Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение". 4 класс школы 8 вида.
рабочая программа (4 класс) на тему

Полякова Юлия Витальевна

Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение" с развернутым поурочным планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet_po_vyboru_4k.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида  № 108»

Адрес юридический:119421,  г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421,  г. Москва,  Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,

тел./факс (499)  132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,

ИНН/КПП 7736210899/772801001

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № 108

Бажанова Г.П.

«________»______________2017-2018уч.г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ПО ВЫБОРУ: РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ

ДЛЯ    4 К   КЛАССА

НА  2017 -2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.

Срок действия - 1 год.

Разработчик программы:

Полякова Юлия Витальевна

Москва

2017г.

Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету  «Речь и движение»:

1.  ФГОС   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5.  Учебный  план.

       6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108

       7. Программы по логоритмике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе.

  1. Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

Речь и движение – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.  
    Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.

Цель курса: профилактика, преодоление и развитие речевых и умственных способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.

В результате занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
  • развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • развитие творческой фантазии и воображения;
  • структурирование целостного  взаимодействия систем восприятия;
  • развитие словарного запаса.

Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы предмета по выбору: речь и движение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2006 год и программы по логоритмике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Москва, «Просвещение», 2001 год

     Программа по предмету «Речь и движение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  , направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений,  который необходим им для социальной адаптации.

Структурно и содержательно программа для 4класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития  речи,  чтения и развития  речи,  развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, и рассчитана на 34 часа в год,  1 ч в неделю.

        Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Речь и движение» предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  в 4  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Речь и движение» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4  классе   детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)  в образовательной области «Язык и речевая практика»,  ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

                                         

 Задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

 Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Речь и движение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  4 класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.

2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  предмета «Речь и движение» в 4 классе.

Достаточный уровень: иметь представление об областях окружающего мира: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, птицы; знать обобщающие понятия по соответствующим темам; иметь начальные представления о частях речи: что это? кто это? – «живые, неживые предметы»; иметь начальное представление о предложении; уметь строить предложение с помощью учителя; уметь использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно – ласкательные); уметь составлять рассказ по теме, отвечая на вопросы; знать наизусть 1-3 коротких логоритмических песенки.

Минимальный уровень: иметь представление об областях окружающего мира: овощи, фрукты, животные, птицы; знать обобщающие понятия по соответствующим темам; уметь выполнять действие по словесной инструкции; уметь строить предложение с помощью учителя; знать наизусть 1- 2 коротких логоритмических песенки

ЗАДАЧИ

  • Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
  • Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
  • Проведение активной работы по организации детского коллектива.
  • Развитие коммуникативных навыков детей.
  • Осуществление коррекционной работы:

- закрепить артикуляцию звуков  в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;

- формировать умения двигаться в соответствии с музыкальным текстом, ориентироваться в пространстве;

- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

-  учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать музыкальные и творческие способности детей;

- развивать речевую и общую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

- развивать правильное дыхание;

- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики (по   А. Стрельниковой), развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;

- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;

- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;

-   развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;

- развивать артикуляционную, общую  и пальцевую моторику;

- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание;

- развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.

  • Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям.
  • Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
  • Результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
  • -        понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;
  • -        навыки формирования собственной культуры;
  • -        готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • -        готовность к личностному самоопределению;
  • -        уважительное отношение к иному мнению;
  • -        овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
  • -        этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
  • -        положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
  • -        дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • -        навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
  • -        оказание бескорыстной помощи окружающим.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  • Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
  • Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.
  • Воспитывать мотивацию к учению.
  • Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
  • Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  • Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
  • Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
  • Воспитывать у детей любовь к природе.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
  • Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
  • Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
  •  Закреплять умение согласовывать движения со словами.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, музыке, театру, искусству.
  • Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
  • Воспитывать у детей любовь к искусству и творчеству.
  • Воспитывать у детей любовь к литературе
  • Воспитывать у детей любовь к природе и традициям своего народа.
  • Воспитывать трудолюбие.
  • Активизировать словарь.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
  • Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.

  • Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
  • Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать  любовь к своей малой родине, ее культуре.
  • Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
  • Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
  • Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
  • Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
  • Воспитывать у детей любовь к природе, культуре, традициям России.

                    Календарно-тематическое  планирование

Предмет: Речь и движение

Класс  - 4.

Количество часов в нед./год  - 1/34

п/п

№ по теме

Тема

дата

часы

Примечание

1 четверть ( 9 часов)

Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (9 часов)

1

1

Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова».

07.09

1

2

2

Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков.

14.09

1

3

3

Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения.

21.09

1

4

4

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу.

28.09

1

5

5

Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой.

05.10

1

6

6

 Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений.

12.10

1

7

7

Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища.

19.10

1

8

8

Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация.

26.10

1

9

9

Театрализованные представления под музыку.

09.11

1

2 четверть ( 7 часов)

Тема « Музыкально-ритмические движения»  (4 часа)

10

1

Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд»

16.11

1

11

2

Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой  «Снежинки».

23.11

1

12

3

Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений.

30.11

1

13

4

Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази».

07.12

1

Тема «Упражнения на развитие дыхания,  голоса и артикуляции» (3 часа)

14

1

Упр.на развитие речевого дыхания и мимической выразительности.

14.12

1

15

2

Упр.на развитие четкости и подвижности артик.аппарата. Работа над дикцией.

21.12

1

16

3

Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности на материале р.н.с. «Заячьи слезы».

28.12

1

3 четверть ( 10 часов)

Тема « Музыкально-ритмические движения» (5 часов)

17

1

Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.

11.01

1

18

2

Упр.на формирование  чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка.

18.01

1

19

3

Согласование движений с пением

25.01

1

20

4

Согласование движений с музыкой.

01.02

1

21

5

Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку.

08.02

1

Тема « Ориентирование в пространстве»                 (2 часа)

22

1

Упр. на  развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения.

15.02

1

23

2

Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции.

22.02

1

Тема « Музыкальные инструменты»                          (3 часа)

24

1

Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки)

01.03

1

25

2

Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах.

15.03

1

26

3

Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использование инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр.

22.03

1

4 четверть

ТЕМА « Речевые упражнения без музыкального сопровождения»– 2часа

27

1

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

05.04

1

28

2

Счетные упражнения.

12.04

1

ТЕМА « Расскажи стихи руками».- 5 часов

29

1

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о природе.

19.04

1

30

2

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о детях и людях.

26.04

1

31

3

Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнение «Мои умелые руки»», «Ёжик».

03.05

1

32

4

Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнения

« Пильщики», « Интересно всё вокруг».

10.05

1

33

5

Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о спорте.

17.05

24.05

2

ЛИТЕРАТУРА

  • Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  • Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.-  СПб.: ЛОИРО, 2007;
  • Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2008;
  • Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
  • Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
  • Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
  • Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  • Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.:  ТЦ Сфера, 2004;
  • Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
  • Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
  • Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  • Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  • Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и  Д», 2000;
  • Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
  • Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д»,  2005;
  • Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
  • Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  • Радынова О.П.  Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. -  М.: Просвещение Владос, 1994;
  • Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
  • Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  • Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  • Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  • Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
  • Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
  • Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
  • Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. -  М.: Айрис-пресс, 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение". 3 класс школы 8 вида.

Рабочая программа по предмету.: "Речь и движение" с подробным кадендарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуча...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...

Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят

Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...