Разнообразие методов, используемых на уроках чтения в школе для слабослышащих и позднооглохших детей
методическая разработка на тему
В материале представлены основные методы, используемые на уроках чтения при обучении детей с нарушением слуха с ркомендациями использования в зависимости от класса. Разработка содержит виды стения с требованиями, в зависимотси о класса и работа над осмыслением прочитанного.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разнообразие методов, используемых на уроках чтения.
Понимание читаемого, создание определенного эмоционального настроя у учащихся является необходимым условием для осознанного восприятия ими литературного произведения.
Сознательность чтения достигается всей системой работы педагога – от вводного занятия по тексту до заключительного. Осмысление произведения – сложный аналитико-синтетический процесс.
Особенности понимания читаемого слабослышащими и позднооглохшими учащимся младших классов.
- Затруднение в понимании отдельных слов, сочетаний и целых фраз
- Непонимание употребленных в тексте местоимений
- Неумение ориентироваться в тексте, стремление к дословному воспроизведению целого абзаца из текста.
- Неточность или неправильность ответа учащихся на поставленный вопрос.
- Затруднения в осмыслении причинно-следственных вопросов, требующих анализа и некоторого обобщения.
Резкое речевое недоразвитие слабослышащих и позднооглохшим учащихся 1-3 классов является серьезным препятствием к пониманию прочитанного произведения.
Они не знают значения многих слов и поэтому не могут понять общий смысл читаемого. В книгах для чтения для 1-3 классов преобладают конкретная лексика: названия предметов окружающего мира, явлений природы. Но, тем не менее, многие слова и словосочетания слабослышащим и позднооглохшим учащимся неизвестны.
Наиболее эффективными методами, направленными на повышение осмысленности чтения можно определить
- целенаправленную, хорошо продуманную подготовку учащихся к уроку чтения,
- беседу по прочитанному, вызывающую активность детей,
- работу над планом прочитанного произведения,
- различные виды словарной работы и
- пересказы прочитанного, в т.ч. творческие.
При проведении словарной работы на уроке для выяснения смысла слова могут быть использованы следующие приёмы:
- Демонстрация предмета или изображения его на картине.
- Экскурсия с целью наблюдения этого предмета.
- Рассказ учителя о предмете, явлении.
- Полное логическое определение понятия.
- Описание предмета.
- Подведение частного понятия под общее. (Антилопа – животное из породы оленей.)
- Расчленение общего понятия на частные (Сельскохозяйственные орудия – сеялки, бороны.)
- Обращение к составу слова.
- Обращение к контексту. Среди неизвестных детям слов есть такие, которые, отдельно взятые, непонятны детям, но смысл их в контексте становится ясным.
Если слово является названием важного понятия, над которым предстоит работать на уроке (например, научный термин), необходимо ввести его в активный словарь учащихся. В таком случае можно использовать, кроме названных приёмов, ещё и другой – это показ небольших карточек – плакатиков. В момент объяснения учитель вывешивает карточку с данным словом. Карточка может прикрепляться к картинке соответствующего содержания.
Также для формирования осознанного чтения продуктивным является использование на уроке разнообразной работы с деформированными текстами и неоконченными рассказами.
Этапы процесса осмысления | ||
этап | Задачи этапа | Методы и приёмы |
1 этап | Понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала | Приемы помогающие представить ситуацию, меняющиеся картины, описания, поступки действующих лиц: драматизация отдельных фраз и эпизодов, работа по конструктивной картине, детское иллюстрирование, составление картинного и словесного плана, пересказ прочитанного, беседа воспроизводящего характера, выборочное чтение. |
2 этап | Установление причинно-следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев. | Беседы аналитического характера, выборочное чтение и выборочный пересказ, словесное рисование, сравнение описаний, сопоставление литературных персонажей, нахождение общего и различного между ними, постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности суждений |
3 этап | Проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного. | Творческие задания: придумывание иного заглавия, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всем рассказе, постановка проблем морально-этического плана, сравнение прочитанного произведения с другими по той же тематике, сопоставление прочитанного с диафильмом или кинофильмом, с произведениями изобразительного искусства. |
Виды чтения | Особенности по классам |
Сплошное | Основная задача в 1-3 кл.: выработка навыка чтения. Основная задачи в 4-5 кл.: обогащение учащихся знаниями, выработать умение понимать идейную направленность произведения, развивать выразительность, подготовить к усвоению основ литературы. Виды: всего текста, - по частям, - цепочкой по предложению, - отдельных трудных слов, -предложений к картинкам, - по ролям, -наизусть Упражнения: - звуковой анализ слова - упражнения аналитико-синтетического характера звуко-буквенного состава слова ( указание слов, работа с кассой букв) - упражнения в чтении трудных для произношения слов до работы с текстом и в ходе - упражнения в тихом и громком чтении, чтении про себя - чтение предложений с выделением логического ударения - чтение текста, специально обработанного учителем -повторное чтение слов, фраз или отрывка. |
Опережающее | Вводится с конца 4 кл. для подготовки к самостоятельному чтению. Не распространяется на чтение басен и лирики. |
Самостоятельное | Обязательно руководство учителя, используя следующие приемы: рекомендации, консультации, просмотр диафильма или иллюстраций. |
Выразительное | Подразумевает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, умение показать отношение автора к событиям и поступкам героев, умение передавать основную эмоциональную тональность. Правила выразительного чтения: соблюдения ритма, выделения логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. 1 кл.- изменение силы голоса в зависимости от логического ударения. 2кл.- выражение голосом различной интонации(повествовательной, восклицательной, вопросительной) и выделение логического ударения. 3 кл. – отработка выдерживать паузы в соответствии со смысловой связью слов и умение голосом выделить наиболее важные слова в предложении слова. 4кл. – работа над всеми средствами выразительности, но после подготовки педагогом. 6кл.- самостоятельная подготовка к выразительному чтению Приемы обучения выразительному чтению: Работа над дыханием и дикцией, образец чтения учителя, упражнения в громком чтении, подготовительная работа к выразительному чтению, коллективная декламация, индивидуальное чтение. Подготовительная работа – обработка текста: подчеркнуть слова, которые должны звучать громче или слова с логическим ударением, обозначить логические и психологические паузы, выделить части или картины, выделить главную мысль, высказать общее впечатление. |
Выборочное | Учит ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отграничивать главное от второстепенного, подготавливает к осмыслению произведения, к доказательности суждений. Используется после самостоятельного или коллективного чтения и является переходом к восприятию сюжета, к его осмыслению и анализу. 1-2 кл.- используется для выработки умения ориентироваться в тексте: найти ответ на вопрос учителя. ВЧ проводится совместно с беседой по фактическому содержанию. 2-3 кл. задания с ВЧ минимальны по объему и просты по содержанию(отрывки) 4-5 кл. ВЧ не только для понимания внешней предметной стороны чтения, но и для анализа содержания, когда нужно охарактеризовать событие, ситуацию, выяснить мотивы поступков персонажа, дать им оценку. ВЧ сочетается с беседой аналитического характера. ВЧ является подготовкой к выборочному пересказу. ВЧ образных слов, словосочетаний, выражений, которые придают каждому произведению неповторимость направлено на анализ языка читаемых произведений. Учащиеся знакомятся с выразительными языковыми средствами, которые используют те или иные авторы и поэты. |
Разнообразие методов, используемых для повышения осмысленности чтения
Метод | Значение | Применение |
Драматизация | Является одним из методов развития мыслительной активности | Применяется для уяснения содержания всего читаемого текста или для осмысления отдельных слов или фраз. Может использоваться как самостоятельный метод работы с текстом, так и в сочетании с другими. Может использоваться как словарная работа. |
Демонстрация действия по конструктивной картине или макету | Помогает представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажа. | Даёт возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа путём передвижения фигурок по полотну, воссоздать последовательно все поступки персонажей. Данная работа направлен на выработку умения анализировать текст, на развитие воссоздающего воображения и формирования самостоятельности. Данный метод применим к текстам, где нет больших описаний, но есть значимые действия персонажей. Основное методическое требование – самостоятельность действий учащихся и оречевление каждого движения. Роль педагога – организация работы учащихся. |
Детское иллюстрирование | Позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. | Изображение отдельных предметов и действий для проверки отдельных слов. Предлагаются рисунки тех объектов, о которых говорится в тексте или зарисовки объектов, которых в самом рассказе нет, но они имеют самое непосредственное отношение к теме рассказа и помогают осмыслить его. Чаще используется в ходе словарной работы. Рисунки к отдельным фразам чаще используется при чтении лирических стихотворений, в которых из-за образных выражений учащиеся не представляют конкретной реальной картины. Рисунок поможет конкретизировать поэтический художественный образ. Ошибки детских рисунков свидетельствуют о трудностях восприятия лирики. Коллективные исправления рисунков с помощью педагога помогут более глубже смыслить читаемое. Зарисовка ситуаций, картин направлена на осмысление сюжета произведения и помогает выработать умения анализировать текст, выбирать наиболее существенное. Является основой для составления плана. В 1-2 кл. даётся задание нарисовать самое важное или интересное в тексте. Далее в 3 кл. с помощью учителя текст делится на части и предлагается нарисовать рисунок к каждой части. В 4-5 кл. учащимся даются только заголовки, по ним надо разделить текст на части и нарисовать картинный план. Опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ творческий характер. Учащиеся менее привязаны к тексту, появляются собственные варианты высказываний. |
Словесное рисование | Обеспечивает развитие воображения и помогает проверить степень осмысления читаемого текста | Ученики должны мысленно представить ситуацию, осмыслить ее и с помощью слова воссоздать в своем описании. В 4-5 кл. СР становится более разнообразным: рисование отдельных ситуаций из рассказа. Для этого требуется хорошее знание сюжета. Чтобы описание воображаемой картины строилось на существенных фактах, учитель должен помогать наводящими вопросами. Зарисовка описания требует осмысления образных выражений, умения увидеть за ними реальный образ действительности, умения синтезировать увиденные признак в едином описании пейзажа. Словесное рисование портрета – самый сложный вид СР. В 1-3 кл. отсутствует авторское описание внешности героя. Имеются лишь указания на некоторые черты портрета. В 4-5 кл. учащиеся учатся анализировать портрет литературного героя и по внешним признакам представлять черты характера человека. Учащимся предлагается задание «Каким вы представляете человека?» Для подтверждения своих высказываний учащиеся должны прочитать отдельные фразы из текста. |
Беседа | Помогает выяснить степень усвоения читаемого материала, осмысление причинно-следственных зависимостей и характеров персонажей. Б учит анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы. | Б предполагает активность учителя и учащихся. Педагог продумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление. Следит за ответами, исправляет, дополняет, втягивает в работу весь класс, обобщает сказанное учащимися. Учащиеся в ходе Б находят в тексте нужный отрывок, выбирают из него нужные данные, систематизируют их, формулируют ответ на поставленный вопрос. Учащиеся должны следить за ответами одноклассников, дополнять их, исправлять, высказывать свое отношение и критические замечания, задавать вопросы друг другу. Ответы детей могут быть краткими и полными. В 1-2 кл. – кратко или целым предложением. В 3 кл. - ответ в 2-3 предложения. В 4-5 кл. – ответ может быть кратким и полным развернутым в зависимости от вопроса, цели урока или специфика произведения. При анализе стихотворения чаще всего используются краткие ответы. Б с учащимися требует умелое искусное руководство ответами учеников. Задача учителя подхватить верный ответ или мысль и помочь ученикам выразить её словесно. Если ответы неверны, то учитель с помощью дополнительных, наводящих вопросов подводит к верному высказыванию. В ходе беседы необходимо избегать «трафаретность» вопросов. Например: основной вопрос о тематике произведения может звучать по-разному: 1-3 кл. – «О чем рассказ?», « О чем говорится в рассказе?», «О чем рассказывается в тексте?», «О чем рассказывал нам автор?» 4-5 кл. - «На какую тему читали рассказ?», «Какова тема рассказа? |
Беседа с преобладанием конкретных вопросов | Рекомендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действий персонажа. | Когда? Куда? Что? Кого? Что сделал? Какой ? |
Беседа аналитического характера (причинно-смысловые и оценочные вопросы) | Необходимы для установления зависимостей между фактами раскрытия причин и определение последствий | Зачем? Почему? Как? |
Беседа, анализирующая поведения героев | Помогает отобрать материал нужный для анализа, систематизации и обобщения | Вопросы направленные на сопоставление поведения героя одного и того же произведения в разных ситуациях. Сопоставление персонажей в различных произведениях помогает преодолеть односторонность детского восприятия. В 1-3 кл. постановка вопроса должна нацеливать на сопоставление персонажей и определение их черт характера (не используется слово «сравните») Возможные вопросы: « Кто тебе не/понравился? Почему?», «Чем тебе понравился персонаж?» В 4-5 кл. сопоставление увеличивается (выясняется общее затем различия) Варианты вопросов: « Какая черта характера тебе понравилась?», «Чем тебя привлекает это персонаж?», «Кого хвалит автор, а кого осуждает?», «На кого бы ты хотел быть похожим?» |
Беседа по вопросам обобщающего характера | Помогают сделать вывод об идейной направленности рассказа, о характере литературного персонажа | Вопросы направлены на сопоставление произведений одной тематики, на нахождение между ними общего и различного. Какие рассказы…? Чем похожи рассказы? Сравните описание…? |
Дидактические требования к проведению беседы на уроках чтения:
- Беседа не является универсальным методом, она лишь часть педагогической работы на уроках чтения.
- Виды этого метода разнообразны. Беседа может готовить к новому рассказу, к новой теме, помогать в процессе анализа текста и учить выделять главное и существенное, подводить к обобщению и заключению.
- Место беседы на уроке и ее характер зависят от конкретной цели урока и особенности читаемого художественного текста.
- В беседе должны быть активны и учитель и учащиеся.
- Эффективность беседы зависит от сочетания её с другими методами и приёмами и от того созданы ли в кассе условия для активного выражения своих чувств и мыслей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Осмысление произведения – сложный аналитико-синтетический процесс. Сознательность чтения достигается всей системой работы педагога – от вводного занятия по тексту до заключительного.
Этапы процесса осмысления 1 Понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала 2 Установление причинно-следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев. 3 Проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.
1)Затруднение в понимании отдельных слов, сочетаний и целых фраз 2)Непонимание употребленных в тексте местоимений 3 )Неумение ориентироваться в тексте, стремление к дословному воспроизведению целого абзаца из текста. 4)Неточность или неправильность ответа учащихся на поставленный вопрос. 5)Затруднения в осмыслении причинно-следственных вопросов, требующих анализа и некоторого обобщения . Особенности понимания читаемого слабослышащими и позднооглохшими учащимся младших классов.
Виды чтения: Сплошное Опережающее Самостоятельное Выразительное Выборочное
Является одним из методов развития мыслительной активности Драматизация
Помогает представить описанную в рассказе ситуацию и проследить за всеми действиями персонажа. Демонстрация действия
Позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Детское иллюстрирование
Обеспечивает развитие воображения и помогает проверить степень осмысления читаемого текста Словесное рисование
Помогает выяснить степень усвоения читаемого материала, осмысление причинно-следственных зависимостей и характеров персонажей. Б учит анализировать факты, отбирать материал, группировать его вокруг определенной темы Беседа
БЕСЕДА Беседа с преобладанием конкретных вопросов Беседа аналитического характера (причинно-смысловые и оценочные вопросы) Беседа, анализирующая поведения героев Беседа по вопросам обобщающего характера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....
Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"
в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...
Цели и задачи преподавания чтения в школе для слабослышащих детей. Методика работы над сказкой
Представлен материал, содержащий основные цель, задачи и этапы преподавания урока чения учащимся с нарушением слуха. Подробно представлена методика рабты над сказкой. Методической оснновой разра...
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качест...
Активные методы релаксации на уроках в начальной школе детей с ОВЗ
Проблема здоровья детей относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают – и как его сохранить, и чем его поправить, и что пить и есть, чтобы его не подорвать....
Статья «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...
Обобщение опыта по теме: «Разнообразие форм и методов работы на уроках в начальной школе»
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности о...