Рабочая программа по чтению. 3 класс школы 8 вида.
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по чтению с развернутым календарно-тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3k.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
ИНН/КПП 7736210899/772801001
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2016-2017уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 К КЛАССА
НА 2016 -2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Срок действия - 1 год.
Разработчик программы:
Полякова Юлия Витальевна
Москва
2016г.
Пояснительная записка.
Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Чтение и развитие речи»:
1. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598).
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
3. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
4. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
5. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
6. Учебный план.
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
8. Программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по чтению и развитию речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой для 3 класса – М.; «Просвещение», 2006г. и учебников«Чтение», 3 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011, " В. В. Воронкова, "Чтение", М., ВЛАДОС - 2012 г.
Программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости), направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Уроки чтения и развития речи проводятся 5 раз в неделю. Чтение и развитие речи как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Структурно и содержательно программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и развития речи в 1 и 2 классах, уроков развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 и 2 классах и рассчитана на 170 часов в год, по 5 часов в неделю.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Чтение и развитие речи» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 3 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», ФГОС для ОВЗ в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Чтение и развитие речи».
Основная цель – научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1.Развивать навык правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами.
2.Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3.Учить самостоятельно работать с книгой.
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Чтение и развитие речи» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3 класса положены следующие принципы.
Общедидактические принципы:
· сознательности и активности;
· наглядности;
· систематичности и последовательности;
· прочности;
· научности;
· доступности;
· связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- динамичность восприятия;
- продуктивной обработки информации;
- развития и коррекции высших психических функций;
- мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) по предмету «Чтение и развитие речи» в 3 классе.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Типы уроков:
- актуализация знаний и умений;
- изучение нового материала и первичное закрепление;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с иллюстрациями к тексту, музыкальные файлы mp.3
Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У обучающихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов обучающихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 3 классе обучающиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. С выразительностью речи умственно отсталые обучающиеся знакомятся в 1, 2 и 3 классах. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план. Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предмета «Чтение и развитие речи» в 3 классе.
Минимальный уровень: осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень: читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по се- мантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи; отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа; читать текст про себя, выполняя задание учителя; выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их поступкам; читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора); пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в формировании различных навыков;
- навыки формирования собственной культуры;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- готовность к личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Основное содержание учебного курса
3 класс
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках чтения и развития речи позволяет обучающимся, воспитанникам получать:
1.умение пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
2.развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка;
3.умение определять границы собственного знания/незнания;
4.умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности;
5.опыт выступать с сообщением, умение задавать вопросы, корректно вести учебный диалог;
6.опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя), в сфере семейных отношений и обязанностей;
7.умение предвидеть последствия своих действий;
8.опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
9.опыт продуктивного взаимодействия с другими участниками общения;
10.умение сопрягать личные интересы с потребностями общества и морально – этическими нормами;
11.владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей;
12.умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм;
13.способность взять на себя ответственность;
14. умение выделить нравственный аспект поведения;
15.способность действовать в соответствии с личной и общественной пользой;
16.осознание общественной значимости труда;
17.умение представить себя, написать письмо, задать вопрос, вести беседу;
18.умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
19.элементарные представления о профессиях.
Нормы оценивания
Проверку навыков чтения проводят в начале учебного года, в конце каждой учебной четвери.
«5» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится обучающемуся, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится обучающемуся, если он:
- затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя
I четверть
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Задачи | ЗУН | Опорные понятия | Дата | Домашнее задание |
Мы хотим учиться Г.Белова | 1 | -Формировать навык выразительного чтения -развивать фонематический слух -воспитывать интерес к предмету | Уметь правильно, полно, отвечать на вопросы, уметь задавать их. | Уютный класс | С.5 | ||
Лисёнок-первоклассник В.Сухомлинский. | 2 | -продолжать учить правильному плавному чтению целыми словами; -пересказу рассказа по плану и иллюстрации Коррекция связной монологической речи; умений устанавливать причинно-следственные связи | Уметь плавно читать целыми словами | Хитрый, ленивый, Послушный, смекалистый | С.6 | ||
Стихи о человеке и его часах С.Баруздин | 1 | Учить выразительному чтение стихотворения; - продолжать учить отвечать на вопросы; высказывать своего отношения к ситуации | Уметь выразительно читать стихотворение | Жить по часам , ценить каждый час | |||
Как я под партой сидел В.Голявкин. | 2 | Отрабатывать навык правильного плавного чтения целыми словами; -продолжать учить выборочному чтению -Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения | Уметь связно высказываться по плану. Правильно используя простые формы знакомых слов | Учитель | С. 6-7 | ||
Повторение по теме «Сентябрь начинается школьным звонком». | 1 | -Продолжать учить составлять описательный рассказ по вопросам, иллюстрациям, с помощью собственных наблюдений; развитие качеств чтения; Коррекция связной монологической речи | Уметь составлять описательный рассказ по вопросам | Сентябрь начинается школьным звонком | С.8 | ||
Луг. Г.Демченко. | 1 | -формировать навык работы с иллюстрацией -отрабатывать навык выразительного чтения | Уметь выразительно читать | Луг разостлался | С.9 | ||
Одуванчик Е.Серова | 1 | -отрабатывать выразительное чтение, Развитие просодической стороны речи | Уметь выразительно читать | одуванчик | Выучить наизусть | ||
Незабудки И.Соколову-Микитов | 1 | -продолжать учить выразительно, чётко и правильно читать рассказ -развивать умения устанавливать причинно-следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения; -обогащение активного словаря | Уметь выразительно читать рассказ и делать простейшие выводы | Незабудки Отразилась голубизна, порхает | |||
Рассвет в лесу И.Соколову-Микитов | 1 | Формировать умения находить в тексте и пересказывать заданный отрывок, Отрабатывать технику выразительного чтения | Уметь находить в тексте и пересказывать заданный отрывок | Закуковала, поперхнулась, роса | С15-16 | ||
Ливень С.Козлов | 1 | -отрабатывать навык выразительного чтения, коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении | Уметь выделить главную мысль | Сухо звенели, засуха,сыпучая пыль, ливень | С.16-17 | ||
Жаркий день Л.Воронковой | 1 | -отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения -воспитывать нравственные качества | Уметь работать над содержание произведения | Столпились, ныряли, булькали,плескались | С16-18 | ||
Летний дождь Т.Днепровская | 1 | Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. -воспитывать интерес к чтению, усидчивость | Уметь осознано читать | Солнышко палило, млела знойная земля | С.18-19 | ||
Повторение по теме «Вспомним лето!» | 1 | учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Формировать умение выборочного чтения | Месяц, жара, лето | С.19-20 | ||
Учёный кот В.Орлов | 1 | -совершенствовать технику чтения -Развитие связной речи, техники чтения. | Уметь выразительно читать | Учёный кот | С.20-21(гусева) | ||
Листья опадают с клёнов В. Песков | 1 | -Формировать умение учащихся пересказывать прочитанный текст -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь пересказывать прочитанный текст | Золотой ковер, огненные листья | С.23-24 | ||
Осени щедрые дары В.Бианки | 1 | Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств | Уметь использовать выразительные средства чтения | щедрые | С.24-25 | ||
В поле Я. Тайцу | 1 | -учить выразительному чтению -Воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красивое | Уметь выразительно читать | Видимо-невидимо | С.26 | ||
Два лентяя(сказка) | 1 | -формировать умение давать оценку поступкам героев | Уметь оценивать поступки герое | лентяй | С.26-27 | ||
Важные дела С.Михалков | 1 | -отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения -воспитывать нравственные качества | Уметь работать над содержанием | Важные дела | С.33(гусева) | ||
Е. Трутнева. Осень | 1 | -познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся; | Уметь выразительно читать | Золотая осень | С.45(гусева) | ||
Осень на пороге Н.Сладков | 1 | -Обучение осознанному выразительному чтению -пополнять активный и пассивный словарь учащихся -Воспитание интереса к чтению и книге; | Уметь отвечать на вопросы | Оседлые, телогрейка | С.27-28 | ||
Посмотри как день прекрасен. И.Мазнин | 1 | -Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; | Уметь выразительно читать | Небосклон, пылает, рдеют | С.29-30 | ||
Как птицы и звери к зиме готовятся Г.Снегирёв | 2 | Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения. -развитие связной речи | Развивать связную речь | Откочевать, отмель, жернова | С.31 | ||
Рыжие листья Н.Грибачев | 6 | -Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного -воспитывать интерес к чтению | Уметь выразительно читать | Сена, берлога, коська | С.32 | ||
Яблоко В.Сутеев | 3 | Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. -совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста. | Уметь пересказывать прочитанное | Рассуди по справедливости | С.33-34 | ||
Железная дорога Н.Некрасов | 2 | Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения. -развитие связной речи | Развитие связной речи | Рельсы, железная дорога | С.35 | ||
Н. Сладков. Эхо. | 1 | -отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения -воспитывать нравственные качества | Уметь плавно читать | эхо | наизусть | ||
Грибы В.Катаев | 3 | Формировать умение учащихся пересказывать прочитанный текст -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь пересказывать прочитанное | Мухомор, подосиновик | С.40(гусева) | ||
Осень Г. Скребицкий | 3 | познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся; | Уметь выразительно читать | Листья зябко | С.36-37 | ||
Проверка техники чтения | 1 | ||||||
Чтение осенних загадок и скороговорок. | 2 | -Учить выразительному чтению -развивать память, мышление | Уметь характеризовать явления природы | Хоровод вата | С38-39 | ||
Внеклассное чтение | 2 | -Учить выразительному чтению -развивать память, мышление | Изучить произведения вне программы. | С.40 |
Тематическое планирование по чтению
3 класс, II четверть
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Задачи | ЗУН | Опорные понятия | Дата | Домашнее задание |
Ласточки пропали А. Фет | 1 | -формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов -развивать память через заучивание стихотворения наизусть | Уметь выразительно читать стихотворение | Ласточки грачи | С.62 | ||
Осень наступила А.Плещеев | 1 | -формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения стихов | Уметь выразительно читать стихотворение | Уныло озимь | С.63 | ||
Улетают журавли И. Соколов - Микитов | 1 | -отрабатывать технику плавного послогового чтения и умение работать над содержанием произведения | Уметь работать над содержанием произведения | журавли | С.45 | ||
Родное В.Орлов | 1 | -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. | Уметь выразительно читать | Родня родное | С.28 выучить | ||
Осень К.Бальмонт | 1 | учить выразительному чтению -Воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красивое | Уметь выразительно читать | Брусника блистает | С.61 | ||
Пусть будут и Соловей и жук В.Сухомлинский | 1 | -совершенствовать технику чтения -Развитие связной речи, техники чтения. | Уметь выразительно и бегло читать | Соловей жужжание | С.26 | ||
Колосок(украинская сказка) | 2 | Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. -совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста. | Уметь читать по ролям, пересказывать прочитаный текст | Колосок Молоть пшеница | С.38 | ||
Обобщающий урок | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | ||||
Удивительная верёвка М. Басина | 2 | учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста -учить пересказывать по составленному плану -воспитывать уважение к труду | Уметь находить в тексте ответ на вопрос | верёвка | С.66 | ||
Уехали А. Барто | 1 | -отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста | Уметь выразительно и бегло читать | С.68 | |||
Вот какая история К. Киршина | 2 | -Формировать умение учащихся пересказывать прочитанный текст -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь пересказывать прочитанный текст | История приключение | С.71 | ||
Зима Л. Яхнин | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь находить нужный абзац для чтения | Зайчишка Узор мороз | С.41 | ||
Какая бывает зима М. Пляцковский | 2 | -Обучение осознанному выразительному чтению -пополнять активный и пассивный словарь учащихся -Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта и развитие нравственных чувств учащихся. | Уметь выразительно и бегло читать | Северный олень Красногрудый снегирь дворняжка | С.42 | ||
Зимнее утро А. Пушкин | 1 | Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; | Уметь выразительно и бегло читать | Небеса Прозрачный лес иней | С.43 | ||
Отчего у белого медведя нос чёрный? сказка | 1 | -Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения. -развитие связной речи | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | Тундра Морж Тюлень нерпа | С.44 | ||
Загадка | 1 | совершенствовать навык чтения, - учить ориентироваться в тексте, - развивать устную речь | Уметь выразительно и бегло читать | клюка | С.45 | ||
Суд над декабрём Н. Сладков | 1 | -Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. -совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста. | Уметь читать по ролям, пересказывать прочитаный текст | Самоуправство Скучища Филин глухарь | С.46 | ||
Загадки на снегу Е. Ровинская | 1 | Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств; | Уметь выразительно и бегло читать | Намело Бульдог балкон | С.49 | ||
Лиса и волк. | 4 | -познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Уметь читать по ролям | Старики Горевать Куманёк Прорубь Кума Волчий хвост | С.50 | ||
Как на горке, на горе А.Прокофьев | 1 | -Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного -воспитывать интерес к чтению | Уметь выразительно и бегло читать | Санки лыжи | С.56 | ||
Гололедица В. Берестова | 2 | -формировать навык внимательного, правильного чтения -корригировать и развивать устную связную речь | Уметь пересказывать прочитанное | гололедица | С.131 | ||
Чудная картина А.Фет | 2 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь находить в тексте ответ | Белка Объедать ягоды гостья | С.57 | ||
Редкая гостья По Г. Скребицкому | 2 | -Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. -совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста. | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | С.57 | |||
Заучивание стихотворении к Новому году. | Знакомство с содержанием стихотворения --Развитие слухового восприятия и выразительной речи. -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь выразительно рассказывать стихотворение по памяти |
Тематическое планирование по чтению
3 класс, III четверть
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Задачи | ЗУН | Опорные понятия | Дата | Домашнее задание |
Урок дружбы М. Пляцковский | 1 | Продолжать учить выразительному, осознанному чтению -Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения | ||||
Как трудно бить баклуши По М.Бартеневу | 2 | -формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения -воспитывать интерес к предмету | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | баклуши | |||
Просто старушка В.Осеева | 1 | -познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатыватьнавыквыразительногочтения | Уметь: - правильно читать вслух и про себя | старушка | |||
Смелый,да не очень М.Зощенко | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста -учить пересказывать по составленному плану | Уметь пересказывать рассказ по плану | ||||
Ко мне пришел гость По Б.Бушелевой | 2 | -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. | Уметь выразительно читать | ||||
Три товарища В.Осеева | 1 | -Продолжать учить выразительному, осознанному чтению -Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | товарищи | |||
ДвапирожныхЮ.Ермолаев | 1 | -совершенствовать технику чтения -Развитие связной речи, техники чтения. | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Что сказала бы мама? Л.Воронкова | 2 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь находить нужный абзац для чтения | ||||
Кем быть и кем не быть? По Я.Пинясову | 2 | Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Волшебное слово В.Осеева | 4 | -познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Уметь - выделять главную мысль произведения; - делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки | Волшебное слово | |||
Бумажный змей Е. Пермяк | 1 | -Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения. -развитие связной речи | Уметь рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного | Бумажный змей | |||
Как же так получилось А. Котовщикова | 2 | учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста -учить пересказывать по составленному плану -воспитывать нравственные чувства | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | ||||
МойдодырК.Чуковский | 2 | совершенствовать навык чтения, - учить ориентироваться в тексте, - развивать устную речь | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Обобщающий урок по теме «О хорошем и плохом» | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Как мужик гусей делил | 2 | -Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности | Уметь читать по ролям, пересказывать прочитанный текст | ||||
Каша из топора | 2 | -познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Ворона и рак | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь отвечать на вопросы по тексту | ||||
Двое на одном бревне | 2 | формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения по ролям; -корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями | Уметь - выделять главную мысль произведения; - делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки | ||||
Палочка-выручалочка По В.Сутееву | 2 | -Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного -воспитывать интерес к чтению | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения | Палочка-выручалочка | |||
Мужик и медведь | 2 | -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. -воспитывать интерес к чтению, усидчивость | Уметь отвечать на вопросы по тексту | ||||
Про бурого мишку и мышку-вертушку | 2 | Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения | Уметь читать по ролям, пересказывать прочитанный текст | ||||
Хаврошечка | 3 | познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | ||||
Весна Г. Ладонщиков | 1 | Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Весна По Л.Толстому | 1 | Знакомство с содержанием стихотворения --Развитие слухового восприятия и выразительной речи. -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | ||||
Подснежник Е.Серова | 1 | Знакомство с содержанием стихотворения -Развитие слухового восприятия и выразительной речи. -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения | ||||
Подснежник Х.К.Андерсен | 3 | Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности. -совершенствовать умение пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию текста | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | ||||
Весенняя песня В.Бирюков | 1 | -формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Как Миша хотел маму перехитрить Е.Пермяк | 2 | формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения по ролям; -корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | ||||
Урок обобщения по теме «Весна пришла» | 3 | -Продолжать учить выразительному, осознанному чтению - учить ориентироваться в тексте, - развивать устную речь | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения |
Тематическое планирование по чтению
3 класс, IV четверть
№ | Тема уроков | Кол-во часов | Задачи | ЗУН | Опорные понятия | Дата | Домашнее задание |
Стальное колечко К.Паустовский | 1 | Продолжать учить выразительному чтение; отвечать на вопросы; развивать мышление, речь | Уметь правильно, выразительно читать | Стальное колечко околица | |||
Камень, ручей, сосулька и солнце Э.Шим | 1 | Продолжать учить выразительному чтение; отвечать на вопросы; развивать мышление, речь | Уметь правильно, выразительно читать | Болобочут, лежебока, просверливаю, пустомелю | |||
Последняя льдина По В.Бианки | 1 | -формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения -воспитывать интерес к предмету | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | Крестьяне, трясогузки, сухопутные зверюшки | |||
Голубой апрель А. Барков | 2 | -познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения | Уметь: - правильно читать вслух и про себя | Верба, ивнячок, мать –и – мачеха, поленница | |||
Никого не обижай К.Россетти | 1 | -Продолжать учить выразительному, осознанному чтению -Способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения | Уметь отвечать на вопросы с помощью текста | ||||
Лев и собачка По Л.Толстому | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь находить нужный абзац для чтения | Вспрыгнул, метался | |||
Как слон спас хозяина от тигра Б.Житков | 1 | -Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения. -развитие связной речи | Уметь рассказывать отдельные эпизоды из прочитанного | Индусы, пятился, насторожился, оземь | |||
Пожарные собаки Л.Толстой | 1 | совершенствовать навык чтения, - учить ориентироваться в тексте, - развивать устную речь | Уметь выразительно и бегло читать | Приучены | |||
Двойка Е.Пермяк | 1 | -Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности | Уметь выразительно и бегло читать | Кудлатая | |||
Хрюшка обижается В. Орлов | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Уметь отвечать на вопросы по тексту | Атласный | |||
Где сметана? | 1 | -учить выборочному чтению -продолжать учить отвечать на вопросы с помощью текста | Развитие умений выборочного чтения; полных, связных ответов на вопросы | караулил | |||
Обобщающий урок по теме «О тех, кто рядом с нами» | 1 | Обобщить знания по пройденным произведениям | Уметь правильно, выразительно читать | ||||
Пых русская сказка | 1 | формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения по ролям; -корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями | Уметь - выделять главную мысль произведения; - делить текст на законченные по смыслу части и придумывать к ним заголовки | Борозда.передничек | |||
Живая шляпа Н.Носов | 2 | -Развивать навыки выразительного чтения, продолжать работать над навыками правильного, сознательного -воспитывать интерес к чтению | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения | Комол, клюшка | |||
Как Незнайка катался на газированном автомобиле По Н.Носову | 3 | -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. -воспитывать интерес к чтению, усидчивость | Уметь отвечать на вопросы по тексту | Механик, коротышек, клепали, паяли, | |||
Обобщающий урок по теме « Смешные истории» | 1 | Обобщить знания по пройденным произведениям | Уметь правильно, выразительно читать | ||||
Ландыши Е.Серов | 1 | познакомить учащихся с новым произведением; -отрабатывать навык выразительного чтения -корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | Смола, фарфор, корневища | |||
Ландыши И.Соколов-Микитов | 2 | Совершенствовать навык чтения: обучать использованию логического ударения, пауз, темпа как выразительных средств | Уметь выразительно и бегло читать | ||||
Девятое мая Г.Виеру, Вечный цветок А.Митяев | 2 | -формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения | Уметь выразительно и бегло читать | Стужа | |||
Черёмуха И.Соколов-Микитов | 1 | Знакомство с содержанием стихотворения -Развитие слухового восприятия и выразительной речи. -воспитывать мотивацию к учебной деятельности | Уметь выразительно читать | черёмуха | |||
Драчуны И. Яковлева | 1 | формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения по ролям; -корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | Рассвирепело, великаны | |||
Лесной голосок Г.Скребицкий | 2 | -Продолжать учить выразительному, осознанному чтению - учить ориентироваться в тексте, - развивать устную речь | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения | Орешник, пестринки, шмыг | |||
Обобщающий урок по теме «Месяц май» | 1 | -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. -воспитывать интерес к чтению, усидчивость | Уметь отвечать на вопросы по тексту | ||||
Лето в лесу И.Соколов-Микитов | 1 | формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения по ролям; -корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | Привольно, иволга, чащоба | |||
Гроза в лесу Л.Толстой | 1 | -Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности | Уметь отвечать на вопросы по тексту | ||||
Купание медвежат По В.Бианки | 1 | -Продолжать учить выразительному, осознанному чтению - учить ориентироваться в тексте, - развивать устную речь | Умение правильно, выразительно читать; развитие умений ролевого чтения | Шиворот, выполоскал, знойный | |||
Акула Л.Толстой | 2 | формировать навык внимательного, правильного, выразительного чтения по ролям; -корригировать и развивать устную связную речь через выражение своих мыслей полными предложениями | Уметь: - правильно читать вслух и про себя; - выразительно читать | Якорь, пустыня Сахара, артиллерист | |||
Секретное слово По С. Полетаеву | 4 | -Отрабатывание правильного выразительного, осознанного, беглого чтения. -воспитывать интерес к чтению, усидчивость | Уметь - правильно читать вслух и про себя; - выделять главную мысль произведения | Водовоз, возок, механизатор, водонапорная башня, жигнул, осердил, оглобли | |||
Обобщающий урок по теме «Лето красное» | 1 | Обобщить знания по пройденным произведениям | Уметь отвечать на вопросы по тексту |
Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Чтение и развитие речи» в 3классе.
Технические средства:
1.Ноутбук
2. Проектор
3. Компактная активная стерео система PROMETEAN
Наглядные и дидактические материалы
№ | Наименование материала |
1. | Азбука «От А до Я» |
2. | Лента букв |
3. | Наглядный и раздаточный материал «Продукты питания» |
4. | Наглядный и раздаточный материал «Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь» |
5. | Наглядный и раздаточный материал «Рыбы. Насекомые» |
6. | Набор карточек «Дикие кошки» |
7. | Рассказы по картинкам «Родная природа» |
8. | Мир в картинках «Животные. Домашние питомцы» |
9. | Набор карточек «Цветы» |
10. | Набор карточек «Ягоды» |
11. | Набор карточек «Птицы» |
12. | Набор карточек «Домашние животные и птицы» |
13. | Наглядно-дидактическое пособие «Овощи» |
14. | Наглядно-дидактическое пособие. Рассказы по картинкам «Профессии» |
15. | Плакат «Времена года» |
16. | Плакат «Домашние животные» |
17. | Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов |
18. | Наглядный и раздаточный материал для самых маленьких «Лесные истории» |
19. | Школьный словарик «Птицы России» |
20. | Школьный словарик «Животные России» |
21. | Школьный словарик «Растения России» |
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный класс, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 г.
2. Учебник «Чтение», 3 класс, С. Ю. Ильина, Л. В. Матвеева-Лунёва, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2011
3. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида» А.К. Аксёнова
4. «Работа над устной речью учащихся на уроках чтения» А.И. Липкина, М.И. Оморокова.
5. Учебник «Чтение» авт. – сост. В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова. Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Приложение.
Контрольно - измерительные материалы
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 5—8 стихотворений
КОНЬ НА КРЫШЕ (входная)
В старину избы часто украшали коньками. Кто был у крестьянина первым помощником? Кто помогал пахать, боронить, возить сено? Конечно, конь! А если нападал враг на русскую землю, то и на войну шёл добрый конь. И, случалось, выносил с поля боя раненого хозяина, спасая ему жизнь. Вот за это и стоит конь на самом верху крыши.
Живёт конёк на крыше. Тучи проплывут, дождик прольётся – и станет конь тёмным. А солнышко выглянет – и в его лучах кажется он уже розовым, золотым. И как будто ещё выше поднимет голову – гордится собой.
Е. Каменева
СОЛНЦЕ И РАДУГА (входная)
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная дуга – радуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.
Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеётся да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.
К. Ушинский
ЛЕБЕДИ (входная)
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.
На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.
Лебедь опустился на воду и сложил крылья…
Л. Толстой
ГРОЗА (промежуточная)
Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Ракиты тревожно шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями. Но вот солнце опять засияло. Как всё засверкало вокруг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет земляникой и грибами!
По И. Тургеневу
ХУДОЖНИК – ЗИМА (промежуточная)
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадётся. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».
Г. Скребицкий
СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА (итоговая)
Жила-была жаба – неуклюжая, некрасивая…
К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она - жаба. Во-первых, потому, что была совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли деревья, кусты и цветы. А ты должен знать, что деревья, кусты и цветы разговаривают только с теми, кого они очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?
Ну вот, деревья, кусты и цветы очень любили жабу и потому звали её самыми ласковыми именами. Особенно цветы.
Когда жаба появилась в саду, цветы спросили, как её зовут, она ответила, что не знает.
- Мы сами тебе придумаем имя! – сказали Анютины глазки.
Б.Захадер
ПРАЗДНИК СИНИЦ (итоговая)
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали двенадцатое ноября праздник «День синицы».
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится…
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
В. Корабельников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению .2класс, школа 8 вида.
Рабочая программа по чтению. 2 класс, школа 8 вида....
Рабочая программа для подготовительного класса школы 2 вида
Рабочая программа для подготовительного класса школ 2 вида ( для слабослышащих детей)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Литературное чтение" УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое плантрование уроков литературного чтения в 1 классе составлено в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа для 1 класса школы 8 вида
Рабочая программа для 1 класса по предмету "Речевая практика" для коррекционной школы...
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2
Рабочая программа Литературное чтение УМК Школа России 2 класс ФГОС 2...
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературное чтение.Русский язык.
Рабочие программы 1-4 классы "Школа России". Математика. Окружающий мир.Литературоное чтение. Русский язык....
Рабочая программа "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе
Рабочая программа по лпредмету "Литературное чтение" УМК "Школа России" в 3 классе...