Работа учителя начальных классов в рамках преемственности образования.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Преемственность в образовании
- «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.» (Л.С. Выготский) слайд 2
Действительно, школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта.
Слайд 3
Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию (словарь)
Слайд 4
Преемственность (с точки зрения детского сада)
– это ориентация на требования школы, формирования тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения
Слайд 5
Преемственность (с позиции школы)
– это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка на момент начала обучения.
Поэтому назрела проблема и необходимость сотрудничества.
2) В нашей школе (как и в других школах) каждый год ведётся большая работа с будущими первоклассниками. Договоры о сотрудничестве подписаны с детскими садами № 2, № 5 города Велижа, согласованы планы работы по преемственности.
Слайд 6
Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:
Работа с педагогами (организационно-методическое обеспечение);
работа с детьми;
работа с родителями.
Слайд 7
Работа с педагогами включает:
Совместные заседания МО
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения занятий.
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
Слайд 8
Работа с детьми включает:
Совместную работу по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Экскурсии в школу.
Слайд 9
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Консультации психолога и учителя.
Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
В этом году на данном этапе уже проделана большая работа (фото).
Слайды 10-16
НО, к сожалению, не все дети посещают детские сады! В этом году мы набрали 60 первоклассников. Большинство из них посещают детские сады, школу раннего развития в доме творчества, 6 – не посещают ни одно детское учреждение.
3) Работа с родителями.
Слайд 17
Проводим родительские собрания, на которых главный вопрос родителей: как подготовить к школе, чему учить?
Показ презентации родительского собрания. Психолог разработала буклет (показ).
4) Какие придут ученики, с какой базой? Это всегда остаётся загадкой. Тестирование перед школой теперь не проводятся, дети приходят разные (кто-то посещал детский сад, кто-то нет, кто-то занимался у репетитора, а кто-то едва разговаривает). Учить необходимо всех!
Слайд 18
Поэтому проводим Входную диагностическую работу для учащихся 1-х классов.
Диагностическая работа составлена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями дошкольного образования (Приказ МО РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) и в соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования.
Цель работы, содержание работы, сроки.
Показ заданий.
Итоги входной диагностики. Слайд 19
Из 57 учащихся повышенный уровень показали 18, средний 38, низкий 2 человека.
5) Адаптационный период в школе 1 первоклассников (Письмо Минобразования от 20.04.2001г. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»). Слайд 20
- дополнительные каникулы
- недельная нагрузка 21 ч
- безотметочное обучение
Без домашнего задания
- «ступенчатый» режим: сентябрь-октябрь по 3 урока, а 4-ый урок в нетрадиционной форме
- продолжительность урока: 1 полугодие – 35минут, со 2 полугодия – 40минут.
- динамическая пауза 40 минут.
6) Портрет выпускника начальной школы.
На что ориентируется учитель начальных классов в процессе обучения и воспитания учащихся? На стандарт.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.
В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: Слайд 21
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
7) Пролетели 4 года. За эти 4 года мы стараемся не только дать необходимые детям знания, но, самое главное, стараемся научить учиться!!!! Учителя начальной школы отчетливо видят как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивают его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Часто получается такая ситуация СЛАЙД 22. Необходимость работа по преемственности между 4 и 5 классами.
И вот наступает ещё один трудный момент в жизни школьников – переход в среднее звено. Слайд 23
8) Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника.
Слайд 24
Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс.
Трудности:
- смена социальной обстановки;
- изменение роли учащегося;
- увеличение учебной нагрузки;
- изменение режима дня;
- разность систем и форм обучения;
- нестыковка программ начальной и основной школы;
- различие требований со стороны учителей-предметников;
- изменение стиля общения учителей с детьми.
Кабинетная система! Родительский контроль ослаблен!
9) Я не буду останавливаться на той работе, которая проводится в 5 классе во время адаптационного периода. Я расскажу о том, какую работу делают учителя 4 –х классов, чтобы подготовить учащихся к этому трудному периоду: слайд 25
- Организуем посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками, которые будут преподавать в 5 классе.
- Организовываем посещение промежуточной аттестации, ВПР в 4-х классах учителями предметниками.
- Открытые уроки учителей 4-х классов.
- Родительское собрание «Впереди у вас – 5-ый класс» с привлечением школьного психолога.
- Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
- Посещение будущими классными руководителями уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий в 4 классах.
- Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
- Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.
Вся эта работа требует от учителя много сил, времени. Трудности учителя 4 класса: ПА, ВПР, работа с будущими 1-классниками, работа с учителями-предметниками 5 классов.
Слайд 26
Ради детей можно найти время, силы и средства. Чтобы оглянувшись на свои школьные годы человек вспоминал об этом периоде как о самом счастливом времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы учителя начальных классов по организации мероприятий с детьми и родителями в рамках преемственности ДОУ и МБОУ.
Рабочий материал содержит план работы с будущими первоклассниками. Обеспечивает создание благоприятных условий для воспитания и обучения будущих первоклассников, охраны и укрепления их здоровья, обесп...
Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сегодня профессиональный успех завтра», 2014 год
Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сего...
Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников...
проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС
Тема: Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОСАннотация.Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать ...
ИТОГ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РИП ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Итог работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода через проектную и исследовательскую деятельность младших школьников» в рамках РИП «Обеспечение реализациисистемно-деят...
«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»
Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью одним из эффективных м...
Доклад по теме "Использование инновационных технологий в работе учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС НОО"
Доклад на ШМО учителей начальных классов...