Статья на тему "Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС".
статья на тему

Базурова Елена Владимировна

В статье раскрываются основные этапы работы в начальной школе по формированию патриоического воспитания в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме: «Патриотическое воспитание в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

    В нашей школе, как и во всех других, разработана Основная образовательная программа начального общего образования на период с 2011 по 2016 годы.

    6 пункт программы так и называется «Программа духовно-нравственного развития, воспитания   обучающихся на ступени начального общего образования».

    Основная педагогическая цель - воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, принципиального и компетентного гражданина России» (стр. 103).

    В программе есть очень важный раздел  - «Патриотическое воспитание».

    Это развитие познавательного  интереса к  истории нашей  Родины, воспитание чувства гордости за её историю.

     Планируемый результат - ученик, у которого есть любовь к Родине, к народу, к малой родине, служение Отечеству.

Устойчивое положительное отношение к истории, традициям и культуре.

Обозначены  формы работы:

-экскурсии;

-беседы;

-внеурочные мероприятия.

    Всё это проводится  в течение  учебного года и,  как вы понимаете,  вся ответственность лежит на классных руководителях. Ответственность, за которую спросит  время – когда дети вырастут, тогда будет виден их нравственный стержень, одной из составляющих которого непременно должно быть чувство патриотизма.

    Воспитать это чувство в одночасье нельзя   – требуется ежедневная работа, продолжительная и целенаправленная. Учащиеся должны чувствовать и видеть, что их учитель безгранично любит свою страну и свой народ, тогда они будут верить учителю, и воспитание патриотизма будет направлено в нужное русло.

    Формируя чувство  патриотизма  у своих учащихся, мы, как классные руководители, как раз и опираемся на любовь детей к семье, дому, городу, школе, природе.    Приучаем их учиться чувствовать тех, кто и что их окружает, как это важно для них.  

Я узнал, что у меня
Есть огpомная семья —
И тpопинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все мое, pодное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Это известное всем стихотворение из кинофильма «Брат – 2» как раз и отражает самую суть патриотического воспитания младших школьников.

   В работе по патриотическому воспитанию мы используем следующие формы работы:

-тематические беседы;

-классные часы;

-экскурсии;

-выпуск стенгазет;

-внеклассные мероприятия;

-проектная деятельность.

       Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку, математике есть много материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны. Главное, чтобы было желание учителя и родителей. Ведь они -  один из главных «винтиков» в этом процессе. В современном обществе авторитет родителей, чаще всего, сильнее, чем у учителя.   

Начиная с первого класса, в свою работу мы включаем задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, города, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.                                             

  Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас». Изучая тему «Полезные ископаемые», разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?! А вот  ещё пример.   В учебнике для 2 – го класса мы изучаем темы «Достопримечательности города Москвы и Санкт – Петербурга, «Достопримечательности Московского Кремля». В разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которым любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. 4 класс посвящен истории нашей страны.

     Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по- настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину. В начальной школе большое внимание уделяется этому вопросу: Знакомство с народным творчеством русского народа на уроках чтения, разучивание песен на уроках музыки, знакомство с народными играми на уроках физкультуры, с различными видами декоративно- прикладного искусства на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, знакомство с одеждой, домашней утварью, укладом жизни простого народа.

Для воспитания патриота можно использовать  материал любого учебника. Возьмём  учебник по литературному чтению, авторы  Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., в нем много произведений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. В учебнике русского языка есть тема «Вежливые слова». Изучая эту тему на уроках, мы учим детей говорить добрые слова, здороваться со взрослыми и сверстниками. Напоминаем, что в школе слова приветствия нужно говорить всем окружающим.

                                                                                                                                              Мы каждый год со своими детьми проводим классные и внеклассные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Эти мероприятия очень важны, потому что они учат  уважать  окружающих  людей, товарищей, одноклассников,  не предавать друзей, близких, воспитывать «чувство локтя». Эти мероприятия сплачивают детей. 

    В этом году месте с родителями перед праздником Великой победы мы начали исследовательскую работу «Бессмертный полк». Дети готовили стихотворения, песни, поздравления к 9 Мая.  Проводились классные часы на темы: «Страницы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов», «Народ в Великой Отечественной войне», «900 дней блокады Ленинграда» и др., конкурсы чтецов.

       Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным.    Патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь  к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Мы с учениками создавали родословную своей семьи, рисовали семейное дерево, проводили праздники для мам и бабушек.  Дети с любовью рассказывали о своих родителях, показывали  фотографии из домашних альбомов, вызывая  неподдельный интерес одноклассников.  В школе происходит знакомство с различными профессиями, проводим классные часы на тему: «Все профессии важны», «Кем я хочу быть, когда вырасту? Тем самым дети учатся уважать труд старших.

       Дети побывали на различных экскурсиях в городе Кимры и Москве. Красная площадь, Кремль, театры и музеи несут не только познавательную информацию, но еще и воспитывают чувство гордости за свою Родину, ее писателей, поэтов и художников. По гражданско-патриотическому направлению проводятся беседы и классные часы: «Я – гражданин», «Права человека», «Символика России», «День Герба и флага города Кимры». Учащиеся возлагают цветы к памятникам, проводятся праздники к 23 февраля и Дню Памяти, который проводится 15 февраля. Ребята регулярно участвуют в мероприятиях посвященных «Дню здоровья», «Веселые старты», забеге, посвященном Туполеву, в открытии турниров по хоккею в ледовом дворце «Арктика» и т.д.

         Наши дети готовы убирать мусор, помогать старикам, развешивать кормушки и скворечники, а ведь это тоже, пусть  маленькая, но ступенька  к  патриотическому чувству. Ежегодно дети участвуют в акции «Помоги птицам зимой», готовили проект «Красная книга».

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

   Особо хочется  остановиться на такой форме работы, как проект.

    В этом учебном году ученики начальных классов подготовят проекты и выступят на школьной конференции в рамках муниципального проекта «Моя малая Родина», посвященного юбилею города Кимры.

Цель: воспитание гордости за свой город через знакомство  со старым городом, его известными людьми и достопримечательностями. А ведь это одна из ступенек в формировании патриотизма ученика начальной школы.

Беседы с учащимися дают очень хороший результат только в том случае, когда они чувствуют искренность собеседника. Вот тогда они прислушиваются к мнению взрослого, станут подражать его поступкам и это тоже необходимо использовать в работе над воспитанием чувства патриотизма, но если у взрослого это чувство есть. Не забудем воспитывать у ребят и любовь к школе: красивые коридоры, туалеты, чистые классы, новая мебель – все это нужно беречь.

Над какими еще проектами можно поработать. К годовщине ВОВ можно разработать проект «Моя семья в годы ВОВ», создать семейный альбом с фотографиями  воевавших родственников. К 23 февраля можно сделать праздник в классе «Мой папа служил в армии», со стенгазетами, атрибутикой, фотографиями, армейской формой. В проекте «Все профессии важны, все профессии нужны» можно рассказать о профессиях своих родных.

    Подводя итог, хочется сказать, что при формировании чувства патриотизма  необходимо учитывать интересы и ценностные установки  детского  коллектива, вовремя корректировать формы работы, показывать личный пример, а самое главное - формировать личность ребёнка на основе традиций и духовных ценностей семьи, школы, города, всего русского народа. Без всего этого вся работа будет неэффективной или напрасной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

Статья " Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Они создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, ...

Статья "Использование ИКТ в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В статье раскрываются возможности использования ИКТ в начальной школе. Использование средств ИКТ позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными.Они создаю...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...

Статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависи...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО (статья для выступления на РМО)

Чтобы успешно учиться - нужно иметь хорошее здоровье.  Здоровый ребёнок  успешно адаптируется в социальной среде, нормальный рост и гармоничное развитие во многом определяются средой, в кото...

Статья: "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС".

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспита...