Выступление на педагогической конференции "Итоги введения инклюзивного образования в образовательной организации (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Выступление на муниципальной педагогической конференции "Итоги введения инклюзивного образования в образовательной организации (МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)" от 28.08.2017 г.
В статье освещены актуальные проблемы, пути их преодоления в условиях МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский, первые результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 80 КБ |
презентация к выступлению | 295.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.
на муниципальной педагогической конференции
28.08.2017г.
СЛАЙД 1
Итоги введения инклюзивного образования
в образовательной организации
(МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области)
Об инклюзивном образовании говорят уже не первый год, но именно с 1 сентября 2016 года по всей России введён ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) для обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Это прогрессивное начало в развитии образования по сравнению со сложившимися традициями и практикой, которое требует совершенствования теории и практики преподавания в инклюзивных классах. В свою очередь данный факт является главным показателем инновационной деятельности в образовательной организации и предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования.
Ещё 3-4 года назад педагоги всей страны сталкивались с трудностями введения инклюзивного образования, которые во многом уже разрешены на сегодняшний день. Например, ранее возникали вопросы, связанные с количеством учащихся с ОВЗ в классе, общим количеством детей в таком классе. Сейчас в СанПиН (санитарных правилах и нормах) чётко прописаны возможные варианты комплектации классов при различных нарушениях у обучающихся с ОВЗ.
Неоднозначно оценивался результат работы педагога с детьми с ОВЗ и с детьми с нормальным развитием при аттестации. В настоящее время и этот вопрос нашёл ответ в новых требованиях к аттестующимся педагогам.
В начале пути внедрения инклюзивного образования недостаточно были освещены вопросы создания адаптированных программ для каждой категории детей с ОВЗ и под каждого конкретного ребёнка. Слабо была представлена нормативно-правовая база в отношении сопровождения таких детей.
Само понятие "Адаптированная программа" претерпело изменения и уточнения в процессе создания документов федерального значения. Так, в Федеральном законе об образовании № 273 встречается только понятие "адаптированная образовательная программа", которое трактуется неоднозначно. Затем в Стандарте для детей с ОВЗ чётко появляются и разграничиваются понятия "адаптированная образовательная программа" и "адаптированная основная общеобразовательная программа". И наконец, в заключениях ЦПМПК мы встречаем термин "основная общеобразовательная программа, адаптированная с учётом индивидуальных особенностей развития" для детей среднего и старшего звена. Все эти понятия имеют свои особенности.
Понятие "коррекционные классы" постепенно сменяется на формулировку "классы для детей с ОВЗ".
Ранее существовавшее понятие программ с 1-го по 8-ой вид, включая детей с умственной отсталостью, было заменено на формулировку "программа для детей с ..." (указанием категории нарушений, например, с нарушениями речи, интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития и др.). В последствии и такая формулировка была заменена на нумерацию вариантов программ. Например, варианты 7.1 и 7.2 для детей с ЗПР подразумевают обучение ребёнка инклюзивно или в специальном малокомплектном классе для детей с ЗПР соответственно. При этом под вариантом 8 мы подразумеваем уже программу не для детей с УО, как это было раньше, а для детей с РАС (расстройством аутистического спектра).
--------------------------------------------------------------------------------------------
СЛАЙД 2
Сегодня мы представим опыт введения инклюзивного образования в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области.
В нашем образовательном учреждении, как и во многих общеобразовательных школах Кировской области, в категории детей с ОВЗ преобладают несовершеннолетние с ЗПР (задержкой психического развития).
Школа имеет большой опыт работы с детьми данной категории.
В 2010 году впервые был создан класс компенсирующего обучения. В 2012 году школа получила лицензию на право обучать детей с ЗПР по программам коррекционных классов VII вида.
В 2012-2013 уч.г. 26 педагогов школы повысили свою квалификацию по программе Института развития образования г.Кирова по теме «Психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего обучения для педагогов, работающих в коррекционных классах VII вида».
В 2015-2016 уч.г. администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учитель логопед, учителя начальных классов прошли курсы повышения квалификации на базе ИРО Кировской области по теме «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы».
С необходимостью введения инклюзивного образования в среднем звене мы столкнулись 4 года назад. Создание индивидуального образовательного маршрута для выпускника 9-класса стало инновационной деятельностью для нашего образовательного учреждения. В результате создания специальных условий получения образования учащийся успешно сдал экзамены по окончании 9-го класса в форме ГВЭ (государственного выпускного экзамена), получив при этом аттестат общего образца с возможностью поступать в любое профессиональное учебное заведение на базе 9 классов.
Инклюзивная форма обучения детей с ЗПР при введении ФГОС НОО (Стандарта начального общего образования) в 2016-2017 уч.году также стала для нашей школы нововведением.
По приказу директора школы был создан временный творческий коллектив, в состав которого вошли директор, заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учителя начальных классов.
СЛАЙД 3
Был составлен план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области.
В школе были разработаны и утверждены нормативно-правовые акты, обеспечивающие введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ:
СЛАЙД 4
- «Положение о создании рабочей группы по разработке адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ»
- «Положение об инклюзивном образовании»
- «Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ»
На основании заключений ПМПК (г.Киров), представленных в школу родителями учащихся с ОВЗ, письменных заявлений родителей о согласии на обучение по рекомендациям ПМПК - изданы приказы о переводе учащихся с ОВЗ на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с особенностями их развития.
В результате совместных усилий разработаны и усовершенствованы:
- структура адаптированной образовательной программы,
- а также «Дневник психолого-педагогического сопровождения»
Со структурой адаптированной программы вы можете ознакомиться на следующем слайде
СЛАЙД 5
Структура адаптированной образовательной программы включает:
1. Титульный лист
2. Пояснительную записку
3. Учебный план (индивидуальный)
4. Содержание программы по трём компонентам: образовательному, коррекционному и воспитательному.
5. Заключение и рекомендации с описанием результатов реализации АОП и рекомендациями специалистов школьного ПМПконсилиума на новый учебный год.
Приложением к АОП стал «Дневник психолого-педагогического сопровождения», наглядно демонстрирующий комплексность и системность работы всех специалистов школы с ребёнком с ОВЗ.
СЛАЙД 6
За основу «Дневника психолого-педагогического сопровождения» мы взяли одноимённый готовый продукт, выпущенный ИРО Кировской области. Проанализировав «Дневник», мы пришли к выводу, что некоторые его разделы больше подходят в работе с детьми подготовительной группы детского сада, а также в преодолении личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных трудностей младших школьников; но требуют доработки в коррекции трудностей по предметам общеобразовательной школы: литературному чтению, окружающему миру, письму и математике. Мы планировали создать "Дневник", который можно будет вести на протяжении всего периода обучения ребёнка с ОВЗ в начальной школе и будет полезен всем специалистам, работающим по нему с ребёнком.
Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
СЛАЙД 7
Мы усовершенствовали «Карту психолого-педагогического развития» обучающегося с ОВЗ, заменив конкретные упражнения и игры на перечисление обобщённых методов, средств. Тем самым раскрывая перед специалистами школы и родителями свободу творчества в выборе видов деятельностей, направленных на устранение трудностей в развитии школьников с ОВЗ. Также были усовершенствованы листы, предназначенные для заполнения учителем-логопедом и педагогом-психологом. «Дневник» был дополнен листами «Психолого-педагогическая характеристика учащегося с ОВЗ» и «Заключение ПМПК». Таблица «Индивидуальный образовательный маршрут» была скорректирована в соответствии с возможностями школы, добавлена графа занятий в кабинете БОС.
Таким образом, получился продукт, действительно являющийся настольной рабочей книгой, которая помогает специалистам образовательной организации:
- отследить динамику развития ребёнка, как в течение учебного года, так и на протяжении обучения на начальной ступени образования с момента перевода учащегося с ОВЗ на адаптированную программу;
- выстроить занятия, как в урочной, так и внеурочной деятельности на основе рекомендаций ПМПК и наличия конкретных трудностей в развитии учащегося;
- отследить посещаемость занятий школьником со всеми специалистами, регулировать занятость ребёнка во внеурочное время;
- дифференцировать задания в классе с учётом особенностей развития ребёнка с ОВЗ.
Современные информационные технологии позволяют вести «Дневник психолого-педагогического сопровождения» в электронном виде, дополняя бумажный вариант построением графиков, диаграмм с результативностью работы.
СЛАЙД 8
В результате создания для учащихся с ОВЗ специальных условий обучения мы констатируем положительную динамику в их развитии:
- 100% учащихся, имеющих заключения ПМПК и согласие родителей, получают психолого-педагогическое сопровождение в школе по адаптированным программам с учётом их особенностей развития,
СЛАЙД 9
- За последние 3 учебных года 100% выпускников (10 человек) 9-х классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам, успешно сдали выпускные экзамены в форме ГВЭ (государственного выпускного экзамена) в облегчённой форме только по двум предметам: русскому языку и математике, в отличие от сверстников, сдающих в обязательном порядке 4 предмета;
СЛАЙД 10
- Увеличилось число выявленных детей с трудностями в психофизическом развитии первично и повторно, направляемых школьным ПМПконсилиумом на консультацию выездной ПМПК на базе школы (с 14 в 2012-13 уч.г. до 23 несовершеннолетних в 2016-2017 уч.г.)
СЛАЙД 11
- Снизилось число детей с ОВЗ, обучающихся в школе по адаптированным программам (на 41% - с 74 в 2012-13 уч.г. до 44 учащихся с ОВЗ в 2016-2017 уч.г.) за счёт наличия успешных результатов освоения ими основной общеобразовательной программы VII вида, в результате чего переведённых по решению ПМПконсилиума школы с согласия родителей на общеобразовательные программы, а также в связи со сменой образовательного учреждения школьниками, имеющими рекомендации ПМПК обучаться в коррекционных школах для детей с интеллектуальной недостаточностью (в результате работы МСППслужбы школы с родителями детей с умственной отсталостью).
Однако наряду с положительными результатами есть и проблемы, сопровождающие процесс введения инклюзивного образования в школе.
СЛАЙД 12
Так, например, градация адаптированной основной общеобразовательной программы детей с ЗПР на 2 варианта создала организационные трудности. На практике количество детей с рекомендациями ПМПК обучаться инклюзивно по программе варианта 7.1 в общеобразовательном классе значительно превышает количество детей с рекомендациями ПМПК обучаться по программе варианта 7.2, т.е. в специализированном малокомплектном классе. Как обеспечить выполнение рекомендаций ПМПК по обучению ребёнка 1-классника, которому в конце учебного года ПМПК рекомендовала АООП по варианту 7.2, если в школе не набралось достаточное количество детей со схожими проблемами для открытия такого класса на параллели. Сколько лет в начальной школе имеет право обучаться такой ребёнок: 4 как в варианте 7.1 или 5 как в варианте 7.2?
СЛАЙД 13
Школа по-прежнему испытывает дефицит специалистов, осуществляющих коррекционную работу с детьми с ОВЗ. В соответствии с приказом Министерства образования и науки от 30.08.2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья положена 1 штатная единица учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) и учителя-логопеда; на каждые 20 учащихся с ОВЗ - 1 педагог-психолог; на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ - 1 тьютор, ассистент (помощник). На практике детей с ОВЗ гораздо больше указанных нормативов, что значительно превышает нагрузку уже работающих специалистов. Рекомендации учителю-дефектологу, прописанные ПМПК, в нашей школе распределяются среди имеющихся специалистов.
СЛАЙД 14
С каждым годом расширяется спектр нарушений среди детей с ОВЗ. Если раньше это преимущественно были дети с ЗПР, то в настоящее время в школе обучаются дети с нарушениями речи, слухового аппарата, опорно-двигательного аппарата, что требует разработки адаптированных программ с учётом их особенностей развития, что опять же для нашей школы является инновационной деятельностью.
С увеличением количества детей с ОВЗ увеличилось и количество выездных консультаций ПМПК на территории ЗАТО Первомайский - до двух раз в год. Однако существуют трудности в оформлении документации со стороны медицинских учреждений. На территории посёлка нет детского психиатра, психиатр Юрьянской ЦРБ в спорных случаях направляет детей в Киров. И дети из малообеспеченных многодетных семей, где одновременно порой по 4 ребёнка из семьи направляются на ПМПК, не имеют материальной возможности показать детей Кировскому специалисту. К тому же ПМПК теперь принимают детей только с заключениями психиатров из государственных медицинских учреждений, куда можно попасть по предварительной записи в очереди от 2 недель до 1,5 месяцев. В составе выездной ПМПК не всегда присутствует детский психиатр, и комиссия отказывает ребёнку в консультации. Столкнувшись с подобными трудностями, не все родители детей с проблемами в развитии остаются настойчивыми и проходят весь путь сбора документов до конца, что конечно же препятствует ребёнку в получении образования в соответствии с учётом индивидуальных особенностей его развития.
По-прежнему остро стоит проблема достаточной качественной информированности родителей детей, посетивших ПМПК в дошкольных образовательных организациях. Не все родители, получившие на руки заключение комиссии, имеют чёткие представления об их ответственности за образование ребёнка, о последствиях невыполнения ими рекомендаций ПМПК для ребёнка, его успешности в школе, социальном окружении, о дальнейшем маршруте для ребёнка, о правах детей с ОВЗ на получение доступного образования. Некоторые родители, приводя детей с ОВЗ в школу, пытаются скрыть факт посещения ими ПМПК. В результате заключение становится не действительно через год и при выявлении проблем в школе ребёнка вынуждены повторно показывать на ПМПК, теряется драгоценное время. Поэтому в решении данного вопроса нам значительно могут помочь специалисты ДОУ.
СЛАЙД 15
Мы предлагаем объединить усилия педагогов всех образовательных организаций, управления образования ЗАТО Первомайский: организовать работу муниципальной инновационной площадки «Выстраивание системы инклюзивного образования на территории ЗАТО Первомайский».
Так уж сложилось, что человеку свойственно всё новое воспринимать постепенно. В начале новое кажется нереальным, невозможным, затем к новшеству привыкают, принимая уже как нечто «имеющее право быть». И на конечном этапе новое воспринимается как давно знакомое, без которого человек не представляет возможности своего существования. Так происходит и с введением инклюзивного образования. Мы пережили тот этап, когда слово "инклюзия" было непонятно, пугающе. Сейчас многие педагоги приняли инклюзивное образование как необходимость современного образования, особенно, если столкнулись с детьми с ОВЗ сами в своей семье, семье знакомых и родных, в своём классе. Но это ещё не триумфальный финиш. Многое ещё предстоит сделать: переосмыслить, принять, модернизировать. Главное - понимать, что в решении введения инклюзивного образования мы не одиноки. По многим вопросам уже есть чем поделиться, интересно познакомиться с опытом других образовательных организаций. И именно для этого мы все здесь и собрались.
СЛАЙД 16
Благодарю за внимание! И с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории введения инклюзивного образования в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский 2010 г. – классы компенсирующего обучения 2012 г. – коррекционные классы VII вида для детей с ЗПР (лицензия) 2015 г. – первый опыт инклюзивного обучения ребёнка с ОВЗ по ИОМ (индивидуальному образовательному маршруту)
Локальные акты Положение о создании рабочей группы по разработке адаптированной основной образовательной программы НОО для обучающихся с ОВЗ Положение об инклюзивном образовании Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ
Структура АОП 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебный план (индивидуальный) 4. Содержание программы: включает в себя образовательный , коррекционный и воспитательный компоненты. 5. Заключение и рекомендации: включает в себя также результаты реализации АОП и рекомендации на новый учебный год ПРИЛОЖЕНИЕ «Дневник психолого-педагогического сопровождения»
ДНЕВНИК психолого – педагогического сопровождения ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПМПК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (заполняет учитель- логопед) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (заполняет педагог-психолог) КАРТА ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕКОМЕНДАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Результаты. Обеспечение детей с ОВЗ психолого-педагогическим сопровождением
Результаты сдачи экзаменов детьми с ОВЗ в форме ГВЭ за последние 3 года
Результаты раннего выявления детей с трудностями в развитии
Результаты работы МСППС ( медико-социально-психолого-педагогической службы) школы
Организационные т рудности введения инклюзивного образования в школе
Кадровый вопрос Приказ Министерства образования и науки № 1015 от 30.08.2013 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования»: 1 учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог) – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ; 1 учитель –логопед – на каждые 6-12 учащихся с ОВЗ; 1 педагог-психолог – на каждые 20 учащихся с ОВЗ; 1 тьютор , ассистент (помощник) – на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ
Категории учащихся с ОВЗ в школе 2010-2011 уч.г . 2017-2018 уч.г . С ЗПР (задержкой психического развития) С ЗПР (задержкой психического развития) С нарушениями речи Слабослышащие С нарушениями опорно-двигательного аппарата
Предложение Организовать работу муниципальной инновационной площадки «Выстраивание системы инклюзивного образования на территории ЗАТО Первомайский Кировской области»
28.08.2017 г. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Выступление и презентация на тему "Инклюзивное образование"
В выступлении и презентации рассматривается, что такое инклюзивное образование, какие основные его принципы и условия для организаци в общеобразовательных учреждениях....
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Социализация детей с ОВЗ в условиях введения инклюзивного образования
Материал выступления на конкурсе "Учитель года - 2014" в рамках номинации "Работа методического объединения"...
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Социальные преобразования, происходящие на современном этапе развития общества, способствовали изменению взглядов на обучение и воспитание детей, которые привели к серьезным изменениям в системе образ...
"Формирование инклюзивной культуры педагога как базовое условие становления инклюзивной практики в образовательной организации"
Текст и презентация к выступлению педагога-психолога на вебинаре "Необычный ребёнок в обычном классе" ИРО Кировской области 25.02.2020 по итогам работы РИП (региональной инновационной площад...
Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)
Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...