Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение". 3 класс школы 8 вида.
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по предмету.: "Речь и движение" с подробным кадендарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_dvizhenie_3_k.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
ИНН/КПП 7736210899/772801001
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2016-2017уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ПО ВЫБОРУ: РЕЧЬ И ДВИЖЕНИЕ
ДЛЯ 3 К КЛАССА
НА 2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Срок действия - 1 год.
Разработчик программы:
Полякова Юлия Витальевна
Москва
2016г.
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Чтение и развитие речи»:
1. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
3. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
5. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
6. Учебный план.
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
8. Программы по логоритмике для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормальному развитию ребенка присуща повышенная потребность в движении. Начинает ли он ходить, лазать, прыгать, каждое движение доставляет ему удовольствие. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, лишенные возможности активного движения, становятся вялыми, апатичными, раздражительными. У таких детей, вследствие перенесенных заболеваний, а также при недостатке двигательной активности снижается уровень адаптации организма к воздействиям окружающей среды, приводящий к негативным изменениям в организме, которые выражаются:
- ослаблении мышечного тонуса, что создает предпосылки для неправильного взаиморасположения костей скелета, образования контрактур и других изменений в суставах и позвоночнике;
- ослаблении или выпадении функций отдельных мышечных групп, в результате чего снижаются двигательные способности ребенка;
- нарушении координации движений в самых различных ее проявлениях, что сказывается в т.ч. и на работе речевого аппарата, аппарата восприятия и мышления;
- нарушении функциональной и нервной систем.
Последствия ограничений движения проявляются также в нарушении функций тазовых органов и в ряде случаев обречение на полную зависимость от посторонней помощи. Появляются компенсаторные движения: навязчивые движения руками, раскачивание тела, непроизвольные движения конечностями, сопровождающиеся нервными возгласами и прочими патологиями, разрушить такие стереотипы можно только упорными систематическими занятиями, направленными на развитие правильных двигательных актов.
Если, несмотря на сложность и характер заболевания, своевременно на протяжении роста и развития ребенка, направлять и учить его правильно выполнять движения (в т.ч. речевым аппаратом), применять обоснованную систему реабилитационных мероприятий, включающую специализированные упражнения, можно добиться значительных успехов. Следует иметь ввиду,
что одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие организма ребенка тесно связано с формированием ритма пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов и механизмов восприятия. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения, математические и архитектурные конструкции, улучшать работу мозга, что так необходимо для детей с нарушениями интеллекта. Поэтому для детей с умственной отсталостью просто необходимо проводить занятия речью и движением.
Речь и движение – это система двигательных упражнений положенных на музыку, в которых обогащенная двигательная лексика сочетается с ритмическим произнесением специально подобранного и эмоционально окрашенного речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление двигательных, речевых и сопутствующих нарушений путем коррекции, развития неречевых и речевых психофизических характеристик в ходе урока, в сопровождении музыки, адаптация деятельности ребенка к условиям эмоционально-образного восприятия, формирующего навыки самореализации.
Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, она создает драматургическую основу. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание креативных и эмоционально - волевых качеств личности.
Цель курса: профилактика, преодоление и развитие речевых и умственных способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой.
В результате занятий реализуются следующие задачи:
- уточнение артикуляции;
- развитие фонематического восприятия;
- расширение лексического (вербального, эмоционального, двигательного) потенциала;
- развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти;
- совершенствование общей и мелкой моторики;
- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
- развитие творческой фантазии и воображения;
- структурирование целостного взаимодействия систем восприятия.
Структура занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и вегетативной систем, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения, способствует улучшению активности мозга. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, малые акробатические формы, литературно-драматургические и хореографические тексты.
Если ребенок не говорит или говорит плохо - есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. Очень трудно осуществлять логопедическое воздействие с детьми начальных классов с выраженным недоразвитием интеллекта - ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д.
Подобные занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные театрализованные и коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается двигательная и речевая техника.
В системе работы с детьми с ОВЗ можно выделить два направления: воздействие на неречевые и речевые процессы.
Основными задачами воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К проведению занятия, предъявляются определенные требования:
- Занятия проводятся 1 раз в неделю
- Занятия составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические и театрализованные темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и музыкально-игровую целостность.
- В сюжете занятий используются: классические музыкальные произведения, тренинговая музыка, стихи и сказки русских и зарубежных писателей, народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Занятие включает в себя следующие элементы:
Хореографическая гимнастика, сцен движение, сцен речь, песни и стихи, сопровождаемые мелким и амплитудным движением рук. |
| Развитие мелкой и крупной моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, музыкальной, эмоциональной и хореографической памяти. |
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с театрализованными программами. |
| Развитие речи, внимания, вестибулярного аппарата. Развитие чувства ритма и пространственного воображения. |
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. |
| Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих и сценических способностей. |
Декламация для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. |
| Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания. |
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры, танцы, сценические упражнения. |
| Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения. |
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям. |
| Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы. |
Упражнение на развитие словотворчества. |
| Расширение активного лингвистического запаса. |
Последовательность коррекционной и компенсаторной работы варьируется в соответствии с характером речевых нарушений и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировка повторений одних и тех же упражнений определяется с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками в групповых занятиях, оказывается целенаправленная индивидуальную помощь.
Большое значение на занятиях играет музыка в тщательно подобранных музыкальных темах, темпах и текстах. Внедрение ИКТ в процессы обучения и воспитания позволяет обеспечить музыкальное и видео сопровождение. На занятиях может быть активно использован компьютер, интерактивная доска. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, размером, темой и настроением. Преподавателем осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Речедвигательные упражнения на занятиях проводятся также под музыкальное сопровождение. Главной задачей театрализованных игр является ритмическое исполнение стихотворных текстов, согласованных с движениями.
Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все в комплексе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, постановка хореографических движений, должны проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием обращается особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Подбираются эмоционально-выразительные, образные песни и стихотворные тексты, классические музыкальные произведения, мотивирующие образность мышления и эмоциональный настрой.
Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и пластических движениях, выражающих эмоциональную наполненность и тематические переживания, открытость дружеских отношений, что дает детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детском коллективе. В коммуникативных сценках, танцах и играх оценивается качество выполнения движений и их настроение, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Самым важным является координированная работа всех этих составляющих. Только при выполнении этих условий речь и движения обретут красоту, звучность и выразительность. Поэтому на занятиях отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимодействие, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию.
Необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Сцен речь, хореографические игры, динамические паузы и другие приемы могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями, логопедами и психологами на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются родителям в качестве рекомендаций для закрепления в домашних условиях.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разрабатываются перспективное и тематическое планирование с учетом возраста и степени умственной отсталости детей. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которых является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной и эмоциональной координации.
При составлении тематического плана выделяются следующие направления работы:
- развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
- развитие общей моторики – хореографические, динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
- развитие мелкой и крупной моторики – театрализованные хореографические игры и упражнения с речевым сопровождением.
При разработке занятия учитывают главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые и двигательные возможности. А также для более успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – залог успешной работы.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с ОВЗ. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы работы с опорно-двигательным аппаратом и коррекцией умственной отсталости. Речь и движение с элементами театрализации является наиболее наполненным эмоциональным звеном логопедической и двигательной коррекции, сочетающей исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в дисграфии, звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса, коррекции умственной отсталости.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа «Речь и движение» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г. А. Каше;
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
- Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Н.А. Гросс;
по логоритмике:
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
по оздоровлению детей:
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина, «Психогимнастика М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Занятия планируются, проводятся и анализируются учителем начальных классов. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ОУ на основании заключений о состоянии здоровья ребенка.
3. Принцип системности. Работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования и коррекции двигательных функций, звукопроизношения, порядок усвоения фонем и двигательного потенциала, всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка и характерным закономерностям опорно-двигательного аппарата. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача педагога - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме в той же последовательности, в какой слагаются нормы восприятия и функционирования моторной лексики.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощью педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения и воспроизведения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков, по тому же принципу формируется арсенал двигательной лексики.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его состояние здоровья, индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – театрализованные игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных и хореографических (театральных) упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития в освоении двигательного материала, коррекции речи, оздоровлении каждого ребенка, а также создание театрализованных сценических программ, призванных продемонстрировать продуктивность выбранного коррекционного направления, постановок в которых помимо детей участвуют их родители, создавая таким образом мотивированную атмосферу сотрудничества и результативности.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические театрализованные упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыками письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки школьников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, эмоциональную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается музыкальный и фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование стихотворного текста способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Двигательные игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев и общемоторных функций напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая координацию, мелкую и крупную моторику рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Наряду с хореографическим и театральным движением, очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с ОВЗ маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды, как и выразительная хореография, развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные театрализованные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
ЗАДАЧИ
- Создание благоприятных условий для детей с ОВЗ, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
- Диагностика неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Проведение активной работы по организации детского коллектива.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
- закрепить артикуляцию звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
- формировать умения двигаться в соответствии с музыкальным текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
- развивать речевую и общую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики (по А. Стрельниковой), развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание;
- развивать память: слуховую, двигательную, эмоциональную, музыкальную.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Закрепить знания детей по теме. Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации.
- Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки и учебные принадлежности.
- Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.
- Воспитывать мотивацию к учению.
- Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.
- Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АУ], [УА].
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [А - У].
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Уточнить артикуляцию звуков [М – М’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [М], [М’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Закреплять знания детей об осени, как времени года.
- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».
- Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах.
- Уточнить артикуляцию звука [О] в проговаривании чистоговорок.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [АОУ], [УОА].
- Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [С], [С’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Х], [Х’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ш], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Л], [Л’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
- Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
- Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
- Уточнение артикуляции звука [Ы], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
- Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
- Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Н], [Н’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к природе, музыке, театру, искусству.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Р], [Р’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [К], [К’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к искусству и творчеству.
- Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [П], [П’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
- Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к музыке, разговорной и сценической речи, театру.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Т], [Т’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к литературе
- Уточнение артикуляции звука [И], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Учить детей выделять звуки [И - Ы] из ряда гласных звуков.
- Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – У – О - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
- Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О].
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [З], [З’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать у детей любовь к природе и традициям своего народа.
- Посуда.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [В], [В’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
- Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ж], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
- Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать трудолюбие.
- Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Б], [Б’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Г], [Г’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Активизировать глагольный словарь.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Д], [Д’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
- Активизировать глагольный словарь.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закрепить представление о звуке [j] в пении вокализов.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
- Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей. Воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к традициям народа. Воспитывать любовь к своей малой родине, ее культуре.
- Закрепить представление о букве «Ь».
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закрепить представление о звукосочетании [jЭ] в пении вокализов.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- Воспитывать у детей любовь к своей семье, уважение к старшим.
- Закрепить представление о звукосочетании [jО] в пении вокализов.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Закрепить представление о звукосочетании [jА] в пении вокализов.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
- Закрепить представление о звукосочетании [jУ] в пении вокализов.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ц], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
- Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Ч], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закреплять умение различать на слух согласный звук [Щ], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Воспитывать у детей любовь к природе.
- Закреплять умение различать на слух согласные звуки [Ф], [Ф’], определять первый и последний согласный звук в словах.
- Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
- Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
- Уточнение артикуляции звука [Э], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Уточнить артикуляцию звука [Э] в длительном и коротком пропевании.
- Учить детей выделять звуки [Э] - [jЭ] из ряда гласных звуков.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- Закрепить представление о букве «Ъ».
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
- Воспитывать у детей любовь к природе, культуре, традициям России.
Предполагаемые результаты.
Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами. (Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ).
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела. (Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма).
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.( Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега).
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с индивидуальными возможностями (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи. (Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата. Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках).
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;
- навыки формирования собственной культуры;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Календарно-тематическое планирование
Предмет: Логоритмика
Класс - 1 год обучения
Количество часов в нед./год - 1/34
№ ур. | Тема урока | Кол. час. | Дата |
1. | Вводные упражнения | 1 | |
2-3 | Ритм. Музыка. Речь | 2 | |
4-6 | Движения на координацию | 3 | |
7-8 | Движение и слово | 2 | |
9 | Хореографическая гимнастика | 1 | |
10 | Музыкально-ритмические игры | 1 | |
11-12 | Логопедическая гимнастика. Вокально-артикуляционные упражнения | 2 | |
13-14 | Слог. Ударение. Ритм | 2 | |
15-16 | Формирование двигательной памяти (движение- музыка) | 2 | |
17-18 | Декламация. Фонопедические упражнения | 2 | |
19-20 | Хореографическая гимнастика | 2 | |
21-22 | Музыкально-ритмические игры | 2 | |
23-24 | Упражнения на развитие мимических мышц | 2 | |
25-27 | Коммуникативные игры. Танцы | 3 | |
28 | Упражнения на развитие словотворчества | 1 | |
29-30 | Ритм. Жест . Музыка | 2 | |
31-33 | Мини-спектакли. Танцевальные композиции | 4 |
ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение". 4 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по специальному предмету: "Речь и движение" с развернутым поурочным планированием....
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят
Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для I дополнительного и I-IV классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа...