Инклюзивное образование. Выступление на ШМО
консультация на тему

Кучерова Наталья Анатольевна

Материал на тему инклюзивного образования. Проблемы и способы решения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование. Проблемы и способы  их решения.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Выступление на ШМО учителей начальных классов учителя Кучеровой Натальи Анатольевны.

10.09.2018 года

    В данное время в мы  всё чаще и чаще слышим о детях детях с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим стали говорить о том, что такие дети имеют право на полноценное детство, на равное образование в общеобразовательной системе, об интеграции и инклюзии. 

    Отсюда появился термин-«инклюзивное образование» который мы слышим  от разных людей: педагогов, родителей, депутатов, общественных деятелей, учёных, руководителей организаций образования. Инклюзия означает раскрытие каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая  сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

     В основе самой идеи инклюзии лежит право каждого гражданина России на получение образования. Оно закреплено ст. 43 Конституции нашей страны. Об этом же гласит и 28 статья Конвенции ООН о правах ребенка. В нашей стране инклюзивное обучение опирается на закон «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 и на статью 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
 

   Основная цель образования является достижение всеми учащимися определенного социального статуса и утверждение своей общественной значимости.

   Задача же инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям данной категории (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими учащимися.

Инклюзивное образование основано на таких принципах:

  • Все люди независимо от своих физиологических, интеллектуальных и других ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в общении, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека.

    Обучение в школе для ребенка-инвалида не означает, что его неготовым  помещают в новую для него среду. К каждому в учреждении приставлен специалист, который наблюдает за ним и поддерживает его, поэтому очень важно в школе присутствие социальных педагогов.

Условия организации успешного обучения и воспитания 
 детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Адаптивная среда, которая позволит обеспечить  полноценно, реализовываться в учебном заведении.

2. Создание в образовательном учреждении общего типа необходимых материально-технических условий(пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное , реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).

3. Обучение и коррекция развития детей должны строиться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

4. Необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в ОУ общего типа.

5. Необходима специальная  подготовка педагогического коллектива ОУ   со спецификой   учебно-воспитательной и коррекционной работы .

6. Подготовка не только педагогического персонала и образовательного учреждения, но и родителей. Анализ современных исследований, показывает, что в сопровождении нуждаются родители детей двух категорий — и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.

     Считаю, что нужно выделить два направления в психолого-педагогическом сопровождении:

- актуальное, которое будет справляться с  уже имеющимся  трудностями, возникших у ребенка;

- перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Эти направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:

- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):

- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:

- анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

  Таким образом, основные принципы сопровождения: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

       Подводя итог выше сказанному, хочется надеяться, что внедрение инклюзивного образования останется не на словах, и не будет задвинута в дальний ящик, и мы все же придем к тому, что не будет преград в этом нелегком, но важном деле. Мы должны осознавать, что созданием инклюзивных школ, школ  нового типа, мы придаем уверенность тем детям, которые нуждаются в этом. Мы не только протягиваем руку помощи, но и делаем их мир ярче, больше, красивее.

   Мы все люди, и все мы разные, но мы все имеем право на полноценную жизнь, детство, образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Инклюзивное образование"

В выступлении и презентации рассматривается, что такое инклюзивное образование, какие основные его принципы и условия для организаци в общеобразовательных учреждениях....

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...

Выступление на педагогической конференции "Итоги введения инклюзивного образования в образовательной организации (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)"

Выступление на муниципальной педагогической конференции "Итоги введения инклюзивного образования в образовательной организации (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)" от 28.08.2017 г...

Выступление на ШМО "Инклюзивное образование"

Выступление на ШМО учителей начальных классов...

– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»

dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...

Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».

laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...