Статья "Организация проектной деятельности в начальной школе"
статья на тему
Организация проектной деятельности в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности в начальной школе
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно - ориентированного подхода требуют в первую очередь новых методов обучения, которые:
-формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;
-развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
-формируют не просто умения, а компетенцию, то есть умения, -непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- развивают познавательный интерес учащихся;
-реализуют принципы связи обучения с жизнью.
Ведущее место принадлежит методу проектов – одному из наиболее адекватных современным условиям методов развития творческой активности учащихся.
Суть современного понимания “методов проектов”, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями можно сформулировать следующим образом: “Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить”.
Слово “проект” пришло к нам из латинского языка и означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия.
Проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
– индивидуально или в микрогруппах;
– может выходить за рамки программы или способствовать более глубокому усвоению программного материала;
– проводиться в урочное и во внеурочное время;
– может быть представлена в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы.
Чем же привлекает педагогов начальной школы метод проектов?
Начальная школа – не просто место, где ребенка должны научить читать, считать и писать (в конце концов, этому можно научиться и дома). Педагог получает возможность изменить позицию ребенка в образовании и его отношение к учебе.
Проектное исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестными решением.
Цели работы над методом проектов:
– способность реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
– способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
– выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко презентовать итог своей деятельности.
Проектная деятельность выступает как основная форма организации урочной и внеурочной деятельности и организуется в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
Сбор сведений по теме проектной деятельности;
Работа над своими проектами, включенными в содержание темы.
Исследование предполагает наличие основных этапов:
1-й блок:
Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор интересующих их аспектов;
Подготовка к сбору информации;
Сбор информации детьми;
Подведение итогов сбора информации и фиксация в форме мини-энциклопедии, картотеки и др.
2-й блок:
Знакомство детей с возможными проектами, выбор проекта для реализации;
Ориентировочное планирование этапов работы над проектами;
Реализация проектов;
Презентация проектов.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Исследования ведут ребенка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении дает прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира.
Для каждого возрастного периода начальной школы подобраны такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой соответствуют возрасту.
Проектная деятельность – это совместная работа учителя, учеников и их родителей. Подготовительная работа над проектом начинается на первом родительском собрании в 1-м классе, где учитель знакомит родителей учеников с краткой информацией о проектном методе обучения, так как они главные помощники.
Рассмотрим создание “продукта” проектно-исследовательской деятельности на конкретном примере.
Работа над проектом по разделу “Наши питомцы” (Окружающий мир, 2 класс).
1-й этап – выбор темы, планирование работы над проектом.
Детям предлагаются следующие темы:
Аквариумные рыбки.
Пернатые питомцы.
Все о кошках.
Все о собаках.
Также дети могут использовать свои варианты тем.
2-й этап – после того как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.
3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.
4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.
5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.
Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку мы, учителя начальных классов, закладываем “фундамент” всего дальнейшего обучения. Мы на практике убедились в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков.
Памятка работы над проектом
План подготовки проекта
Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.
Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.
Продумай этапы деятельности.
Решите, кто и за что будет отвечать.
Выясните, что нужно подготовить заранее.
Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.
Возможные продукты проектной деятельности:
Web-сайт, костюм, атлас, видеофильм, макет, муз. произведение, праздник, журнал, сказка, справочник, игра, презентация, приготовленная пища и т.д.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащихся и стремление учителя «напичкать» своих подопечных стандартным набором знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...