Рабочая программа по труду. 3 класс школы 8 вида.
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по труду с подробным календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trud_3k.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
ИНН/КПП 7736210899/772801001
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2016-2017уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЛЯ 3 К КЛАССА
НА 2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Срок действия - 1 год.
Разработчик программы:
Полякова Юлия Витальевна
Москва
2016г.
Пояснительная записка.
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Трудовое обучение»:
1. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
3. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
5. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
6. Учебный план.
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
8. Программы по письму и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
9. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой, (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) Москва, «Просвещение», 2006г.
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по трудовому обучению для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; «Просвещение», 2006 г.
Программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) в 3 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) , направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Структурно и содержательно программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) в 3 классе составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ручного труда в 1, 2 классах, уроков математики в 1,2 классах, уроков развития устной речи в 1, 2 классах и рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Трудовое обучение» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) в 3 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Трудовое обучение» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной области «Технологии», ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной области «Технологии», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Трудовое обучение».
Цель программы обучения:
подготовка обучающихся к общетехническому труду, развитие самостоятельности при выполнении трудовых заданий, воспитание положительных качеств личности обучающихся: трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе.
Задачи:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы;
- воспитание уважения к людям труда.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса положены следующие принципы:
- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
- развитие и коррекция высших психических функций.
- Мотивация к учению.
- Принцип научности и доступности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучающихся.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
- Тематический принцип планирования учебного материала.
- Направленность на развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Трудовое обучение» в 3 классе.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Виды труда:
· работа с глиной и пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами;
· работа с проволокой и металлоконструктором;
· работа с древесиной.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Трудовое обучение» в 3 классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Достаточный уровень освоения предметных результатов
Первая четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно. Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые контрольные действия. Отчет о последовательности изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Вторая четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией. Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью учителя, остальных — самостоятельно.
Самостоятельный отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление материала 1—2 классов.
Третья четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.
Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчет об этапах изготовления изделия. Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии.
Четвёртая четверть
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.
Минимальный уровень освоения предметных результатов
Слабые обучающиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;
- навыки формирования собственной культуры;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Общая характеристика курса
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых обучающихся.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений обучающихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления обучающихся с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
- 3 класс
- Первая четверть
- РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)
- Практические работы
- · Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
- · Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.
- · Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
- · Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
- · Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
- Практические работы
- · Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
- · Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
- · Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
- РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ
- Практические работы
- · Экскурсия в слесарную мастерскую.
- · Выпрямление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
- · Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
- · Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
- РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
- Практические работы
- · Экскурсия в столярную мастерскую.
- · Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры для изделий из природных материалов и макетов, сделанных в 1 и 2 классах.
- · Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
- · Изготовление по образцу плечиков для одежды из круглой палочки и проволоки, колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
- · Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
- Вторая четверть
- РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- Практические работы
- · Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).
- · Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
- РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
- Практические работы
- · Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой.
- · Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. Составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз).
- · Разборка собранных изделий.
- · Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые учащиеся делают только лопатку.
- · Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.
- · Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
- Практические работы
- · Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.
- · Изготовление елочных игрушек.
- · Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
- · Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.
- · Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
- .
- Третья четверть
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
- Практические работы
- · Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.
- · Изготовление обложки для проездного билета.
- · Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.
- · Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.
- · Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
- РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- Практические работы
- · Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
- · Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.
- · Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
- · Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).
- · Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.
- РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
- Практические работы
- · Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.
- · Изготовление по образцу из готовых полуфабрикатов кукольной мебели с применением соединения деталей на гвоздях (стол, стул, кресло, кровать).
- · Самостоятельное изготовление по образцу из полуфабрикатов несложных игрушек-лопаток, носилок, корабликов.
- · Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины — детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно-гигиенические требования. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отверткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор необходимых деталей). Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
- Четвертая четверть
- РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)
- Практические работы
- · Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем.
- · Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.
- · Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
- РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
- Практические работы
- · Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.
- · Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.
- · Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
- РАБОТА С МЕТАЛЛОКОНСТРУКТОРОМ
- Практические работы
- · Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Самостоятельная сборка по техническому рисунку дорожного знака. Слабые ученики выполняют работу по заделу.
- · Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
- · Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
- · Приемы работы. Повторение приемов, обозначенных в третьей четверти.
- РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
- Практические работы
- Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. Слабые учащиеся выполняют изделия по образцу.
- Межпредметные связи
- Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.
- Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.
- Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.
Нормы оценивания:
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила охраны труда.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила охраны труда.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила охраны труда.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила охраны труда.
Учебно-тематическое планирование уроков трудового обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3К классе.
Работа с природным материалом (4 часа)
№ | Дата | Тема | Коррекционные задачи | Словарь | Технические сведения | Приемы работы | Тип урока | Оборудование | Домашнее задание и повторение |
1 | Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. | Коррекция внимания | Природный материал | Свойства материалов: цвет, форма величина. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока и т.д.) | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. Рациональное использование случайных материалов. | Экскурсия | Пакеты, кулечки. | Повторить свойства природных материалов. | |
2 | Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, палочек, бумажных деталей. | Коррекция зрительного восприятия | Жираф, початки | Виды соединений. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. | Комбиниро ванный | Образец поделки, кукурузные початки, палочки, бумажные детали, картинки диких животных, стеки, пластилин. | Повторить свойства пластилина. | |
3 | Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски жёлудя, проволоки, пластилина. | Коррекция образного мышления | Плюски жёлудя | Инструменты: шило, нож, ножницы, кисть. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. | Комбиниро ванный | Картинка паука, скорлупа ореха, плюски жёлудя, проволока, пластилин. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с пластилином. | |
4 | Самостоятельное изготовление по устному описанию стрекозы из пластилина, крылаток ясеня или клёна, плюсок желудей, травинок. | Коррекция воображения | Стрекоза, крылатки ясеня | Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. | Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек проволоки. | Комплекс ное применение знаний и умений | Картинка стрекозы, пластилин, крылатки ясеня, клена, плюски желудей, травинки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства пластилина. |
Работа с бумагой и картоном (4 часа)
5 | Окантовка картона полосками бумаги. | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Окантовка | Назначение окантовки в изделиях из картона. Клей: казеиновый, ПВА. | Разметка бумаги и картона по линейке. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
6 | Окантовка картона листом. | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Картон | Назначение окантовки в изделиях из картона. | Вырезывание и намазывание клеем окантовочных полосок. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги. | |
7 | Изготовление по образцу подложек квадратной формы. | Коррекция восприятия формы предмета | Подложка | Клей: казеиновый, ПВА. | Приемы обработки углов изделий при окантовке. | Комплексное применение знаний и умений | Картон, ножницы, клей, линейка, карандаш. | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
8 | Изготовление по образцу подложек прямоугольной формы (для наклеивания вырезок). | Коррекция восприятия формы предмета | Подложка | Клей: казеиновый, ПВА. | Приемы обработки углов изделий при окантовке. | Комплексное применение знаний и умений | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги и картона. | |
Работа с проволокой (4 часа) | |||||||||
9 | Виды проволоки, её назначение. Выпрямление проволоки волочением, сгибание её под прямым углом, отрезание проволоки по заданному размеру. | Коррекция зрительного восприятия | Проволока | Виды проволоки: медная, алюминиевая. Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; Правила безопасной работы. | Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами и молотком. Резание проволоки кусачками. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Различные виды проволоки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Виды проволоки. | |
10 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. | Коррекция воображения | Контур | Проволока толстая и тонкая, мягкая и жесткая (упругая). | Резание проволоки кусачками. | Комбинированный | Проволока, Наглядно-раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» | Повторить виды проволоки. | |
11 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. | Коррекция воображения | Лебедь | Инструменты для работы с проволокой: кусачки, молоток. Правила безопасной работы. | Сгибание проволоки. | Комплексное применение знаний и умений | Проволока, Набор картинок «Птицы». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить инструменты для работы с проволокой. | |
12 | Изготовление стилизованных фигурок животных. | Коррекция воображения | Животные | Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно- гигиенических требований при работе с проволокой. | Сгибание проволоки. | Комплексное применение знаний и умений | Проволока, набор картинок Животные». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с проволокой. | |
Работа с древесиной (4 часа) | |||||||||
13 | Экскурсия в школьную столярную мастерскую. | Коррекция зрительного восприятия | Столяр. Лучина, наждачная бумага | Элементарные сведения о назначении и применении древесины. | Экскурсия | Лучина, нож, наждачная бумага. | Рассказать о назначении и применении древесины. | ||
14 | Упражнения: сломать лучину, расколоть ножом вдоль волокон небольшую заготовку, срезать под углом, зачистить наждачкой. Изготовление подставок прямоугольной формы из фанеры (для поделок). | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Лучина, нож, наждачная бумага. | Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон | Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. | Комбинирован ный | Фанера, напильник, наждачная бумага. | Правила безопасной работы с ножом. | |
15 | Изготовление флажков и цветов из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачкой. | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Напильник | Организация рабочего места. Правила безопасной работы с напильником. | Зачистка древесины напильником и наждачной бумагой. | Комплекс ное применение знаний и умений | Палочки, напильник, наждачная бумага, цветная бумага. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Правила безопасной работы с напильником. | |
16 | Изготовление плечиков для одежды (круглая палочка и проволока). | Коррекция внимания | Плечики | Соблюдение санитарно – гигиенических требований при работе с древесиной. | Зачистка древесины наждачной бумагой. | Комплекс ное применение знаний и умений | Круглая палочка и проволока, наждачная бумага. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Правила безопасной работы с древесиной. | |
Работа с природным материалом (4 часа) | |||||||||
17 | Изготовление изделий из различных материалов. Аппликация «Букет». | Коррекция воображения | Аппликация | Свойства материалов: твердость, величина, цвет. Инструменты: нож, шило, кисть. | Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. | Комбинирован ный | Листья, Цветная бумага, картон, клей. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства природных материалов. | |
18 | Аппликация из листьев «Птица». | Коррекция воображения | Листья | Санитарно –гигиенические требования и правила безопасной работы. | Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. | Комплексное применение знаний и умений | Листья, цветная бумага, картон, клей. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
19 | Аппликация из скорлупы грецких орехов «Рыбы в аквариуме». | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Грецкий орех | Санитарно –гигиенические требования и правила безопасной работы. | Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток. | Комплексное применение знаний и умений | Скорлупа грецких орехов, цветная бумага, картон, клей. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с клеем. | |
20 | Аппликация из скорлупы грецких орехов «Птицы» | Коррекция мелкой моторики кистей рук | Скорлупа | Скорлупа грецких орехов, цветная бумага, картон, клей. | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | ||||
Работа с металлоконструктором (6 часов) | |||||||||
21 | Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. | Коррекция мелкой моторики | Гайка | Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. | Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Изучение нового матери ала и первичное закрепле ние | Металлоконструктор, образец. | Правила безопасной работы с металлоконструктором. | |
22 | Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9. составление из собранных плоских фигур более сложных (домик, машина, паровоз). | Коррекция внимания | Скоба | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. | Комбинированный | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить детали конструктора | |
23 | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки 10, грабель из планки 5 (колодка), планки 11 (ручка), трех планок 2 (зубья). Разборка изделий. Слабые обуч –ся делают только лопатку. | Коррекция зрительного восприятия | Планка | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить инструменты. | |
24 | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех – пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые обуч – ся выполняют работу по заделу. | Коррекция мелкой моторики | Скоба | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Комплекс ное примене ие знаний и умений | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить детали конструктора | |
25 | Сборка стола по образцу из большой пластины (крышка), малого плато (царга), четырех планок 5 (ножки). Разборка стола. Слабые обуч – ся выполняют работу с помощью учителя. | Коррекция внимания | Пластина | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с металлоконструктором. | |
26 | Сборка по образцу и техническому рисунку стула из малого плато, двух коротких планок 5 (передние ножки), двух планок 9 и скобы. Разборка. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция зрительного восприятия | Плато | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Обобщение и систематизация знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунок. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с металлоконструктором. | |
Работа с бумагой и картоном (7 часов) | |||||||||
27 | Изготовление елочных игрушек. Грибы. | Коррекция зрительного восприятия | Елочные игрушки | Сорта картона. Организация рабочего места. Санитарно - гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Разметка картона по шаблонам. Резание картона ножницами. | Комбинирован ный | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
28 | Изготовление из картона плоских елочных игрушек. Фрукты. | Коррекция внимания | Елочные игрушки | . Санитарно - гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Разметка картона по шаблонам. Резание картона ножницами. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, нитки. | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
29 | Изготовление новогодней маски (очки). | Коррекция мелкой моторики | Маска | Организация рабочего места. | Прорезывание отверстий в картоне. | Комбинирован ный | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
30 | Изготовление гирлянды. | Коррекция мелкой моторики | Гирлянда | Правила безопасной работы. | Резание картона ножницами. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги. | |
31 | Изготовление гирлянды. | Коррекция мелкой моторики | Гирлянда | Правила безопасной работы. | Резание картона ножницами. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Цветная бумага, клей, ножницы, карандаши. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства бумаги. | |
32 | Изготовление кокошника из тонкого картона. Отделка аппликацией. | Коррекция внимания | Кокошник | Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой. | Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. | Комбинирован ный | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
33 | Изготовление шапочки с козырьком. Отделка аппликацией. | Коррекция внимания | Козырёк | Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой. | Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. | Комбинирован ный | Цветная бумага, картон, клей, ножницы, карандаши, нитки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
Работа с бумагой и картоном (5 часов) | |||||||||
34 | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем. | Коррекция мышления | Рицовка фальц | Элементарные понятия о профессии картонажника- переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Организация рабочего места. Правила безопасной работы. | Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметке картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Бумага, картон, линейка с фальцем, нож. | Повторить правила безопасной работы с ножом. | |
35 | Изготовление обложки для проездного билета. | Коррекция мелкой моторики | Понятие о многодетальных изделиях. | Разметка по линейке. | Комбинирован ный | Картон, клей, ножницы, образец. | Повторить свойства бумаги. | ||
36 | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | Коррекция зрительного восприятия | Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. | Разметка по линейке. | Комбинирован ный | Шахматная доска, картон, клей, ножницы. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | ||
37 | Разметка шахматной доски на квадраты. | Коррекция мышления | Группы инструментов и их назначение: для разметки и для обработки. | Разметка по линейке. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Линейка, цветные карандаши, складная доска. | Повторить свойства бумаги. | ||
38 | Изготовление папки для тетрадей с завязками без клапанов. | Коррекция восприятия | Клапан | Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Правила безопасной работы. | Разметка по линейке. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Картон, клей, ножницы, тесьма, образец. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
Работа с текстильными материалами (8 часов) | |||||||||
39 | Ознакомление с косым обметочным стежком. (Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам). | Коррекция зрительного восприятия | Сметочный стежок | Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства, назначение. | Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Набор иллюстраций «Профессии». Ткань, иглы, нитки, ножницы, картон. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить виды стежков. | |
40 | Изготовление закладки с цветным вкладышем | Коррекция мелкой моторики | Вкладыш | Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. . | Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. | Комбинирован ный | Картон, иглы, нитки, ножницы. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства тканей. | |
41 | Оформление концов закладки кисточками. | Коррекция зрительного восприятия | Кисточки | Правила безопасной работы. | Правильное пользование иглой и наперстком. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Закладки, иглы, нитки, ножницы. | Повторить свойства ниток. | |
42 | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | Коррекция мелкой моторики | Стежок | Инструменты применяемые в работе с текстильными материалами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. | Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов кармашка, подушечки- прихватки косыми стежками. | Комбинирован ный | Рассказы по картинкам «Профессии». Иглы, нитки, ножницы, тесьма, полотенце. | Повторить виды стежков. | |
43 | Изготовление кармашка для ножниц из клеёнки или бархатной бумаги. | Коррекция мелкой моторики | Инструменты применяемые в работе с текстильными материалами. | Изготовление кармашка. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Ножницы, нитки, иглы, клеёнка, бархатная бумага. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | ||
44 | Изготовление кармашка. Соединение деталей косым обметочным стежком. Окончание работы. | Коррекция мышления | Инструменты применяемые в работе с текстильными материалами. | Соединение деталей косым обметочным стежком. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Ткань, нитки, иглы, ножницы. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с иглой. | ||
45 | Изготовление подушечки – прихватки. Самостоятельное изготовление выкройки из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани. | Коррекция зрительного восприятия | Подушечка - прихватка | Организация рабочего места. Правила безопасной работы. | Изготовление выкройки. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Ткань, нитки, иглы, ножницы, мел. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
46 | Сметывание подушечки по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком. | Коррекция мышления | Обметывание | Соблюдение санитарно – гигиенических требований. Правила безопасной работы. | Сметывание подушечки по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Готовая подушечка, иглы, нитки, ножницы. | Повторить правила безопасной работы с иглой. | |
Работа с древесиной (7 часов) | |||||||||
47 | Подготовительные упражнения: вбить гвоздь в древесину, извлечь его, распрямить. Подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. | Коррекция мелкой моторики | Буравчик, шуруп, отвертка | Виды материалов из древесины: доска, брусок, клееная фанера. Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. Их назначение и применение. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Правильная хватка инструмента, работа с буравчиком и отверткой. Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Иллюстрации «Профессии». Древесина, гвозди, клещи, шурупы, отвертки, буравчик. | Повторить виды материалов из древесины. | |
48 | Изготовление кукольной мебели из полуфабрикатов. Стол. | Коррекция мелкой моторики | Мебель брусок | Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комбинирован ный | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с молотком. | |
49 | Изготовление кукольной мебели. Стул. | Коррекция образного мышления | Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». | Повторить правила безопасной работы с молотком. | ||
50 | Изготовление кукольной мебели. Кресло. | Коррекция зрительного восприятия | Правила безопасной работы. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». | Повторить назначение инструментов для работы с древесиной. | ||
51 | Изготовление кукольной мебели. Кровать. | Коррекция мелкой моторики | Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, картинки «Мебель». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с молотком. | ||
52 | Изготовление из полуфабрикатов игрушек. Лопатка. | Коррекция зрительного восприятия | Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, наглядный и раздаточный материал «Игрушки». | Повторить геометрические формы. | ||
53 | Изготовление игрушек. Носилки. | Коррекция мелкой моторики | Носилки | Понятие длины, ширины и толщины бруска. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, гвозди, молоток, нож, наглядный и раздаточный материал «Игрушки». Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с молотком.. | |
Работа с бумагой и картоном (5 часов) | |||||||||
54 | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | Коррекция зрительного восприятия | Развертка | Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. | Разметка разверток по шаблонам и по линейке. Надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). | Изучение нового материала и первичное закрепление | Картон, ножницы, клей, линейка, карандаш, шаблоны. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства картона. | |
55 | Склеивание развертки коробки с помощью клапанов. | Коррекция мелкой моторики | Клапан | Свойства картона. | Склеивание развертки коробки с помощью клапанов. | Комбинирован ный | Картон, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить назначение картона. | |
56 | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | Коррекция пространственного восприятия | Шаблон | Способы изготовления коробок. | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке | Комбинирован ный | Картон, ножницы, шаблоны, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с ножницами. | |
57 | Склеивание коробки по стыкам. | Коррекция мышления | Стык | Правила безопасной работы. | Сгибание картона и склеивание по стыкам. | Комбинирован ный | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. | Повторить свойства бумаги и картона. | |
58 | Оклеивание коробки полосой бумаги. (работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем). | Коррекция мелкой моторики | Оклеивание | Правила безопасной работы. | Оклеивание бумагой объемных изделий | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Картон, бумага, ножницы, клей, линейка, карандаш. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с клеем. | |
Работа с текстильными материалами (3 часа) | |||||||||
59 | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | Коррекция мелкой моторики | Стежок | Виды стежков, применяемых для вышивки. Организация рабочего места. | Вышивание по линиям рисунка. | Изучение нового материала и первичное закрепление | Иглы, нитки, ножницы, бумага. | Повторить виды стежков. | |
60 | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | Коррекция мелкой моторики | Полотно | Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. | Вышивание по линиям рисунка. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | . Ножницы, нитки, иглы, клеёнка, ткань. | Повторить правила безопасной работы с иглой. | |
61 | Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки. | Коррекция мышления | Бахрома | Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. | Оформление бахромой. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Образец изделия. Ткань, нитки, иглы, ножницы. | Повторить правила безопасной работы с иглой и ножницами. | |
Работа с металлоконструктором (3 часа) | |||||||||
62 | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками из большого плато, и четырех пластин 11, четырех уголков и двух скоб (средних). Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция мелкой моторики | Плато | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. | Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Актуализация знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунок. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить детали конструктора | |
63 | Самостоятельная работа по техническому рисунку дорожного знака. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция зрительного восприятия | Пластина | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунок. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить инструменты (ключ, отвёртка). | |
64 | Самостоятельная сборка по образцу и представлению различных видов тележек. Слабые обуч –ся выполняют работу по заделу. | Коррекция внимания | Скоба | Детали конструктора: плато, планки, винты, скобы, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. | Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Металлоконструктор, образец, технический рисунком. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить способы крепления деталей металлоконструктора. | |
Работа с древесиной (4 часа) | |||||||||
65 | Самостоятельное изготовление по образцу вагончика. | Коррекция зрительного восприятия | Вагон | Виды материалов из древесины: доска, брусок, клееная фанера. Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. Их назначение и применение. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Правильная хватка инструмента, работа с буравчиком и отверткой. Подбор гвоздей и шурупов в соответствии с размером деталей. Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Актуализация знаний и умений | Древесина, нож, наждачка, напильник, картинка вагона. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить свойства древесины. | |
66 | Самостоятельное изготовление по образцу тележки. | Коррекция мелкой моторики | Тележка | Инструменты: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, нож, наждачка, напильник, картинка тележки. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить названия и назначение инструментов для работы с древесиной. | |
67 | Самостоятельное изготовление по образцу машины. | Коррекция зрительного восприятия | Машина | Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. | Соединение деталей на гвоздях и шурупах. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Древесина, нож, наждачка, напильник, картинка машины. Учебник «Технология. Ручной труд» 3 класс Л.А. Кузнецова | Повторить правила безопасной работы с древесиной. | |
68 | Окрашивание изделий (вагончика и тележки). | Коррекция воображения | Окрашивание | Правила безопасной работы. | Окрашивание изделий. | Комплекс ное примене ние знаний и умений | Готовые изделия, краски, гуашь, кисти. |
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения
1. Набор иллюстраций «Родная природа».
2. Наглядный и раздаточный материал.
3. Шаблоны геометрических фигур.
Комплект поделочных материалов для работы на учебный год:
- Наборы цветной бумаги (2 набора бумаги разной плотности).
- Набор цветного картона (1 набор).
- Листы белой плотной чертежной бумаги.
- Клей: клеящий карандаш, клей ПВА.
- Набор разноцветного пластилина.
- Нитки — разного цвета (красный, зеленый, розовый, голубой, коричневый, черный, белый — по 1 катушке каждого цвета на весь класс).
- Природный материал.
- Комплект инструментов для работы на учебный год:
- Ножницы.
- Стека для пластилина.
- Иголка большая (длина 8 см).
- Ручка шариковая.
- Кисточка для клея.
Литература.
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы (Н. Н. Павлова) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2010 г.
2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
3. Кузнецова Л.А. «Технология. Ручной труд» 3 класс, С.-Петербург Филиал издательства «Просвещение», 2014.
4. Л.А. Кузнецова методическое руководство к учебнику «Ручной труд» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Пояснительные записки рабочих программ для 2 класса 8 вида обучения
Пояснительные записки по предметам: письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математека, изо, музыка и пение, трудовое обучение, развитие речи (окружающий мир)В пояснительных записках включены ...
рабочие программы для 3 класса 8 вида
рабочие программы и тематическое планирование по математике , русскому языку и развитию речи, чтению и др.предметам в 3 классе 8 вида по программе Воронковой....
Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида
Рабочая программа для подготовительного класса школ 2 вида ( для слабослышащих детей)...
Рабочая программа для 1 класса школы 8 вида
Рабочая программа для 1 класса по предмету "Речевая практика" для коррекционной школы...
рабочая программа для 4 класса 8 вида
рабочася программа с КТП...