может ли быть количество углов в многоугольнике бесконечным? Почему пингвин не мерзнет? Компьютерные игры – хорошо это или плохо? Правда ли, что мозг растёт? Детям и родителям интересно выполнять проекты по темам:  «Влияние компьютера на неокрепший организм», «Генеалогическое дерево моей семьи», «Моя родословная», «Откуда пришли праздники нашей семьи», и выполняемый на данное время проект «Старинная реликвия моей семьи». Организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе уделено достаточно большое внимание, опубликовано множество интересных статей, в которых транслируется опыт внедрения такой работы, учёными-педагогами даётся обоснованность раннего вовлечения ребёнка в проектную деятельность, методистами институтов развития образования организовываются семинары, конференции и т.п. Поэтому, подготавливая данную статью я не ставила перед собой задачу описывать методолгию, мне важно ещё раз подчеркнуть необходимость организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Именно данная технология позволяет реализовать все требования ФГОС к выпускнику начальной школы. .Нужно помнить, что … «Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами проектно-исследовательской деятельности» [7].

Список использованной литературы

  1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.
  2. Савенков А.И Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.,2003. С.10-1).
  3. Шликене Т.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т.И. Шликене // Начальная школа. – 2010. – № 9. – С. 34–38.с. 34
  4. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24
  5. Лукьянова Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 50–55.
  6. Огурцова З.И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З.И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28., с.25
  7. Григорьев Д. В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя / М. «Просвещение»,2015 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

Организация проектно – исследовательской деятельности в начальных классах

Дети приходят в школу маленькими почемучками.  Этот огонёк любознательности мы должны не только сохранить , но и правильно использовать.  Чтобы на протяжении всего обучения, каждый день...

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, методы и приемы работы с учащимися....

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"

Доклад на тему "Проектно - исследовательская деятельность обучающихся начальных классов в урочное время"...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...