Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.
статья
В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию из личного опыта работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.
Толдонова Татьяна Ивановна,
учитель высшей квалификационной категории,
МБОУ «Гимназия №4» г. Курска
Говоря о воспитании сегодняшних школьников, мы часто говорим о патриотическом воспитании. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Сегодня цель патриотического воспитания – личность с активной гражданской позицией. Моральные качества, приобретенные человеком в детстве по большей части, остаются в нем на всю жизнь. Духовные ценности каждым воспитываются самостоятельно. Учитель может только помочь детям осмыслить историю своей Родины, научить искренне переживать за судьбу своего народа и страны.
Учитель занимается патриотическим воспитанием детей как в урочное, так и во внеурочное время. Внеурочная работа дает возможность взаимодействия в этом процессе учителя, учащихся и их родителей.
Какие же методы работы доступны учителю?
- Метод воздействия на формирование сознания личности (убеждение, внушение, беседы, пример). В нашей гимназии это тематические классные часы, встречи с интересными людьми. Так, четвероклассники встречались с ветераном ВО войны генерал – майором В.И. Батюниным; дедушкой нашей ученицы – подполковником Работинским А.Д. На примере своей жизни каждый из этих людей показал пример огромной любви к Родине и верность выбранной профессии.
- Наглядный метод: посещение областного краеведческого музея, Поныровского историко – мемориального музея Курской битвы, мемориального комплекса «Тепловские высоты», музея партизанской славы «Большой Дуб» Железногорского района, мемориального комплекса «Партизанская поляна» на Брянщине, музея «Юные Защитники Родины», музея Курской битвы поискового отряда «Курган». Каждый музей – шаг знакомства с историей Родного края от истоков до современности. С Тепловских высот видна Курская земля, чувствуется мощь проходивших там сражений. Поразил детей мемориал «Большой дуб» - единственный в России музей – памятник, расположенный на месте сожженной деревни. На Брянщине удалось побывать в землянках, увидеть оружие партизан, их действия как будто ожили на макете.
И вот, из наглядного метода вытекают методы организации деятельности и опыта гражданского поведения: создание воспитывающих ситуаций, коллективные дела, проектно – исследовательская работа.
В сотрудничестве с краеведческим музеем Телегиным В. был создан проект
«Создатель щита родины. Непобедимый конструктор». В исследовательской работе рассказывается о жизни и деятельности нашего земляка, выдающегося конструктора Непобедимого Сергея Павловича, одного из создателей ракетного щита нашей страны. Он был человеком под грифом «совершенно секретно», создателем более 28 видов оружия.
После посещения музея «Юные защитники Родины» Кожикину С. заинтересовала судьба основательницы этого музея – Клары Рябовой. Так родилась исследовательская работа о «Маме Кларе». О ней бывшие подростки – фронтовики говорили: «…наша мама Клара не музей создала – она судьбы наши объединила». А в работе « Судьбы, не подвластные забвению» Соня рассказала о детях, героях Великой Отечественной войны, о том, что музей ЮЗР является единственным в России государственным музеем такого рода.
Толчок к изучения судеб детей в этом музее получили В.Тюхова и В. Воронцов. Вику заинтересовала история жизни Ивана Суржикова - знаменитого певца и сына полка армии генерала Батова. Свою исследовательскую работу «Певец с русской душой» она посвятила ему.
Воронцов Всеволод, увидев в музее Юных защитников Родины фотографию вихрастого мальчишки, загорелся стремлением узнать о нем побольше. По его просьбе Всеволода я посетила Дмитриевский краеведческий музей, ведь этот мальчик – глухонемой разведчик Дмитриевского партизанского отряда Чижиков Виталий. Виталий несколько раз попадал в плен к немцам. На допросах немцы его пытали, но держался героически, да и рассказать ничего не мог. После войны семья Виталия переехала в Калининград. Здесь он окончил вечернюю школу, затем институт. Работал на Калининградском заводе «Торгмаш» инженером – конструктором.
В своей исследовательской работе «Маленькие герои большой войны» Всеволод написал и о Лёне Голенькове, друге Чижикова из села Михайловское Железногорского района, и о выпускнике курской школы №4, в которой учится - Коле Букине. Коля собрал команду ребят для уничтожения зажигательных бомб. За борьбу с пожарами от таких бомб Николай с одноклассником были награждены директором школы новыми портфелями и комплектами учебников для 6 класса. Так, проведя исследования, ребята узнали сами и смогли рассказать одноклассникам о героях страшных военных лет – детях и взрослых.
Тема Великой отечественной войны всегда очень актуальна для патриотического воспитания, а в годовщину победы особенно. Научное общество «Совенок» в 2019/2020 году научные слушания посвятило теме 75-летия Победы. Ребята изучали архивы своих семей, музейные документы, газетные статьи разных лет. Результаты исследований были представлены на традиционных научных слушаниях.
Работая по программе «Изучаем Родной край» изучаем историю Курского края. Ребята и учителя принимают участие в региональном конкурсе « Я – курянин». Коллективом был собран диск «Наш край» с исследовательскими работами ребят: «Курск Литературный», «Улицы моего города», «Храмы Курска», «Животный мир Курской области», «Архитектура Курского края» и др.
Важную роль в формировании патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Образцы патриотизма художественных персонажей мы видим в книгах нашего земляка А.П.Гайдара – это Мальчиш - Кибальчиш, Тимур, Алька, Чук, Гек, Маруся и ее родители, Володя Курнаков... Сотрудничество с Литературным музеем даёт возможность познакомиться не только с творчеством авторов, но и узнать о том, как они жили, чем увлекались, как относились к родным местам, посетить их родные места. В музее ребята узнали о Благининой и Горбовцеве, о Носове и Воробьеве, Асееве и Фете, Шаповалове и Асмолове, и о других писателях и поэтах нашей малой родины. Что объединяет их? – любовь к тому месту, где родились и выросли.
После посещения литературного музея и знакомства с произведениями наших земляков появилась работа «Мой земляк Евгений Носов»; ребята стали участниками интернет – проекта «Страна читающая» - «Читаем Фета»;
приняли участие в конкурсе «Живое пламя», посвященном творчеству В.Шаповалова.
Все участия ребят в конкурсах стихов, сочинений, исследовательских работ, фестивалях – метод стимулирования деятельности и поведения. Ведь для каждого важно почувствовать свою нужность и важность своего труда.
Таким образом, показав практическую значимость методов и форм патриотического воспитания на практике, мы видим, что патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
Алексей Николаевич Толстой