Рабочая программа по чтению. 4 класс школы 8 вида.
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа по чтению с развернутым календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie.docx | 106.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
ИНН/КПП 7736210899/772801001
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2017-2018уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 4 К КЛАССА
НА 2017 -2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2011г.
Срок действия - 1 год.
Разработчик программы:
Полякова Юлия Витальевна
Москва
2017г
Пояснительная записка.
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Чтение и развитие речи»:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Учебный план.
6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой для 3 класса – М.; «Просвещение», 2006г. и учебников «Чтение», 4 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011, " В. В. Воронкова, "Чтение", М., ВЛАДОС - 2012 г.
Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 4 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки чтения и развития речи проводятся 4 раза в неделю. Чтение и развитие речи как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи в 1 и 2, 3классах, уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 и 2, 3 классах и рассчитана на 136 часов в год, по 5 часов в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», ФГОС для ОВЗ в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».
Основная цель – научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1.Развивать навык правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами.
2.Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3.Учить самостоятельно работать с книгой.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 4 класса положены следующие принципы.
Общедидактические принципы:
· сознательности и активности;
· наглядности;
· систематичности и последовательности;
· прочности;
· научности;
· доступности;
· связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- динамичность восприятия;
- продуктивной обработки информации;
- развития и коррекции высших психических функций;
- мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- изучение нового материала и первичное закрепление;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с иллюстрациями к тексту, музыкальные файлы mp.3
Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С выразительностью речи умственно отсталые обучающиеся знакомятся в 1, 2, 3 и 4 классах. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Чтение и развитие речи» в 4 классе.
Достаточный | Минимальный |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
(4 ч. в неделю)
Основное содержание учебного курса
4 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках чтения и развития речи позволяет обучающимся, воспитанникам получать:
1.умение пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
2.развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка;
3.умение определять границы собственного знания/незнания;
4.умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности;
5.опыт выступать с сообщением, умение задавать вопросы, корректно вести учебный диалог;
6.опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя), в сфере семейных отношений и обязанностей;
7.умение предвидеть последствия своих действий;
8.опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
9.опыт продуктивного взаимодействия с другими участниками общения;
10.умение сопрягать личные интересы с потребностями общества и морально – этическими нормами;
11.владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей;
12.умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм;
13.способность взять на себя ответственность;
14. умение выделить нравственный аспект поведения;
15.способность действовать в соответствии с личной и общественной пользой;
16.осознание общественной значимости труда;
17.умение представить себя, написать письмо, задать вопрос, вести беседу;
18.умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
19.элементарные представления о профессиях.
Нормы оценивания
Проверку навыков чтения проводят в начале учебного года, в конце каждой учебной четвери.
«5» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится обучающемуся, если он:
- затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя
Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение» в 4К классе.
учебник З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева Чтение 4 класс
Учащиеся должны уметь:
- Читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
- Читать про себя;
- Отвечать на вопросы по прочитанному;
- Выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
- Определять главную мысль произведения;
- Пересказывать прочитанное полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
Наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.
Дата | Тема | кол. час. | Виды работ по развитию устной речи | Контрольные и диагностические материалы | Реализация обязательного образовательного уровня. Коррекционная работа. | |
04.09 1 четв. | В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!» | 1 | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Словесное рисование. Выразительное чтение. Тон, громкость чтения | Чтение текста о лете с последующим программированным опросом по содержанию | Закрепить умение читать выразительно, передавая настроение. | |
Что такое хорошо и что такое плохо. | ||||||
05.09 | Э. Шим «Брат и младшая сестра». | 1 | Работа с вопросами. Понимание указаний автора на интонацию героев. Составление рассказа по сюжетной картинке. | Подготовительные упражнения кчтению трудных слов. Чтение по ролям.Выразительное чтение. Чтение и пересказ по ролям. О ком говорится: брат, сестра (карточки) | Совершенствовать умение читать по ролям. | |
06.09 | А. Седугин «Молоток». | 1 | Ответы на вопросы. Оценка поступков героя. Коллективное составление плана и передача по плану содержания рассказа. | Слоговые упражнения. Подготовка к чтению трудных слов.Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. | Закрепить умение пересказывать прочитанное. | |
07,11.09 | Диагностика. Т./Ч. Е. Пермяк «Пичугин мост». | 2 | Пересказ по плану. Значение слов «шоссе», «ветла». Беседа о хороших делах. Ответы на вопросы. | Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. | Совершенствовать умение правильно, осознано и бегло читать текст. | |
12.09 | В. Голявкин «Был не крайний случай». | 1 | Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Пересказ по плану. Оценка причин поступков героя. | Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. | Совершенствовать умение читать по ролям | |
13.09 | По И. Дику «Счастливая ручка». | 1 | Работа над выражениями: «заработать на орехи», «будь любезен».Пересказ по вопросам Придумывание своего названия к рассказу. | Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. | Совершенствовать умение правильно, осознано и бегло читать текст, работать над пониманием прочитанного. | |
14.09 | По Л. Давыдычеву «Лёлишна из третьего подъезда». | 1 | Значение слов валерьянка, дом престарелых. Пересказ по плану.Беседа о чуткости и взаимопомощи.Составление описательного рассказа о девочке. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.Ответы на вопросы (устно). О ком говорится: Лёля, дедушка (карточки) – узнавание героев по характеристике. | ||
18,19.09 | По Л. Давыдычеву «Виктор Мокроусов» | 2 | Ответы на вопросы Коллективное составление плана пересказа с использованием картинки. Работа над фразеологизмами. Беседа о смелости. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.Чтение по ролям.Ответы на вопросы (устно). О ком говорится: Лёля, дедушка (карточки) – узнавание героев по характеристике. | Закрепить умение читать выборочно, отвечая на вопросы учителя. | |
20,21,25.09 | А. Гайдар «Тимур и его команда». (Отрывки из повести 1,2). Составление рассказа по иллюстрации. | 3 | Озаглавливание 1,2 части повести. Составление рассказа по иллюстрации.Пересказ по вопросному плану.Подготовительныеупражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений.Задание по внеклассному чтению – А. Гайдар «Тимур и его команда». | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.Выразительноечтение. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. Задание по внеклассному чтению – А.П. Гайдар «Тимур и его команда» | Учить делить рассказ на части, составляя план. | |
26,27,28.09 | В. Осеева «Печенье». Обобщающий урок по пройденной теме: «Что такое хорошо и что такое плохо.» Внеклассное чтение по И.Крылову басни «Лебедь, рак и щука». | 3 | Пересказ по вопросам. Оценка поступков героев. Рассуждение о поступках, о том, как бы вы поступили в данной ситуации. | Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Темп чтения. Интонация чтения слов Вовы и Миши. Подбор картинки к тексту «Печенье». | Закрепить умение читать по ролям. Обобщить и закрепить прочитанные ранее произведения. | |
Словесное рисование сюжетной картинки к басне. Значение выражений: «из кожи лезут вон», «на лад их дело не пойдет», «возу всё нет ходу». | Выразительное чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Заучивание наизусть.Чтение наизусть басни И. Крылова «Лебедь, щука и рак». | |||||
Выборочный пересказ. Оценка поступков героев рассказов и стихотворений. Чтение наизусть. | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям.Карточка «Проверь себя» (понимание содержания самостоятельно прочитанного текста). | |||||
Уж небо осенью дышало… | ||||||
02.10 | А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…» | 1 | Словесное рисование картины к стихотворению. Ответы на вопросы. | Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Задание по внеклассному чтению. Заучивание стихотворения наизусть. Задание для внеклассного чтения – стихотворения русских поэтов об осени. | Совершенствовать умение читать стихотворение по памяти выразительно. | |
03.10 04.10 05.10 | По В. Пескову «Осенний лес». А. Твардовский «Лес осенью». Беседа о творчестве поэтов и художников природного жанра. Народные приметы, загадки. | 1 | Деление рассказа на части по плану. Пересказ. Перечисление осенних месяцев. Характеристика ранней, золотой, поздней осени. | Выразительное чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предложений.Выборочноечтение.Описание осеннего леса по данному плану и иллюстрации. | Совершенствовать умение читать стихи выразительно, заучивать наизусть. | |
09.10 | О. Высотская «Осеннее утро». | 1 | Признаки осени. Описание осеннего леса по данному учителем плану. | Выразительное чтение. Выборочное чтение. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. | Закрепить умение читать выразительно, передавая содержание по плану. | |
10.10 11.10 12.10 16.10 | Биография и творчество писателя В.Гаршина. 1ч. - В. Гаршин «Лягушка – путешественница». 2ч. – «Лягушка – путешественница». Работа с картиной, составление высказываний. 3ч. – «Лягушка – путешественница». Пересказ с опорой на диафильм. 4ч. – Презентация мультфильма «Лягушка – путешественница». Пересказ по готовому плану к сказке. | 4 | Ответы на вопросы по тексту. Озаглавливание первой части сказки. Соотнесение иллюстрации с частью текста.. Словесное рисование. Пересказ 1 части. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. | Закрепить умение читать по ролям; учить составлять план, передавать содержание по плану. | |
Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках уток и лягушки. Словесное рисование серии сюжетных картинок ко 2 части. Пересказ 2 части. | Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.Чтение по ролям. Выборочное чтение. | |||||
Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ 3 части. Работа с разрезным текстом. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | |||||
Ответы на вопросы. Словесное рисование. Объяснение заголовка рассказа. Пересказ 4 части. Работа с многосложными словами, разрезным текстом. | Выборочное чтение. Деление на части, коллективное составление плана | |||||
17.10 | И. Крылов «Стрекоза и муравей». | 1 | Ответы по прочитанному. Понимание основной мысли басни (мораль басни). Объяснение выражений из текста. | Выборочное чтение. Чтение по ролям (паузы, интонация Стрекозы, Муравья). Заучивание наизусть. | Продолжать ознакомление с особенностями басни: Иносказанием, моралью. Учить читать по ролям. | |
18,19.10 | По Д. Мамину-Сибиряку«Приемыш». | 2 | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Выборочный пересказ по сюжетной картинке. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Закрепить умение читать выборочно по вопросам. | |
23.10 | По Д. Мамину-Сибиряку «Тарас и Соболько». | 1 | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Выборочный пересказ по сюжетной картинке. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | Совершенствовать умение пересказывать прочитанное. | |
24.10 | Проверка техники чтения по теме: Осень в лесу. В.Корабельников. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | Беседа по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к прочитанным рассказам. | Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике. Карточка «Проверь себя» - понимание содержания прочитанного. | Закрепить умение читать выразительно, передавая содержание по плану. | |
25.10 | Внеклассное чтение. Стихотворение русских поэтов об осени (Ф.Тютчев, А.Плещеев, А.Пушкин, А.Фет и др.) | 2 | Называние авторов выбранных стихотворений, заголовков. Словесное рисование. Умение задавать вопросы об услышанном и давать ответы. | Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся. | ||
26.10 | Н. Мишутин «Про лягушку – хохотушку». | 1 | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Выборочный пересказ по сюжетной картинке. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. | ||
07.11 3 четв. | Обобщающий урок по пройденной теме: Уж небо осенью дышало… | 1 | Беседа по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к прочитанным рассказам. | Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике. | Учить составлять рассказ на заданную тему, используя описание природы в произведениях об осени. | |
Народные сказки. | ||||||
08.11 | «Гуси – лебеди» (русская сказка). | 1 | Работа с иллюстрациями. Словесное рисование. Пересказпо ролям. | Выборочное чтение.Чтение по ролям.Задание по внеклассному чтению – сказки о животных («Как крестьянин с медведем хозяйствовали).Карточка «Проверь себя» (понимание содержания самостоятельно прочитанного текста). | Совершенствовать умение читать по ролям | |
09.11 | Внеклассное чтение: Как крестьянин с медведем хозяйствовали. | 1 | ||||
13.11 14.11 | «Чудесный клад» (молдавская сказка). | 2 | Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки. Беседа о значении труда в жизни человека.Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки. Пересказ по коллективно составленному плану. Объяснение смысла заголовка сказки. | Выборочное чтение.Чтение по ролям. Деление текста на части. Драматизация сказки. Выборочное чтение.Чтение по ролям. Деление текста на части. Пересказ по плану. | Совершенствовать умение читать по ролям. | |
15.11 | «Росомаха и лисица» (эвенская сказка). | 2 | Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ, как лиса обманула росомаху. Оценка поступков героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию. Оценка поступков героев сказки Составление рассказа о том, как росомахи наградили дятла. Описание внешнего вида дятла по предметной картинке. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. | Совершенствовать умение читать по ролям. | |
16.11. | Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка). | 1 | Ответы на вопросы. Оценка поступков героев сказки Пересказ по коллективно составленному плану. | Деление сказки на части.Выборочноечтение.Чтение по ролям. Самостоятельное составление плана.Пересказ по плану. | Совершенствовать умение читать по ролям | |
20.11 21.11 | «Лиса и волк» (русская сказка). | 2 | Пересказ по серии картинок. | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям.Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного). | Познакомить учащихся с элементами инсценировки сказки. | |
22.11 | Обобщающий урок по пройденной теме: «Народные сказки». Вопросы задания по теме. | 1 | Участие в беседе. Викторина по сказкам.Выборочный пересказ. Пересказ по ролям. | Выборочное чтение. Чтение по ролям.Пересказ по серии картинок сказки «Лиса и Волк». | Учить объяснять русские пословицы. | |
23.11. | Внеклассная работа Русские народные пословицы и поговорки. | |||||
О труде и трудолюбии. | ||||||
27.11 | К. Ушинский «Два плуга». | 1 | Пересказ по вопросам. Пословицы о труде. Сравнение плугов. Основная мысль сказки. Сравнение сказки с басней. Пересказ близко к тексту. | Выборочное чтение. | Совершенствовать умение правильно, бегло и осознано читать текст. | |
28.11. 29.11 30.11 | «Самое дорогое» (русская сказка) | 3 | Работа с фразеологизмом «бить баклуши».Ответы на вопросы. Примеры героев знакомых произведений, которые отлынивали от работы. Составление высказывания по сюжетной картинке. | Выборочное чтение. Пересказ близко к тексту. Примеры поведения, про которое можно сказать «бить баклуши». | Совершенствовать умение читать по ролям, формировать умение пересказывать близко к тексту. | |
04.12 05.12 | И. Крылов «Трудолюбивый медведь». Беседа о баснях И.Крылова. | 2 | Работа с синонимическими заменами. Объяснение незнакомых слов. Беседа об отношении к делу. Объяснение заголовка басни. | Выборочное чтение .Выразительноечтение.Выразительное чтение басни И. Крылова «Трудолюбивый медведь». | Учить находить в басне иносказание, понимать прочитанное. | |
06.12 07.12 | «Айога» (нанайская сказка) | 2 | Ответы на вопросы. Характеристика Айоги. Обсуждения вопроса, за что и как наказанаАйога. | Выборочное чтение. Работа над выразительностью (характер героев). Чтение по ролям. | Совершенствовать умение читать по ролям. | |
11.12 | Внеклассное чтение: С. Маршак «Лодыри и кот». | 1 | Словесное рисование. | Выразительное чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений.Ответы на вопросы по плану. | Закрепить умение выразительно читать. | |
12.12 Учебник 2 Гусева С.67-68 | Ю.Тувим «Всё для всех». | 1 | Объяснение названия стихотворения. Основная мысль стихотворения. Беседа о значении работы людей разных профессий. | Выборочное чтение.Выразительноечтение.Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима «Всё для всех» | Закрепить понятие басня, её особенности. Учить находить иносказание, мораль. | |
13.12 | А. Тетивкин «Школа». Беседа о профессиях, школе. | 1 | Объяснение названия стихотворения. Основная мысль стихотворения. Беседа о значении работы людей разных профессий. | Выборочное чтение.Выразительноечтение.Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного). Внеклассное чтение по выбору Маяковский «Кем быть?» и др. | Закрепить умение читать стихи выразительно.Учитьсамостоятельнонаходить иносказание, мораль. | |
14.12 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны?» | 1 | Высказывания учащихся – ответы на вопрос: «Для чего руки нужны?» | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. | Учить объяснять русские пословицы. Работа с книгой Жукова «Русские пословицы» | |
18.12 Уч.1 с.104 С.60-61 Уч. Воронковой | Обобщающий урок по пройденной теме: «О труде и трудолюбие…» Знакомство с творчеством Н.Некрасова. Басня «Мужичок с ноготок». | 1 | Беседа по прочитанным произведениям. Оценка поступков героев сказок, басни. Пересказ близко к тексту. Викторина. | Чтение по ролям.Выразительное чтение. Инсценировки. | ||
19.12 Уч.Воронковой с. 49-52 | Внеклассное чтение: украинская сказка «Колосок». | 1 | ||||
20.12 Уч. Воронковой с.с.52-56 | Внеклассное чтение: белорусская сказка «Легкий хлеб». | 1 | Рассказ по серии картинок. Учить объяснять русские пословицы. | |||
21.12 с.57 Уч. Воронковой | Внеклассное чтение: Н.Рубцов «Хлеб». Вопросы и задания по теме. | 1 | ||||
Идет волшебница зима. | ||||||
25.12 26.12 | И. Никитин «Встреча зимы». Внеклассное чтение рассказа А.Гайдара «Чук иГек». | 2 | Беседа о зиме. Словесное рисование. Работа над художественными средствами стихотворения. | Выразительное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть. Задание по внеклассному чтению – чтение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек». | Закрепить умение читать стихи выразительно, передавая настроение, заучивать наизусть. Закрепить умение выразительно читать.Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать доступный пониманию текст. | |
27.12 | По И. Соколову-Микитову «Зима в лесу». | 1 | Сравнение высказываний о снеге в данном рассказе и прочитанном стихотворении И. Никитина «Встреча зимы». Составление рассказа на темы: «Первый снег», «Каким я видел снег в лесу», «Снег» и т.д. Работа с иллюстрациями. Пересказ по коллективно составленному плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части. Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» наизусть. | Закрепить умение читать стихи выразительно, передавая настроение, заучивать наизусть. Выразительное чтение стихотворения. | |
28.12 | И. Антонов «Сад друзей». | 1 | Беседа о помощи зимующим птицам. Составление устного высказывания по сюжетной картинке «У кормушки». Словесное рисование. Описание снегиря и воробья по данному плану. | Выборочное чтение. Выразительное чтение (настроение, особенности речи воробья). Пересказ близко к тексту. | Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать доступный пониманию текст. | |
11.01 3 четв. | И. Суриков «Детство». | 1 | Беседа о зимних забавах детей. Словесное рисование. Составление высказывания по иллюстрации к тексту. | Выразительное чтение. Заучивание наизусть.Чтение наизусть стихотворения И. Сурикова «Детство». | Закрепить умение заучивать стихотворение наизусть. | |
05.01. с.132-с.133 16.01 с.133-135, 134 картинка | Творчество Л.Н. Толстого. Рассказ«Филиппок» (1-3 часть). Л. Толстой «Филиппок» (4-5 часть). Пересказ по готовому плану с опорой на картинку. | 2 | Ответы на вопросы. Словесное рисование (серия картинок). Озаглавливание частей рассказа. Пересказ по плану близко к тексту. Изложение. | Выборочное чтение. | Закрепить умение читать выборочно, отвечая на вопросы, учить составлять план рассказа, передавать содержание по плану. | |
17.01 18.01 с.135-137 | Биография Н.Некрасова, знакомство с творчеством. Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». | 2 | Ответы на вопросы по содержанию. Работа с синонимами.Составление рассказа по картинке к стихотворению. Сравнение «мужичка с ноготок» и Филиппка (по данным вопросам). | Выборочное чтение. Выразительное чтение по ролям.Пересказ близко к тексту по данному плану. | Совершенствовать умение читать по ролям, работать над пониманием прочитанного. | |
22.01 23.01 с.138 – приметы с.138-141 | Ю. Дмитриев «Для чего нужен снег». | 2 | Народные приметы. Работа с загадкой. Беседа по тексту. Составление высказывания – ответа на вопрос: «Для чего нужен снег растениям». Повторение сказки В. Одоевского «Мороз Иванович», рассказа В. Бианки «Из «лесной газеты». Пересказ по коллективно составленному плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части. | Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать доступный текст. | |
24.01 Стр. 138-142 | Народные приметы, пословицы, загадки. | 1 | ||||
25.01 С.142-143 | Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…» | 1 | Словесное рисование. Работа над художественными средствами стихотворения. | Выразительное чтение (темп, громкость чтения, настроение стихотворения – торжественное, величественное). Заучивание наизусть.Выборочный пересказ одной из частей текста (по выбору учащихся) близко к тексту..Чтение наизусть стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором….». | Закрепить умение заучивать стихи наизусть. | |
29.01. С.143-149 | Биография и творчество Н.Носова.Н.НосовБенгальские огни. | 1 | Словарная работа с многосложными словами. | |||
30.01 С.143 - 149 | Беседа о новогодних праздниках. Н.Носов Бенгальские огни.Работа с картиной. | 1 | ||||
31.01 с.149-150 | По М. ПляцковскомуСказка: «Какая бывает зима». | 1 | Беседа по прочитанному. | Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения | Совершенствовать умение читать по ролям. | |
01.02 05.02 По гус. С.116-119 | А.Гайдар. Елка в тайге. (отрывок из рассказа «Чук и Гек»). Пересказ с опорой на картинку и готовому плану. | 2 | Озаглавливание смысловых частей рассказа Пересказ по коллективно составленному плану. Словесное рисование. | Выборочное чтение. Деление текста на части. Карточка «Так или не так?» (проверка сознательности чтения на материале рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». | Учить делить рассказ на части, составлять план для пересказа. | |
По Гус. С.119-120 06.02 | Обобщающий урок по пройденной теме: «Идет волшебница зима……….» | 1 | Беседа по прочитанным произведения (природные изменения зимой, детские развлечения, жизнь зверей и птиц зимой). Викторина. Пересказы прочитанных произведений. | Выборочное чтение. Чтение наизусть. Чтение по ролям.Драматизация сказки М. Пляцковского «Какая бывает зима». | Формировать умение составлять рассказ о зиме, используя прочитанные произведения. | |
Произведения русских и зарубежных писателей. | ||||||
07.02 С.105 – 108 08.02 108-113 12.02. С.113-115 13.02 | Биография и творчество - А.С.Пушкина – презентация.А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа с русскими пословицами. | 4 | Ответы на вопросы. Изложение событий сказки. Работа с художественными средствами сказки.Составление высказывания по иллюстрации. Словесное рисование. Работа с художественными средствами сказки, устаревшей лексикой. Работа с художественными средствами сказки, устаревшей лексикой. Оценка поступков старухи. Наблюдение за изменениями моря, речью рыбки. | Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительность чтения.Характеристика старика, старухи, рыбки. Как и за что наказана старуха. Объяснение устаревшей лексики, фразеологизма «Остаться у разбитого корыта». Словесное рисование. Выборочное чтение к иллюстрациям. Работа со старинными словами. | Закрепить умение читать выборочно, отвечая на вопросы, учить составлять характеристику героям. | |
14.02 15.02 19.02 20.02 С.115-122 | Отрывок из книги «Путешествие Гулливера». Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов». | 4 | Составление пересказа по иллюстрации. Словесное рисование. Ответы на вопросы по прочитанному.Словесное рисование. Ответы на вопросы по прочитанному. Краткий пересказ по плану | Выборочное чтение.Деление текста на части по данному плану. | Закрепить умение пересказывать прочитанное по плану. | |
21.02 22.02 С.123-126 | Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб». | 2 | Ответы на вопросы по содержанию. Составления высказывания по иллюстрации. Работа над художественными средствам и значением слов.Рассказывание с использованием иллюстраций и плана. Сравнение со сказкой «Лапоть, Пузырь и Соломинка». | Выборочное чтение.Выразительное чтение по ролям. Деление на части.Выборочное чтение (чтение отрывка к иллюстрации).Драматизация сказки Братьев Гримм «Соломинка, Уголек и Боб». Самостоятельное чтение. | Совершенствовать умение читать по ролям | |
26.02 С.125-126 | Обобщающий урок по пройденной теме: Произведения русских и зарубежных писателей. | 1 | Бесед по прочитанным произведениям. Называние их авторов. Пересказ краткий, близко к тексту, выборочный. | Чтение по ролям. Узнавание произведений по иллюстрациям.Карточка «проверь себя» (понимание прочитанного). | Учить объяснять русские пословицы. | |
Люби все живое. | ||||||
27.02 С.152 28.02 | По В. Костылеву «Береза». | 2 | Расположение пунктов плана в нужной последовательности. Пересказ по плану. Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению – Б.С. Житков. Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка». Формировать умение пересказывать прочитанное по плану. | Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению – Б.С. Житков. Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка» | Формировать умение пересказывать прочитанное по плану. | |
01.03 05.03 | Внеклассное чтение. Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка» | 2 | ||||
06.03 с.154-156 07.03 | Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом». | 2 | Ответы на вопросы по содержанию.Оценка поступков мальчика.Пересказ по плану. Ответы на вопросы. Основная мысли рассказа. | Выборочное чтение.Деление текста на части.Пересказ по плану. Восстановление последовательности пунктов плана. | Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать текст, разбирая непонятные слова. | |
12.03 С.157-160 13.03 | По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака». | 2 | Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ. Высказывание по сюжетной картинке.Коллективное составление плана. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части.Пересказ по плану. Прочитать строчки, в которых выражена основная мысль рассказа. | Учить делить текст на части для составления плана и пересказа. | |
14.03 С.160-163 15.03 | В. Тарасов «Четвероногий друг». | 2 | Озаглавливание частей рассказа и составление плана.Пересказпо плану. Оценка поступков мальчиков. | Выборочное чтение. Чтение по частям.Выборочный пересказ отрывков из текста. Пересказ по плану. | Учить составлять план и пересказывать прочитанное по плану. | |
19.03 С.163-165 20.03 | М. Пришвин «Гаечки». | 2 | Ответы на вопросы по содержанию. Оценка переживаний синичек. | Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выразительность чтения.Пересказ по плану. Выборочный чтение (эпизод, изображённый на иллюстрации). | Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать текст, разбирая непонятные слова. | |
21.03 22.03 С.165-169 26.03 | М. Горький «Воробьишко». | 3 | Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование. Оценка характера Пудика. Озаглавливание частей сказки. | Выборочное чтение. Чтение по ролям.Чтение по ролям отрывка из рассказа. | Закрепить умение читать по ролям, учить составлять план для пересказа. | |
27.03 С.170-173 28.03 | А. Барков «Пожарник Карл». А. Барков «Пожарник Карл». Составление рассказа по иллюстрации. | 2 | Выборочный пересказ. Составление высказываний, почему Карла можно назвать догадливым и умным галчонком. Составление рассказа, как можно выкормить галчонка.Составление рассказа по иллюстрации. Составление высказываний, почему Карла прозвали Пожарником. Пересказ по плану. Составление рассказа по иллюстрации. Составление высказываний, почему Карла прозвали Пожарником. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. Работа над восклицательной интонацией.Пересказ по плану. Чтение по ролям 3 части.Пересказ по плану рассказа А. Баркова «Пожарник Карл» Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного). | Совершенствовать умение пересказывать по готовому плану.Уметь пересказывать части рассказа по плану. Уметь осуществлять выборочное чтение. | |
29.03. С.174-175 09.04 С.176. IVч. | По Г. Скребицкому «Медвежонок». | 1 | Ответы на вопросы по содержанию. Словесное рисование серии картинок к рассказу. | Самостоятельное чтение. Выборочное чтение (иллюстрация) | Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать текст, разбирая непонятные слова, закрепить умение пересказывать текст через некоторое время после прочтения. | |
Внеклассное чтение Б.С.Житкова Рассказы о животных: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка». | 1 | Беседа по прочитанным рассказам. Выборочный пересказ. | Выборочное чтение.Краткий отзыв о рассказе по данному плану.Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного). | |||
Весна идет. | ||||||
10.04 С.196-197 | Ф. Тютчев «Весенние воды». Народные приметы. Работа с русскими пословицами. | 1 | Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Объяснение художественных средств стихотворения. Словесное рисование. | Выразительное чтение (настроение, восклицательная интонация). Заучивание наизусть. Задание по внеклассному чтению – Э. Шим. Сборник «Жук на ниточке». Рассказы: «Чем пахнет весна», «Берёзовый сок».Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды». | Закрепить умение читать стихи выразительно, заучивать стихи наизусть. Уметь читать вслух выученное наизусть стихотворение в заданном темпе. | |
11.04 с.198-200 12.04 | В.Ситников, творчество. Рассказ «Утро». В. Ситников «Утро». Работа по картине и готовому плану В.Ситников «Утро» | 2 | Толкование народных примет. Уточнение временных представлений (ранняя или поздняя весна). Характеристика Андрейки. Выборочный пересказ. Составление плана. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление на части. Найти часть рассказа к данной иллюстрации. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным произведениям.Уметь обобщать, анализ-ть, сравнивать, делать выводы, находить в учебнике заданные тексты. | Совершенствовать умение читать выборочно, отвечая на вопросы. Уметь осуществлять выборочное чтение, оценивать ответы. Уметь делить текст на части, озаглавливать каждую часть.Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. | |
16.04 С.200-201 | Творчество Л.Толстова. Рассказ «Весна». | 1 | Беседа о признаках весны. Выделение слов – действий в тексте.Пересказ по опорным словам. | Выборочное чтение. Пересказ по плану. | Совершенствовать умение читать выборочно, отвечая на вопросы. | |
17.04 201-202 | И. Никитин «Полюбуйся: весна наступает». | 1 | Ответы на вопросы. Настроение стихотворения. Работа над художественными средствами стихотворения. Словесное рисование. | Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Пересказ по опорным словам. | Закрепить умение читать стихи выразительно, заучивать стихи наизусть. | |
18.04 С.202-211 19.04 23.04 | По А. Платонову «Еще мама» - 1 глава. 2 глава. 3-4 глава 5 глава | 3 | Высказывание о своём отношении к школе. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по ролям. Ответы на вопросы по содержанию. Характеристика Артёма, его отношения к животным. Составление плана 2 части. Словесное рисование серии картинок. Озаглавливание 2 части.Ответы на вопросы по содержанию. Высказывания учащихся, чем нравится учительница Артёма. Объяснение заголовка рассказа. Озаглавливание 4 и 5 частей. | Чтение по ролям. Деление текста на части. Выборочное чтение (отрывок к иллюстрации).Чтение по ролям. Выборочное чтение. | Закрепить умение читать по ролям, выборочно, отвечая на вопросы, учить пересказывать выборочно по составленному ранее плану. | |
24.04 С.211-212 | Н.Саконская«Разговор о маме». | 1 | Ответы на вопросы по содержанию. Беседа на тему: «Мама – самый лучший друг». | Восстановление последовательности пунктов плана. Выборочный пересказ (по выбору учащихся). Выразительное чтение стихотворения. Заучивание наизусть.Чтение наизусть стихотворения Н. Саконской «Разговор о маме». | Закрепить умение заучивать стихотворение целиком, по частям, после выразительного прочтения. | |
25.04 26.04 С.212-214 | Л. Квитко «Бабушкины руки». | 2 | Ответы на вопросы по содержанию. Составление описательного рассказа о бабушкиных руках, используя слова – действия, слова – признаки. Высказывания учащихся о работе бабушки по дому. | Выборочное чтение. Выразительное чтение.Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко. «Бабушкины руки». | Закрепить умение читать стихотворение выразительно. | |
28.04 С.214-216 | По Е. Кононенко «Резеда». | 1 | Главная мысль рассказа. Характеристика Коли. Пересказ по коллективно составленному плану. Беседа о подарках и их ценности для человека. | Выборочное чтение. Отрывок из текста к иллюстрации. Чтение по ролям. | Совершенствовать умение правильно, осознанно и бегло читать текст, составлять характеристику героям. | |
03.05 С.217-220 | Н Некрасов «Дед Мазай и зайцы». | 1 | Подробный анализ содержания и словаря стихотворения. Настроение стихотворения.Рассказ об истории, рассказанной дедом Мазаем.Описание героя с использованием иллюстрации. | Подготовительные упражнения к чтению трудных слов. Выборочное чтение. Упражнения в выразительном чтении.Рассказывание «История дедушки Мазая». | Работать над выразительностью и правильной интонацией при чтении устаревших слов. | |
07.05 С.221-223 | А. Барков «Яшка» | 1 | Ответы на вопросы по содержанию. Описание скворца по опорным словам. Беседа об отношении к птицам. Озаглавливание частей текста. Пересказ по плану. | Выборочное чтение. Деление рассказа на части.Пересказ по плану рассказа А. Баркова «Яшка». | Учить делить текст на части для составления плана и пересказа. | |
08.05 С.223-224 | Ф Тютчев «Весенняя гроза». | 1 | Ответы на вопросы. Настроение стихотворения.Работа над художественными средствами стихотворения, устаревшими словами.Словесное рисование. | Выразительное чтение. Выборочное чтение (иллюстрация) | Закрепить умение заучивать стихотворение целиком, по частям, после выразительного прочтения. | |
10.05 С.225 | В Орлов «Лесной цветок» | 1 | Настроение стихотворения. Ответы на вопросы. Загадка о цветке. Беседа об отношении к цветам. Выяснение знаний учащихся о весенних цветах. | Выразительное чтение. | Закрепить умение читать стихотворение выразительно | |
14.05 | Проверка техники чтения по теме: Осень в лесу. В.Корабельников. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» | 1 | Беседа по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к прочитанным рассказам. | Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике. Карточка «Проверь себя» - понимание содержания прочитанного. | Закрепить умение читать выразительно, передавая содержание по плану. | |
15.05 Книги по чтению 16.05 С.227-228 | Внеклассное чтение.Э.Шим «Чем пахнет весна», «Березовый сок», «Жук на ниточке» | 1 | Пересказ прочитанных рассказов по вопросам учителя. Словесное рисование. | Выборочное чтение.Отзыв о рассказе (по выбору) по данному плану.Карточка «Проверь себя» (понимание содержания прочитанного). | Формировать умение составлять рассказ о приходе весны, используя прочитанные произведения. | |
Обобщающий урок по пройденной теме: «Весна идет». | 1 | Беседа о признаках весны. Пересказы прочитанных рассказов. Понятие «тема». | Чтение по ролям.Чтениенаизусть.Узнаваниепо иллюстрациям произведений. | |||
В стране чудес. | ||||||
17.05 С.177-178 | И. Токмакова «В чудной стране». | 1 | Настроение стихотворения.Словесное рисование. | Выразительное чтение.Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению А. Милн, Б. Заходер Винни-Пух и все-все-все. | Закрепить умение заучивать стихотворение целиком, по частям, после выразительного прочтения. | |
21.05 С.179-185 | По А. Милну «Вини - пух и все-все-все». | 1 | Ответы на вопросы по содержанию. Беседа об осторожности. Характеры героев сказки.Словесное рисование. Пересказ по ролям.Ответы на вопросы по содержанию. Беседа о вежливом поведении в гостях. Словесное рисование. Пересказ по ролям. | Чтение по ролям. Выразительность чтения (характер героев). Выборочное чтение (иллюстрация). Выразительность чтения (характер героев). Беседа по содержанию сказки.Выборочный пересказ с опорой на сюжетные картинки.Выборочное чтение.Рисование понравившихся эпизодов и их выразительное чтение. | Закрепить умение читать выборочно, отвечая на вопросы, находя слова для иллюстраций. Д./з.: Внеклассное чтение Б.Заходер «Винни-Пух и все-все-все». | |
Лето наступило. | ||||||
22.05 С.229-230 | И. Никитин «Вечер ясен и тих…» | 1 | Настроение стихотворения. Работа над выразительными средствами стихотворения.Словесное рисование. | Выразительное чтение. Задание по внеклассному чтению - В. Катаев. Дудочка и кувшинчик.Выразительное чтение стихотворения И. Никитина «Вечер ясен и тих…» | Закрепить умение заучивать стихотворение целиком, по частям, после выразительного прочтения. | |
23.05 С.230-234 | По К. Паустовскому «Заботливый цветок». | 1 | Описание речушки и её берегов по опорным словам. Берегов. Составление описательного рассказа о кипрее по опорным словам. Беседа о бережном отношении к растениям. | Выборочное чтение.Рассказ о кипрее по опорным словам. | Закрепить умение читать выборочно, отвечая на вопросы. |
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе.
Технические средства:
1.Ноутбук
2. Проектор
3. Компактная активная стерео система PROMETEAN
Наглядные и дидактические материалы
№ | Наименование материала |
1. | Азбука «От А до Я» |
2. | Лента букв |
3. | Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания» |
4. | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь» |
5. | Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» |
6. | Набор карточек «Дикие кошки» |
7. | Рассказы по картинкам «Родная природа» |
8. | Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы» |
9. | Набор карточек «Цветы» |
10. | Набор карточек «Ягоды» |
11. | Набор карточек «Птицы» |
12. | Набор карточек «Домашние животные и птицы» |
13. | Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» |
14. | Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии» |
15. | Плакат «Времена года» |
16. | Плакат «Домашние животные» |
17. | Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов |
18. | Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории» |
19. | Школьный словарик «Птицы России» |
20. | Школьный словарик «Животные России» |
21. | Школьный словарик «Растения России» |
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 г.
2. Учебник «Чтение», 4 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011
3. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида» А.К. Аксёнова
4. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.
5. Учебник «Чтение» авт. – сост. В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Приложение для проверки техники чтения.
4 класс.
- Отрывок из произведения В. Корабельникова (начало года).
- Осень в лесу (начало года).
- Под ёлкой (конец I полугодия).
- Январь (конец I полугодия).
- Родник (конец года).
- Животные – обитатели суши (конец года)
* * *
Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист – какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры. Некоторые листочки похожи на тончайшие кружева. Ярко, пёстро, разнообразно нарядились деревья и кустарники. Настоящий карнавал красок!
Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломаются.
Вот деревья всю листву и сбрасывают.
В. Корабельников
ОСЕНЬ В ЛЕСУ
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
По опушкам леса ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.
На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.
И. Соколов-Микитов
ПОД ЁЛКОЙ
Расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силлилась быть первой и поймать первую каплю дождя.
Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.
Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке… И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…
М. Пришвин
ЯНВАРЬ
Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пенёчке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку…
Полон лес диковенных птиц и зверей.
Н.Сладков
РОДНИК
Однажды шёл по тропе охотник. Сел он недалеко от тропы у самого оврага отдохнуть и разглядывал ползающих по земле жуков и букашек. Но вот взгляд задержался на дне оврага…
Охотник разгрёб камешки. Земля под ними была сырая и прохладная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал он долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в неё. Из дна ямки медленно сочилась вода. Охотник вытер о траву руку, не сводя глаз с ямки. А ямка наполнилась до краёв, вода из неё потекла по дну оврага тонкой извилистой струйкой.
Вода всё светлела и, наконец, сделалась прозрачной, как хрусталь. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и пил её жадно, словно не пивал ничего вкуснее.
Напившись, охотник ушёл, а родник продолжал жить. Струйка из него пересекла тропу и побежала дальше по оврагу.
Г. Боровиков
ЖИВОТНЫЕ – ОБИТАТЕЛИ СУШИ
Самое крупное животное суши – слон. Слоны живут в вечнозелёных влажных тропических лесах Африки и Азии. Массивным и сильным телом слон раздвигает ветви и стволы в труднопроходимом лесу. Толстая кожа служит слону хорошей защитой от сучьев и колючек.
Но насекомые, которых очень много в тропических лесах, забираются в складки кожи и сильно донимают слона укусами. Спасаясь от них, слон охотно купается, валяется в грязи и обрызгивает себя водой из большого хобота.
Шея у слона очень короткая, поэтому пищу с земли и с высоких деревьев он достаёт хоботом. Пьёт слон также при помощи хобота, всасывая в негодо десяти литров воды и вливая её в рот.
Слон поедает листья, траву, банановые растения, молодой бамбук. Но всему этому он предпочитает ветви деревьев. При помощи хобота слон вырывает целые деревья. Если это не удаётся, то он ломает дерево, упираясь в него лбом, или же разбивает его бивнями. Повалив дерево, он объедает его ветви.
Антилопы, дикие лошади, куланы – тоже травоядные, как и слон. Но живут они в сухих степях и пустынях, где места с водой и растительностью очень редки. Это хорошие бегуны. В поисках травянистой пищи животным приходится преодолевать большие расстояния.
Л. Мельчаков, М. Скаткин
Приложение 2.
Тексты для проверки техники чтения.
Диагностический. 1 вариант.
Какая бывает роса на траве.
Л. Толстой
Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим.
Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту, и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
2 вариант.
Кролик. Е. Чарушин
Это крольчиха. У нее два крольчонка, - они такие же, как и мать, только маленькие. Уши длинные, хвостик короткие, глазки круглые, и так же, как мать, траву едят. Все в мать удались. Жует крольчонок травинку, вся мордочка так ходуном и ходит, носик из стороны в сторону ворочается, а травинка в рот залезает и залезает. Кончилась травинка – крольчонок другую откусит и снова жует. Принесу - ка я им морковку, да капустный лист, да корочку хлебца, пускай жуют.
1 четверть.1 вариант.
Подарок. К. Паустовский
Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. Он часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера и приносил то кошелку белых грибов, то решето брусники, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал “вокруг света”…
2 вариант. Ласточка. К. Ушинский
Ласточка – касаточка покоя не знала : день – деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнездышко вила.
Свила себе гнездышко, яички носила.
Нанесла яичек, с яичек не сходит, деток поджидает.
Высидела детушек, детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покоя не знает – ловит мошек, кормит крошек.
Придет пора неминучая – детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за темные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покоя : день – деньской все рыщет – милых деток ищет.
2 четверть.1 вариант.
Летучий корабль.(Русская народная сказка)
Жили-были старик со старухой. Было у них три сына. Два старших ленивые: только и заботы – как бы принарядиться, попить – поесть сладко, поспать долго, а работа им и на ум нейдет. Младший брат, Иван, был тихий, смирный да работящий. Вставал раньше всех, а ложился последним. И с отцом в поле работал, и матери помогал по дому управляться, за гулянкой не гнался, пил - ел что придется, обновок не просил, а ходил в братниных обносках. Спал Иван на печи.
Братья над ним смеялись, дураком считали и прозвали Иваном Запечным. А вслед за братьями и соседи, да и отец с матерью над Иваном подсмеивались.
Он на то не обижался, работал с утра до вечера, а в праздники на печи подлеживал.
2 вариант. Медвежата. Ю. Дмитриев
Совсем маленьких, только что родившихся медвежат мало кто видел. Весной рядом с медведицей в лесу ходят медвежата. Только они уже не маленькие – им от роду несколько месяцев. А совсем маленькие медвежата сидят в берлоге.
Они родятся зимой и в берлоге проводят все время до весны.
Родятся медвежата совсем крошечными – как два маленьких твоих кулачка. И весят всего полкилограмма. У такой большой матери – такой крошечный детеныш. (Интересно, правда?). А потому, что мама зимой ничего не ест и молока у нее мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока.
3 четверть. 1 вариант.
Жеребята и щенята.По Ю. Дмитриеву
Выбежали жеребята из конюшни на солнечный двор, и так им стало весело и радостно, что очень хотелось поиграть.
В будке сидела добрая собака. Подбежали к ней жеребята, но сегодня добрая собака не захотела с ними играть. Даже прогнала их подальше от будки. Жеребята хотели обидеться, но увидели в будке маленьких щенят. Тогда жеребята еще больше обрадовались и захотели поиграть с малышами. Но добрая собака не разрешила : щенки играть не могут, потому что они родились совсем недавно. Жеребята удивились: ведь они сами тоже недавно родились, а уже могут бегать и даже прыгать.
Добрая собака объяснила им, что жеребята, как только родятся, - почти сразу становятся на ножки, а щенки родятся совсем беспомощными. И чтоб жеребята поверили ей – разрешила заглянуть в будку. Заглянули жеребята - и увидели маленькие пушистые комочки. Ходить щенки не могли – только ползали, глазки у них были закрыты, и они беспомощно тыкались мордочками во что попало.
Посмотрели жеребята и подумали: с такими не скоро поиграешь.
2 вариант. Еж. Е. Чарушин
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся, Попробуй - ка возьми его руками – везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и принесли домой. Положили на пол, поставили молока в поддончике.
А еж лежит шариком и не шевелится.
Вот он час лежал и еще целый час.
Потом высунулся из колючек черный ежиный носик и задвигался.
Чем это вкусным пахнет?
Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.
А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались – ежик и удрал к себе обратно в лес.
4 четверть. 1 вариант.
Красное лето. И. Соколов - Микитов
На реке, в заводях, раскрылись белые лилии и желтые кувшинки. Буйно цветет над водою водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки своих утят, учит их плавать и ловить мошек. Летают над водою белые и синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
Плавают в воде пузатые караси, а под плавучей травой затих, притаился зубастый щуренок.
Ходко бегают по пруду на длинных лапках водяные пауки – челноки.
На берегу трава выше колен. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики. На листке подорожника сидит большой зеленый кузнечик, играет на скрипке.
Пролетел над цветами, раскрыв крылья, красный трескунчик.
Высоко в небе - быстрые ласточки.
2 вариант.
Лягушонок и головастик. По Ю. Дмитриеву
Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик на лягушонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок повернулся и запрыгал прочь от берега. И всем рассказал, кого он видел: без ног, без туловища – одна только большая голова и длинный хвост.
А головастик посмотрел еще раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем рассказывал о том, кого видел: голова маленькая, хвоста совсем нет, зато есть четыре ноги.
И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком.
И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким лягушонком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению .2класс, школа 8 вида.
Рабочая программа по чтению. 2 класс, школа 8 вида....
Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида
Рабочая программа для подготовительного класса школ 2 вида ( для слабослышащих детей)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа для 1 класса школы 8 вида
Рабочая программа для 1 класса по предмету "Речевая практика" для коррекционной школы...
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе
Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...