Работа учителя начальных классов в рамках преемственности образования.
статья на тему

Цыганкова Светлана Николаевна

Выступление на коллегии отдела образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Преемственность в образовании

  1. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.» (Л.С. Выготский)                                  слайд 2

Действительно,  школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника, организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта.  

Слайд 3

Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию (словарь)

Слайд 4

Преемственность (с точки зрения детского сада) 
– это ориентация на требования школы, формирования тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения

Слайд 5

Преемственность (с позиции школы)
– это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка на момент начала обучения.

Поэтому назрела проблема и необходимость сотрудничества.

2) В нашей школе (как и в других школах) каждый год ведётся большая работа с будущими первоклассниками. Договоры о сотрудничестве подписаны с  детскими садами № 2, № 5 города Велижа, согласованы планы работы по преемственности.

Слайд 6

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

Работа с педагогами (организационно-методическое обеспечение);

работа с детьми;

работа с родителями.

Слайд 7

Работа с педагогами включает:

Совместные заседания МО

Семинары-практикумы.

Взаимопосещения занятий.

Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Слайд 8

Работа с детьми включает:

Совместную работу   по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.

Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Экскурсии в школу.

Слайд 9

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

Совместное проведение родительских собраний.

Проведение дней открытых дверей.

Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.

Консультации психолога и учителя.

Организация экскурсий по школе.

Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

В этом году на данном этапе уже проделана большая работа (фото).

Слайды 10-16

НО, к сожалению, не все дети посещают детские сады! В этом году мы набрали 60 первоклассников. Большинство из них посещают детские сады, школу раннего развития в доме творчества, 6 – не посещают ни одно детское учреждение.

3) Работа с родителями.

Слайд 17

    Проводим родительские собрания, на которых главный вопрос родителей: как подготовить к школе, чему учить?

Показ презентации родительского собрания. Психолог разработала буклет (показ). 

4) Какие придут ученики, с какой базой? Это всегда остаётся загадкой. Тестирование перед школой теперь не проводятся, дети приходят разные (кто-то посещал детский сад, кто-то нет, кто-то занимался у репетитора, а кто-то едва разговаривает). Учить необходимо всех!

Слайд 18

        Поэтому проводим Входную диагностическую работу  для учащихся 1-х классов.

Диагностическая работа составлена в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями дошкольного образования (Приказ МО РФ № 655 от 23 ноября 2009 года) и в соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования.

Цель работы, содержание работы, сроки.

Показ заданий.

Итоги входной диагностики. Слайд 19

Из 57 учащихся повышенный уровень показали 18, средний 38, низкий 2 человека.

5) Адаптационный период в школе 1 первоклассников (Письмо Минобразования от 20.04.2001г. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»). Слайд 20

- дополнительные каникулы

- недельная нагрузка 21 ч

- безотметочное обучение

Без домашнего задания

- «ступенчатый» режим: сентябрь-октябрь по 3 урока, а 4-ый урок в нетрадиционной форме

- продолжительность урока: 1 полугодие – 35минут, со 2 полугодия – 40минут.

- динамическая пауза 40 минут.

6) Портрет выпускника начальной школы.

На что ориентируется учитель начальных классов в процессе обучения и воспитания учащихся? На стандарт.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: Слайд 21

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию,  высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

7) Пролетели 4 года. За эти 4 года мы стараемся не только дать необходимые детям знания, но, самое главное, стараемся научить учиться!!!!  Учителя начальной школы отчетливо видят как вырос каждый ребенок и какой образовательный  потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оценивают его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе «учитель –предметник» приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников  маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Часто получается такая ситуация СЛАЙД 22. Необходимость работа по преемственности между 4 и 5 классами.

И вот наступает ещё один трудный момент в жизни школьников – переход в среднее звено. Слайд 23

8) Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. 

Слайд 24

Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из 4-го в 5-й класс.

Трудности:

  • смена социальной обстановки;
  • изменение роли учащегося;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • изменение режима дня;
  • разность систем и форм обучения;
  • нестыковка программ начальной и основной школы;
  • различие требований со стороны учителей-предметников;
  • изменение стиля общения учителей с детьми.

Кабинетная система! Родительский контроль ослаблен!

9)  Я не буду останавливаться на той работе, которая проводится в 5 классе во время адаптационного периода. Я расскажу о том, какую работу делают учителя 4 –х классов, чтобы подготовить учащихся к этому трудному периоду: слайд 25

  • Организуем посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками, которые будут преподавать в 5 классе.
  • Организовываем посещение промежуточной аттестации, ВПР в 4-х классах учителями предметниками.
  • Открытые уроки учителей 4-х классов.
  • Родительское собрание  «Впереди у вас – 5-ый класс» с привлечением школьного психолога.
  • Согласование учебных программ с учителями-предметниками.
  • Посещение будущими классными руководителями уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий в 4 классах.
  • Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.
  • Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Вся эта работа требует от учителя много сил, времени. Трудности учителя 4 класса: ПА, ВПР, работа с будущими 1-классниками, работа с учителями-предметниками 5 классов.

Слайд 26

Ради детей можно найти время, силы и средства. Чтобы оглянувшись на свои школьные годы человек вспоминал об этом периоде как о самом счастливом времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя начальных классов по организации мероприятий с детьми и родителями в рамках преемственности ДОУ и МБОУ.

Рабочий материал содержит план работы с будущими первоклассниками. Обеспечивает создание благоприятных условий для воспитания и обучения будущих первоклассников, охраны и укрепления их здоровья, обесп...

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сегодня профессиональный успех завтра», 2014 год

Выступление на секционном заседании муниципального методического объединения учителей начальных классов  в рамках августовской конференции педагогических работников «Качественное образование сего...

проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОС

Тема: Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов в рамках ФГОСАннотация.Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать ...

ИТОГ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РИП ЗА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Итог работы по теме  «Реализация системно-деятельностного подхода через проектную и исследовательскую деятельность младших школьников» в рамках РИП «Обеспечение  реализациисистемно-деят...

«Дидактические игры в работе учителя начальных классов в коррекционной школе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью»

Игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.С детьми с тяжёлой умственной отсталостью  одним из эффективных м...