Формирование информационных умений у младших школьников.
методическая разработка на тему
Формирование информационных умений у младших школьников.
Работа с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на школьном методическом объединении | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7
г.Чехов Московской области
Выступление на ШМО по теме:
«Формирование информационных умений у младших школьников.
Работа с текстом».
Подготовила:
Абырина Е.В.
учитель начальных классов
первой категории
2016-2017 учебный год
Формирование информационных умений у младших школьников.
Работа с текстом.
В современном мире текст мы можем увидеть во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.
Актуальность данной темы состоит в том, что обучающиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у школьников при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.
Суть обозначенных причин сводится к следующему: учащиеся не умеют понять прочитанное - мало думают сами, что, на наш взгляд, является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить школьников работать с текстом, во-вторых - заинтересовать их в изучении информации, что, в итоге, и должно обеспечить «грамотность чтения».
Текст - это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.
Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции - всё это позволяет интерпретировать текст.
Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.
Как видим, работа с информацией неизбежно требует от учащихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.
Формированию у младших школьников навыков (универсальных действий) работы с информацией сейчас, в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, уделяется огромное внимание.
Стандарт подразумевает следующие направления работы с информацией:
I. Получение, поиск и фиксация информации
II. Понимание и преобразование информации
III. Применение и представление информации
IV. Оценка достоверности получаемой информации
Наша начальная школа определила для себя следующие форматы информации. На страницах печатных изданий ученики знакомятся с информацией, представленной в разных форматах (рисунок, таблица, диаграмма, схема, карта).
Еще одной особенностью нашей гимназии, в сфере получения информации, является наличие хорошо укомплектованного справочно–информационного центра.
Формировать навык работы с информацией у младших школьников начинаем с первого класса, уже в период обучения грамоте.
Пример.
Буквально с первых уроков, работая над содержанием сказки «Колобок» в азбуке, ребята сталкиваются с непонятным им словом «сусеки». По мере работы над картинками, текстами русской азбуки, ученик убеждается, что русский язык богат, разнообразен, удивительно красив и что в нем существует огромное количество слов, значение которых им предстоит постигнуть.
Используя разнообразные методы, учителя подводят ученика к тому, что, зачастую не зная лексического значения слов, нельзя постигнуть и самого текста.
Первый словарь, с которым знакомятся ребята первого класса это толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Далее ребенок подводится к мысли, что для того, чтобы лучше понять русские народные сказки, в пару к современному словарю С.И.Ожегова существует толковый словарь В.И.Даля.
Таким образом, мы поясняем архаизмы, которые продолжают использоваться в живом русском языке.
Процесс введения словаря в работу прост: ребятам показывают ряд книг художественного содержания в ярких обложках и среди них словарь. Ученикам предлагается задание: определить, в какой из книг дается толкование слова. При этом можно использовать групповые обсуждения, обсуждения в парах. Как правило, ребята быстро находят ответ на вопрос. Учитель читает статью из словаря, адаптируя ее к пониманию детьми. В дальнейшем этот метод можно использовать в виде «секретного поручения»: накануне анализа незнакомого текста сильные ученики получают задание в конвертах, устно, по электронной почте.
По мере чтения более сложных текстов и необходимости введения понятий «синоним», «антоним», «фразеологизм» детей подводят к мысли о существовании словарей подобного типа.
Пример.
Так на страницах «Русской азбуки» ребята также сталкиваются с фразеологизмами «совать свой нос», «ловить ворон». Учитель обращает внимание учеников на то, что непонятным является не одно слово, а целая фраза.
Первое знакомство с фразеологическим словарём выглядит так: я показываю два словаря — толковый и фразеологический. Прочитав название, ребята легко находят словарь, в котором содержится нужная им информация.
На страницах впервые вводится понятие «антонимы» (старый — новый, высокий — низкий, толстый — тонкий). Хотя знакомство со словами-синонимами на страницах «Русской азбуки» не предусматривается, учитель вводит это понятие параллельно с понятием «антонимы». Здесь же происходит знакомство и со словарями синонимов и антонимов.
Таким образом, к концу первого класса ученик уж знаком с четырьмя типами словарей: толковый, фразеологическим и словарями синонимов и антонимов.
Работа со словарями продолжается на уроках математики, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства.
По мере улучшения качества чтения учеников, учитель переходит от собственного чтения словарной статьи к всё более частому использованию «секретных заданий» большим количеством учеников.
На уроках часто практикуются задания такого вида: в справочном бюро, которое расположено в классе в удобном месте, в свободном доступе и в достаточном количестве, раскладываются словари разного вида вперемешку с энциклопедиями и детскими художественными книгами. В каждой книге закладка. При работе с незнакомыми словами ребятам предлагается найти тот словарь, который даст ему необходимую информацию.
Например.
Во 2 классе было предложено с помощью необходимого словаря найти значение слова «лукоморье», при этом ребята выбрали два словаря: современный Ожегова и В.И. Даля. А на уроке изобразительного искусства найти значение слова «мозаика».
Ребята выбрали не только толковый словарь, но и словарь иностранных слов. Из этого учитель сделал вывод, что ребята научились различать словари и выбирать необходимые для работы.
В 3-4 классах широко используется фразеологический словарь, ибо фразеологизмы не только часто встречаются в текстах, но и делают речь человека, владеющего русским языком, более образной и живой.
На уроках русского языка уже в первом классе ребята знакомятся с орфографическим словарём. Начиная понимать, что в русском языке часто написание расходится с произношением и не всякий раз можно применить правило, чтобы грамотно написать слово, дети приходят к выводу необходимости использования такого словаря.
Например.
Ребёнку даётся для сравнения два слова: мороз и вода. В каждом из них определяется ударение, выявляется безударный гласный, который в обоих случаях обозначает звук «а». Уже зная правило, ребята легко находят проверочное слово к слову вода и убеждаются, что звук «а» на письме обозначают буквой «о». Пытаясь подобрать проверочное слово к слову мороз, они убеждаются, что проверочного слова не существует. Учитель подводит к мысли о том, что поможет им в поиске информации — орфографический словарь.
Работая над словами с непроверяемыми безударными гласными, для быстрого запоминания правильного написания слова, учитель ненавязчиво, чтобы не перегрузить информацией, знакомит ребят с понятиями «этимология слова» и «этимологический словарь».
Например.
При знакомстве с написанием слова «дорога», ученики из этимологического словаря узнали, что произошло это слово от славянского «дор», что означает расчищенное место, слово короткое и быстро запомнилось.
Говоря о введении словарей, нельзя не сказать о таких внеклассных мероприятиях, которые осуществляют поддержку уроков. Это игры: «Брейн- ринг», «Своя игра», «Умники и умницы», в заданиях которых обязательно присутствуют вопросы, ответы на которые требуют помощи словарей.
В нашей гимназии проводятся конференции, которые показывают результаты сформированности информационной культуры младших школьников. На конференциях учащиеся начальных классов защищают свои проекты, показывая свою работу с различными источниками информацией.
Стандарты второго поколения наряду с освоением общих навыков работы с информацией ориентируют выпускника начальной школы применять средства информационных и коммуникационных технологий.
ИКТ служат средством доступа к обучению, что необходимо для успешного вовлечения учащихся в информационное общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...
Формирование информационной грамотности младшего школьника
Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов.
Актуальность данной проблемы в том, что в настоящее время так много информации и поступает она из различных источников, что возникает необходимость научить детей ориентироваться в этом информационном ...
Презентация к докладу на тему "Формирование информационной культуры младших школьников посредством метода проектов".
Данная презентация относится к теме "Формирование иформационной культуры младших школьников посредством метода проектов"....
Формирование информационной компетенции младших школьников
Статья о методах работы по формированию информационной компетенции младших школьников. Задача современного образования это формирование и развитие различных компетенций, на мой взгляд информацио...
"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г
Цели: : ü расширить представление о времени, дате,ü ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü раскрыть понятие «календарь» и его зн...