«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка на тему
Мир, за последние десять лет, очень изменился. В потоке новой информации все труднее и труднее ориентироваться, скорость развития новых технологий увеличивается. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования является, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое, формирование умения находить необходимую информацию и уметь ее анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Брусничка» г. Тарко-Сале Пуровского района
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Гриднева Н.С. воспитатель первой квалификационной категории |
2017 год
«Ум человеческий отмечается
такой ненасытной восприимчивостью к познанию,
что представляет собой как бы бездну…»
Я.А. Коменский.
Мир, за последние десять лет, очень изменился. В потоке новой информации все труднее и труднее ориентироваться, скорость развития новых технологий увеличивается. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования является, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое, формирование умения находить необходимую информацию и уметь ее анализировать.
Для того, чтобы ребёнок этому научился и был успешен в будущей школьной жизни необходимо использовать современные педагогические технологий.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Каждый педагог хорошо знаком с этими технологиями и активно внедряет их в деятельности. Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, которая включает в себя, знакомые многим, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», «Соты Кайе», кубики Никитина «Сложи узор», «Геоконт» В.В. Воскобовича.
Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Блоки Дьенеша придумал венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Дьенеш. Этот дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования). Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии мышления. Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями. Да и в обычной жизни умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха. Так что развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни.
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Регулярно используя блоки Дьенеша в работе, я заметила, что в процессе разнообразных действий с блоками, у детей хорошо развиваются мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметно-игровые действия: разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение. Выбирает действия, которые подсказывает ему сюжет игры (выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит).
Блоки Дьенеша - это набор фигур из 48 фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать. В играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Так же существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.
Как же начать свою работу?
Работу по формированию интеллектуальных способностей начала со знакомства с формой и цветом. Сначала предлагала детям игры на развитие умения оперировать одним свойством. Когда дети научились легко справляться с заданием этой ступени, предложила им игры на развитие умения оперировать двумя свойствами, а затем тремя, четырьмя.
В процессе манипуляций дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т.д. Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Когда дети хорошо освоили свойства геометрических фигур, я познакомила с кодовыми карточками, обозначающими свойства фигур. Карточки позволяют развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию.
Постепенно подводила детей к пониманию отрицания свойств (не квадрат, не синий). Познакомила с кодовыми карточками, обозначающими отрицания свойств. В игре «Помоги фигуркам выбраться из заколдованного леса» сначала мы устанавливали, для чего на разветвлении дорог расставлены знаки. Затем выбирали фигурки (блоки) и по очереди выводили их из леса. При этом рассуждали вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть. Дети декодировали (расшифровывали) информацию, производили логические операции «не», «и», «или». Ориентировались в пространстве, озвучивая, куда идут – вправо или влево.
Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. Напомню, что в играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включился соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.
Очень важно, что мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность, позволяют развивать мышление и логику, делают занятия детей разнообразней и интересней. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д. Например, используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.
Очень часто используем такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Вырасти дерево», «Найди пару». Настольно – печатные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим.
На основе игры логический поезд, мною была разработана игра «Фабрика печенья». Дети, проходя через 4 цеха фабрики, выпускают печенье определенной формы. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков.
В сюжетно – ролевой игре в игре «Магазин» мы используем специальные «деньги», в игре «Почта» - письма и открытки. Любимая игра моих ребят «Спасатели». Я объединила несколько игр в одну. Игра «Спасатели приходят на помощь» - одноимённый альбом и игра «Поиски клада». Разрушен город логических блоков. Необходимо помочь его восстановить. По картам – схемам одна команда спасателей восстанавливает здания. Вторая команда – транспорт. Третья – ищет драгоценные камни, чтобы купить продовольствие.
Каждую игру, можно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога и детей.
В режимных моментах, (предметные ориентиры) мы используем логические кубики, для того чтобы выбрать книгу для рассматривания и чтения. Заранее опрашиваю детей, какую книгу они бы почитали, естественно услышав массу предложений, выставляю на полку книги, где у каждой лежит определенный блок. С помощью логического кубика выбираем книгу. Таким способом можно выбирать и дидактические и настольно- печатные игры, распределяться по игровым центрам. Детям это очень нравиться.
Вариативность игр и блокам и обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий.
Практическая часть.
А сейчас я вам предлагаю, немного поиграть.
- Динамическая пауза
Дружно встаньте, улыбнитесь,
выше руки поднимите,
а теперь их опустите
и фигуры все возьмите.
Влево, вправо повернулись.
Сели, встали, красные – похлопали, синие - потопали,
желтые покружились и друг с другом подружились. (поздоровались)
Упражнение такое: вниз нагнулись, разогнулись
Круглые –похлопали, квадратные – потопали,
треугольные – покружились и друг с другом подружились.( обнялись)
На одной ножке поскачите.
Ноги на носок, на пятку.
Всё! Мы сделали зарядку.
- «Игра «Фантазеры»
Таблица с правилом построения необычной фигуры, помогает коллегам выяснить на какое свойство фигур надо смотреть (на форму), с какой фигуры начинать строить необычную (с той, от которой только отходят все стрелки), и установить, что если от фигуры не отходит ни одна стрелка, то к ней ничего не надо пристраивать. Затем коллеги работают в парах и строят сложную фигуру. По окончании работы сравнивают фигуры, находят неточности, устанавливают, на что похожи получившиеся фигуры. При составлении необычных фигур используют правила, которые требуют учета сразу трех свойств (цвет, форма, величина).
- «Раз, два, три – в свой домик беги»
Материал: набор блоков Дьенеша, маркеры пространства с условными обозначениями свойства блоков, большие металлические обручи (серые).
Ход игры: По краям площадки раскладываются обручи, в них ставятся маркеры. Каждому ребенку дается один блок. Дети бегают врассыпную по площадке, по сигналу воспитателя каждый ищет свой домик (бежит в обруч, маркер в котором соответствует свойствам его блока). Усложнение правил: отрицание свойства.
- «Фабрика печенье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль школы в развитии интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста"
Перед каждым из педагогов нашей школы стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестанд...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»...
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши».
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через овладение основами канзаши»....
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Игра как средство развития творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
Важнейшая задача состоит в том, чтобы, формируя новые ценные для творчества качества, шлифуя навыки, не погубить прошлые приобретения: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциатив...
Доклад из опыта работы "Эффективные формы поддержки и развития способностей детей дошкольного возраста в рамках проекта «Успех каждого ребенка»
Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы о...
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст является критическим периодом для развития различных способностей и навыков у детей. Одним из важных аспектов развития является развитие творческих способностей....