Цели и задачи преподавания чтения в школе для слабослышащих детей. Методика работы над сказкой
методическая разработка на тему
Представлен материал, содержащий основные цель, задачи и этапы преподавания урока чения учащимся с нарушением слуха. Подробно представлена методика рабты над сказкой. Методической оснновой разработки является "Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина.— М.: Просвещение, 1995."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_chteniya_v_shkole_dlya_slaboslyshashchih_detey_._rabota_nad_skazkami.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика чтения в школе для слабослышащих детей выделяет три большие группы задач: образовательно-познавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Каждая группа задач представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овладеть ученики за годы обучения в I—VI классах.
К образовательно-познавательным задачам можно отнести:
1. формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
2. формирование умений школьников анализировать читаемые тексты (в объеме требований программы каждого класса);
3. уточнение и расширение знаний школьников об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире; сообщение знаний о писателе, эпохе, отраженной в произведении;
4. обогащение учащихся знаниями о литературе, смежных видах искусства;
5. развитие навыков устной и письменной речи школьников.
Часть названных задач определена в школьных программах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведения исходя из его тематики и проблематики.
К воспитательным задачам относятся:
1. разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;
2. сопереживание прочитанному, осознание личностного отношения к описываемым фактам, характерам; критическое осмысление фактов, событий, характеров; умение выразить собственное понимание событий, персонажей, их характеров;
3. формирование индивидуально-личностного эстетического восприятия читаемого;
4. формирование интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса.
Эти задачи определяются педагогом самостоятельно исходя из особенностей самого произведения, уровня общего и речевого развития школьников, особенностей их читательских умений, нравственного и эмоционального опыта.
К коррекционно-развивающим задачам можно отнести следующие:
1. обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление аграмматизма и недостатков произношения;
2. создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;
3. развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;
4. развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование интеллектуальных, организационных и учебных умений.
Методика чтения в школе для слабослышащих детей выделяет три этапа работы над произведением:
Первый этап изучения произведения — целостное эмоциональное первичное восприятие текста произведения. На этом этапе важно актуализировать прежний опыт школьников, уточнить и расширить их знания, умение соотнести свой опыт с прочитанным, вызвать интерес к произведению, оказать помощь в его осмыслении.
Второй этап изучения произведений — углубленное восприятие произведения. На этом этапе школьников надо научить анализировать картины, события, поступки персонажей. Они должны научиться за содержанием произведения видеть позицию автора, его мысли, чувства, те средства, которыми он рисует ту или иную картину.
Третий этап изучения произведения — целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого. На этом этапе школьники совершенствуют умение целостно воспринимать прочитанное, формулировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения, выражать собственное отношение к прочитанному и автору произведения.
Сказки.
Сказка как один из жанров устного народного творчества по своим особенностям похожа на рассказ — имеет четко обозначенный сюжет, раскрывающий поведение и взаимоотношения персонажей.
Однако сказка — особый род литературного творчества, для которого характерны элементы волшебства, особая соотнесенность с реальной действительностью, своеобразная композиция, необычная яркость персонажей, выразительность языка. Сказка при своей очевидной конкретности всегда предполагает широкую дидактическую направленность: каким надо быть, а каким — не надо, что является злом, а что — добром. Эти особенности вносят некоторые элементы новизны в известную методику изучения эпических (повествовательных) произведений. В книгах для чтения большее место занимают сказки о животных и волшебные сказки, социально-бытовые представлены меньше. Методика чтения сказок безотносительно к их тематике едина: подготовка к чтению, само чтение и работа над содержанием сказки, анализ поступков сказочных персонажей и вывод о главной мысли сказки, ее пересказывание учащимися. Вместе с тем на первоначальном этапе (подготовка к чтению) требуется прицельный учет содержания текста с соответствующей актуализацией жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или знаний о сказочных предметах, сказочных героях, о волшебстве и волшебниках.
Работа над содержанием сказки может проводиться в виде чтения отдельных эпизодов, иллюстрирования, составления картинного и словесного плана, различных бесед с выборочным чтением, пересказов. Содержание сказки обсуждается в аналитической беседе о поведении персонажей, их сравнении, выражении собственного отношения к ним. Важно, чтобы дети поняли, что сказочный персонаж сочетает в себе черты обычного человека и элементы необычного, нереального (наделен необычной силой, красотой, способен на необычные поступки и пр.). Сочетание сказочного и реального в описании событий окружающей обстановки, природы, персонажей привлекает детей, хотя и представляет некоторые трудности в осмыслении.
Важным компонентом чтения сказок является работа над выразительностью языка сказки: включение сравнительных оборотов из сказок в детские пересказы, проведение словарно-стилистических упражнений, использование выразительных языковых средств при описании пейзажа, обстановки, ситуаций, персонажей.
Подготовка школьников к чтению может требовать актуализации жизненного опыта детей, их знаний о жизни животных или знаний о сказочных предметах, сказочных героях, волшебстве и обо всем том, что отличает сказку от реальной действительности. Чтение сказки на уроках всегда сочетается с творческой деятельностью школьников — инсценированием, иллюстрированием, сочинением сказок детьми, проведением викторин, праздников, просмотром фильмов и чтением сказок по своему желанию вне класса. Знание особенностей детского чтения, целей и задач уроков чтения, основ его методической организации, помогут педагогу определить конкретные пути учебной работы на уроке, коррекции недостатков и затруднений в освоении художественного текста и постепенного подведения слабослышащих школьников с учетом их возрастных возможностей к постижению литературного произведения во всей глубине его мыслей и выразительности.
Например, при изучении сказки «Снегурочка» в III классе задачи можно определить следующим образом.
1-й урок Актуализация прежних знаний учащихся о сказках, расширение этих знаний; целостное эмоциональное восприятие сказки; осмысление содержания сказки; решение коррекционных задач на уроке.
2-й урок Совершенствование правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения учащихся; формирование умений анализировать текст сказки, проведение коррекционной работы.
3-й урок Целостное эстетическое восприятие сказки, формирование умений рассказывать сказку, оценивать поступки персонажей, формулировать идейно-художественную выразительность сказки; формировать интерес к чтению и творческой деятельности.
Сочетание разнообразных приемов и методов работы с текстом сказки рассмотрим на примере чтения произведения М. Пляцковского сказки «Какая бывает зима» во 2 классе. На изучение этой сказки целесообразно отвести 2 урока.
1-й урок. Задачи: помочь ученикам осмыслить содержание и эмоциональную выразительность сказки.
Методы и приёмы, использованные на уроке | Содержание (речевой материал) | Планируемые результаты |
Выразительное чтение учениками стихотворения о зиме | материал предыдущего урока | Актуализируются знания по теме сказки. Проверяется домашнее задание. |
Беседа о жизни животных зимой: | Как и где живет зимой слон, снегирь, собака, медведь. Опорная лексика: в жарких странах, в южных странах, в берлоге, в конуре, на дереве, в лесу. | Отвечают на вопросы учителя полным предложением по опорной лексике |
Составление предложений по картинкам: | Слон живёт (где?) ... , он зимы не знает. Снегирь зимует (где?) ... . Ему холодно и ... Люди (что делают?) ... . Собаке в конуре (как?) ... Медведь зимой (что делает?) ... (где?) ... . | Составляют предложения по картинкам и опорным схемам |
Прослушивание предложений, произносимых учителем за экраном. Воспроизведение их. | Южных странах живут слоны, жирафы, обезьяны. Снегирь, ворона, воробей – это перелетные птицы. В берлоге живёт медведь, а в конуре – собака. | Воспринимают предложения, произносимые учителем за экраном. Воспроизводят их. |
Рассказывание учителем сказки. | Воспринимают текст сказки с голоса учителя | |
Беседа о целостном восприятии сказки | Кто действующие лица сказки, о чем сказка? Опорная лексика: В сказке рассказывается о ... . В сказке говорится о том, как трудно зимой | формулируют ответ на поставленный вопрос. Следят за ответами одноклассников, дополняют их, исправляют |
Чтение сказки учениками про себя | Читают правильно, выразительно, плавно целыми словами про себя. | |
Чтение сказки последовательно по частям (вслух) и ответы на вопросы педагога: | чтение отрывка о слоне чтение отрывка о снегире чтение отрывка о собаке чтение отрывка о медведе чтение отрывка о мальчике Почему слон не знает, какая зима? Какая зима для снегиря? Почему? Какая зима для собаки? Почему? Что ответил медведь? Почему? Какая зима для ребят? Почему? | Выделяют отрывок текста в соответствии с инструкцией учителя. Отвечают на вопросы причинно-следственного характера и устанавливают последовательность событий сказки. |
Словарно-стилистические упражнения: | Дополнить словосочетание: зима (какая?) ... . | Составляют словосочетания по заданной схеме. |
Выразительное чтение сказки. | Читают правильно, выразительно, плавно целыми словами с соблюдением правил орфоэпии. | |
Прослушивание произнесенных фраз за экраном и воспроизведение их: | Какая бывает зима? Зима весёлая! Зима голодная. | Воспринимают фразы из текста сказки, произнесенные за экраном и воспроизводят их с соблюдением интонации. |
Итоговая беседа и задание на дом. | Отвечают на вопросы организационного характера. Получают инструкции по выполнению домашнего задания |
2-й урок. Задачи: помочь ученикам эмоционально-эстетически воспринять прочитанное и оценить его.
Методы и приемы, использованные на уроке | Содержание (речевой материал) | Планируемые результаты |
Чтение учениками сказки целиком. | Актуализируют знания о содержании сказки. Читают правильно, выразительно, плавно целыми словами с соблюдением правил орфоэпии. | |
Беседа с выборочным чтением: | Как звери ответили на вопрос «Какая зима?»? Учитель добивается ответов своими словами, предполагает различные варианты ответов | Отвечают на вопросы учителя кратко. Выделяют отрывок текста с соответствии с инструкцией учителя. |
Словарно-стилистические упражнения: | Дополнить словосочетания: спросили слона— (что сделал?) ...слон спросили снегиря— (что сделал?) ... снегирь спросили собаку — (что сделал а?) ... собака спросили медведя— (что сделал?) ... медведь спросили мальчишку— (что сделал?) ... мальчишка | Составляют словосочетания по содержанию сказки по вопросам |
Связные развернутые рассказы детей | что они узнали о животных, птицах и детях, как они относятся к зиме, как они говорят о зиме | Составляют небольшие связные рассказы (6-8 предложений) на основе прочитанного. |
Аналитическая беседа | почему звери, птица и мальчик ответили по-разному? | формулируют ответ на поставленный вопрос. Следят за ответами одноклассников, дополняют их, исправляют |
Чтение сказки по ролям. | Определяют роли и читают сказку по ролям (без драматизации) | |
Выборочное чтение самого грустного отрывка и самого веселого. | Выделяют и читают отрывок текста с соответствии с инструкцией учителя. | |
Прослушивание этих отрывков, читаемых за экраном, и их определение. | Воспринимают отрывки текста сказки, читаемых за экраном, и их определяют в соответствии с инструкцией учителя. | |
Составление рассказа о зиме и жизни животных и птиц зимой. | Предъявляемый образец: Мне ... зима. Зимой весело. Мы (что делаем?) ... , ... , ... Птицам зимой (как?) ... Им голодно. Дети помогают им, делают (что?) ... и насыпают (что?) ... Животным зимой (как?) ... Медведь зимой лежит (где?) и (что делает?) ... | Составляют небольшие связные рассказы (6-8 предложений) на основе прочитанного по образцу |
Оценочные суждения учеников о прочитанном. | Опорная лексика: Мне понравилась сказка, потому что она (какая?) ... Мне понравилось описание (кого?) ... зимой. | Высказывают оценочные суждения по прочитанному произведению по опорным схемам |
Чтение и отгадывание загадок о зиме. | Загадывают (чтение или рассказывание наизусть) и отгадывание загадок по теме прочитанного. | |
Задание на дом и рекомендации дополнительного чтения о жизни зверей зимой. | Получают инструкции и рекомендации по домашнему заданию и внеклассному чтению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен ...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Методика работы над сказкой на уроках литературного чтения
Данные рекомендации посвящены методике работы со сказкой, предназначены для оказания помощи в работе учителя начальных классов . В основе рекомендаций опыт работы педагогов. Данный продукт могут...
Статья "Методика работы над сказками в начальной школе"
В данной статье мной описывается определеный алгоритм работы над сказками в начальной школе, предлагаются новые методы и приемы, которые позволят учителю разнообразить уроки литературного чтения. Расс...
Методика работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе
Раскрываются методические приемы работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе....
Разнообразие методов, используемых на уроках чтения в школе для слабослышащих и позднооглохших детей
В материале представлены основные методы, используемые на уроках чтения при обучении детей с нарушением слуха с ркомендациями использования в зависимости от класса. Разработка содержит виды стения с т...