Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение". 4 класс школы 8 вида.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение" с развернутым поурочным планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_po_vyboru_4k.doc | 193.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
ИНН/КПП 7736210899/772801001
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2017-2018уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ПО ВЫБОРУ: РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ
ДЛЯ 4 К КЛАССА
НА 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Срок действия - 1 год.
Разработчик программы:
Полякова Юлия Витальевна
Москва
2017г.
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Речь и движение»:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Учебный план.
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
7. Программы по логоритмике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе.
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь и движение – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.
Цель курса: профилактика, преодоление и развитие речевых и умственных способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.
В результате занятий реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции;
- развитие фонематического восприятия;
- расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
- развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
- развитие творческой фантазии и воображения;
- структурирование целостного взаимодействия систем восприятия;
- развитие словарного запаса.
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы предмета по выбору: речь и движение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2006 год и программы по логоритмике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Москва, «Просвещение», 2001 год
Программа по предмету «Речь и движение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) , направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Структурно и содержательно программа для 4класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков письма и развития речи, чтения и развития речи, развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, и рассчитана на 34 часа в год, 1 ч в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Речь и движение» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) в 4 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Речь и движение» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) в образовательной области «Язык и речевая практика», ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Речь и движение» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 класса положены следующие принципы:
- Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
- развитие и коррекция высших психических функций.
- Мотивация к учению.
- Принцип научности и доступности обучения.
- Принцип сознательности и активности обучающихся.
- Принцип наглядности.
- Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности обучающихся.
- Тематический принцип планирования учебного материала.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 4 классе.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровневого и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Речь и движение» в 4 классе.
Достаточный уровень: иметь представление об областях окружающего мира: овощи, фрукты, дикие и домашние животные, птицы; знать обобщающие понятия по соответствующим темам; иметь начальные представления о частях речи: что это? кто это? – «живые, неживые предметы»; иметь начальное представление о предложении; уметь строить предложение с помощью учителя; уметь использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно – ласкательные); уметь составлять рассказ по теме, отвечая на вопросы; знать наизусть 1-3 коротких логоритмических песенки.
Минимальный уровень: иметь представление об областях окружающего мира: овощи, фрукты, животные, птицы; знать обобщающие понятия по соответствующим темам; уметь выполнять действие по словесной инструкции; уметь строить предложение с помощью учителя; знать наизусть 1- 2 коротких логоритмических песенки
ЗАДАЧИ
- Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
- Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Проведение активной работы по организации детского коллектива.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
- закрепить артикуляцию звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
- формировать умения двигаться в соответствии с музыкальным текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
- развивать речевую и общую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики (по А. Стрельниковой), развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание;
- развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
- Результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- - понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;
- - навыки формирования собственной культуры;
- - готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- - готовность к личностному самоопределению;
- - уважительное отношение к иному мнению;
- - овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- - этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- - положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- - дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- - навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- - оказание бескорыстной помощи окружающим.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
- Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.
- Воспитывать мотивацию к учению.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Закреплять знания детей об осени, как времени года.
- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
- Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к природе, музыке, театру, искусству.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать у детей любовь к искусству и творчеству.
- Воспитывать у детей любовь к литературе
- Воспитывать у детей любовь к природе и традициям своего народа.
- Воспитывать трудолюбие.
- Активизировать словарь.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре.
- Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к природе, культуре, традициям России.
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Речь и движение
Класс - 4.
Количество часов в нед./год - 1/34
п/п | № по теме | Тема | дата | часы | Примечание |
1 четверть ( 9 часов) | |||||
Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (9 часов) | |||||
1 | 1 | Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова». | 07.09 | 1 | |
2 | 2 | Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков. | 14.09 | 1 | |
3 | 3 | Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения. | 21.09 | 1 | |
4 | 4 | Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу. | 28.09 | 1 | |
5 | 5 | Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой. | 05.10 | 1 | |
6 | 6 | Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений. | 12.10 | 1 | |
7 | 7 | Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища. | 19.10 | 1 | |
8 | 8 | Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация. | 26.10 | 1 | |
9 | 9 | Театрализованные представления под музыку. | 09.11 | 1 | |
2 четверть ( 7 часов) | |||||
Тема « Музыкально-ритмические движения» (4 часа) | |||||
10 | 1 | Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд» | 16.11 | 1 | |
11 | 2 | Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой «Снежинки». | 23.11 | 1 | |
12 | 3 | Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений. | 30.11 | 1 | |
13 | 4 | Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази». | 07.12 | 1 | |
Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (3 часа) | |||||
14 | 1 | Упр.на развитие речевого дыхания и мимической выразительности. | 14.12 | 1 | |
15 | 2 | Упр.на развитие четкости и подвижности артик.аппарата. Работа над дикцией. | 21.12 | 1 | |
16 | 3 | Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности на материале р.н.с. «Заячьи слезы». | 28.12 | 1 | |
3 четверть ( 10 часов) | |||||
Тема « Музыкально-ритмические движения» (5 часов) | |||||
17 | 1 | Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | 11.01 | 1 | |
18 | 2 | Упр.на формирование чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка. | 18.01 | 1 | |
19 | 3 | Согласование движений с пением | 25.01 | 1 | |
20 | 4 | Согласование движений с музыкой. | 01.02 | 1 | |
21 | 5 | Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку. | 08.02 | 1 | |
Тема « Ориентирование в пространстве» (2 часа) | |||||
22 | 1 | Упр. на развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения. | 15.02 | 1 | |
23 | 2 | Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции. | 22.02 | 1 | |
Тема « Музыкальные инструменты» (3 часа) | |||||
24 | 1 | Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки) | 01.03 | 1 | |
25 | 2 | Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах. | 15.03 | 1 | |
26 | 3 | Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использование инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр. | 22.03 | 1 | |
4 четверть | |||||
ТЕМА « Речевые упражнения без музыкального сопровождения»– 2часа | |||||
27 | 1 | Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. | 05.04 | 1 | |
28 | 2 | Счетные упражнения. | 12.04 | 1 | |
ТЕМА « Расскажи стихи руками».- 5 часов | |||||
29 | 1 | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о природе. | 19.04 | 1 | |
30 | 2 | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о детях и людях. | 26.04 | 1 | |
31 | 3 | Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнение «Мои умелые руки»», «Ёжик». | 03.05 | 1 | |
32 | 4 | Упражнения на синхронизацию речи и движений. Упражнения « Пильщики», « Интересно всё вокруг». | 10.05 | 1 | |
33 | 5 | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о спорте. | 17.05 24.05 | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение". 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по предмету.: "Речь и движение" с подробным кадендарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят
Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для I дополнительного и I-IV классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа...