Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
проект ( класс) на тему

Турсунбаева Лейсан Забировна

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, методы и приемы работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Мастер класс

«Организация проектно-исследовательской деятельности

  в начальных классах»

           

   «Расскажи – и я забуду,

                                                                                         Покажи – и я  запомню,

                                                                             Дай попробовать – и я пойму…»  (Китайская пословица) 

 Цель:

   - знакомство с методикой организации проектной и исследовательской    деятельности с учащимися начальных классов;

  -  включение слушателей в активную самостоятельную работу по организации исследовательской деятельности.

 Задачи: 
-      знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами исследовательской деятельности учащихся;
-      определение различных форм, методов и приёмов исследовательской деятельности учащихся; 
-      формирование ситуации успеха, рефлексии, установление духовного контакта между мастером и участниками мастер-класса;

-      профессиональное совершенствование учителя, занимающегося с одарёнными детьми исследовательской деятельностью;

-     формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности.

Оборудование:

компьютер, проектор, презентации, исследовательские работы учащихся, книги « Башкирские имена» , « Что в имени в твоем»

Ход мастер – класса.

Психологический тренинг.

-Если мы срежем цветы, корневая система растения укрепится. Да и срезанные бутоны порадуют нас. Так и в нашей работе. Если постоянно менять содержание, качество образования улучшится.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Очень рада  увидеть вас на своем мастер-классе, на котором хочу  познакомить с  организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов нашей школы; вам будут представлены исследовательские работы учащихся 2-4 классов.

   Я работаю учителем начальных классов 21  год. Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача для меня -  увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Мы постоянно учимся у мастеров педагогического труда.

Кто такой учитель - мастер?  Как я понимаю слово "мастер"?

М - мудрость, приобретается с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии.

  Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Считаю, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся. В нашей школе мы так и делаем, у нас проводятся занятия по  внеурочной деятельности «Мои первые проекты» начиная с 1-го класса. Проводятся эти занятия 1 раз в 2 недели.

  Современную школу невозможно представить без вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения её до уровня исследовательской работы. Именно такая деятельность делает учащихся творческими  участниками процесса познания. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нём человек всё реже может опираться на отработанные стереотипы. Для того, чтобы выжить, современному человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность

  Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.

Главная идея метода проекта: Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление, т.е.   учащиеся учатся увидеть проблему, проектировать, искать информацию, получить продукт,  презентацию, и плюс материал в свое портфолио.

Проект – это 5П:

       Проблема

          Проектирование

               Поиск информации

                   Продукт

                       Презентация

 И еще я добавила бы шестое П,

                          Портфолио.

Работая над проектными работами, учащиеся уже не затрудняясь берутся за исследовательские работы.

     -А  как выбрать тему исследования?  В выборе тем исследований, я опираюсь на методику Савенкова.

Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта

(Савенков Александр Ильич, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ)

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 6. Сочетание желаний и возможностей.

Правило 7. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

Типология проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся:

практико – ориентированные,

исследовательские,

информационные,

творческие,

ролево – игровые

2) По продолжительности:

мини – проекты,

краткосрочные,

средней продолжительности,

долгосрочные (годовые)  

3) По количеству участников:

индивидуальные (личностные),

парные,

групповые

4) По охвату предметов:

монопроект,

межпредметный проект

 

5) По форме продукта:

газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, стенгазета,

мультимедийный продукт и т.д.

  При работе:

 Ученик…

  • Определяет цель деятельности
  • Открывает новые знания
  • Экспериментирует
  • Выбирает пути решения
  • Активен
  • Субъект обучения
  • Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель…

  • Помогает определять …
  • Рекомендует источники информации
  • Раскрывает возможные формы работы
  • Содействует прогнозированию результатов
  • Создаёт условия для активности школьника
  • Партнёр ученика
  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

  В ходе исследования ученик заполняет папку исследователя в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти в книгах и т.д.

  Группы умений, на которые исследовательская и проектная деятельность оказывают наибольшее влияние:

  • Исследовательские;
  • Коммуникативные
  • Оценочные;
  • Информационные;
  • Презентационные;
  • Рефлексивные;

 При  оценивании работ уделяем на параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем,
  • корректность используемых методов исследования,
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями,
  • коллективный (групповой) характер принимаемых решений,
  • характер общения и взаимопомощи,
  • глубина проникновения в проблему,
  • привлечение знаний из других областей,
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои выводы,
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта,
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте.

 Требования к представленным материалам:

• отвечать не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

• при выполнении исследования важно, чтобы учащиеся опирались на памятку, рекомендованную учителем.

         III. Презентация  опыта работы

   В нашем районе ежегодно проводится конкурс исследовательских работ в рамках МАН, сначала учащиеся защищают свои работы в школьном этапе, потом в заочном туре, и отобранные ученики выступают в очном туре муниципального конкурса. Сейчас  эти учащиеся, которые уже в этом году защищали свои работы в очном туре и заняли места, представят вам свои исследовательские работы.

  1. Представление работ учащихся

 (Хакимов Дамир 3класс (Атиковский филиал) « Ҡаҙ көтөү уңышлымы?»,  Яхина Элиза 2б класс

«Календарь профессий моей семьи», Исянгужина Айгиза 4в класс

« Лечение правильным питанием»)  

  1. Практическая часть мастер класса «НАШИ ИМЕНА»

-Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самим поучаствовать в проектной работе.

Сегодня мы поговорим о..

А впрочем, отгадайте загадку: «И у  мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть. Чтобы его узнать, надо вслух сказать.» (имя)

-А зачем человеку имя?

- Правильно, как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя?

Здесь уместно поговорить с детьми о правилах знакомства.

Давайте и мы познакомимся . А поможет нам в этом вот эта ваза с конфетами. Берите конфетку и называйте свое имя и качество характера, которое начинается на первую букву вашего имени.

Начнём с меня-   Лейсан-ласковая…( Я прохожу и всем подаю вазочку)

Спасибо!  

- А вы знаете почему вас так назвали? (высказывания) У кого вы это можете узнать?

- Каждое имя имеет свою историю. Даётся информация из истории имён.

- А кто знает, что обозначает его имя и из какого языка оно к нам пришло? А хотите узнать? А где это узнать?

В этом нам помогут наши помощники книги. (КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА)

А сейчас проведём маленькое исследование с вашими именами. Для этого нам нужно разделиться на 2 группы. В первой группе будут работать коллеги, которые взяли зелёную конфету. Во вторую группу проходят коллеги с желтой конфетой.

 Давайте выясним « Влияет ли имя на характер человека?»

Первая группа: будет проводить своё исследование с женским именем, которое встречается чаще всего ,используя печатные материалы и свой жизненный опыт..

 Вторая группа: проведёт своё исследование с женским именем. которое, по их мнению, встречается реже всего, используя электронные материалы.

План вашей работы:

-поставить цель и наметить задачи по решению проблемы

-Выдвинуть гипотезу и, используя предложенные вам материалы, подтвердить или опровергнуть свои гипотезы.

Сделайте вывод по представленной проблеме.

Так как мы не можем провести полного исследования с использованием всех необходимых методов, сделайте вывод ,исходя из полученной информации и своего жизненного опыта.

На всю работу -5 минут. Выберите человека, который будет следить за временем. Приступайте к работе.

(Включить музыку)

-Уважаемые коллеги, продолжаем работать.

Итак, пожалуйста, первая группа представьте результат своей работы.

Презентация работы второй группы.

  Вывод: Наше исследование –это лишь маленькая частичка большого проекта.. Чтобы оно было полным нам необходимо наблюдать ,опрашивать людей и носителей данного имени, изучить литературу о знаменитых людях и сравнивать черты, характерные для конкретного имени.

Но даже такие маленькие исследования позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях

- Свое общение с вами я хочу закончить притчей: : «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая-я ее умерщвлю, скажет мертвая-выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках»».(слайд)

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным. В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.

-Спасибо  за  внимание!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности  в начальных классах в условиях здоровьесбережения".        Забота о здоровье детей подводит...

Организация учебной исследовательской деятельности учащихся начальных классов

В статье рассматривается вопрос организации подготовительной работы к исследовательской деятельности учащихся начальных классов....

Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...

Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах

Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной  деятельности по русскому языку в начальной школе....