Система работы по формированию каллиграфического письма
методическая разработка на тему
Система работы по формированию каллиграфического письма
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_formirovaniyu_kalligraficheskogo_pisma.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей начальных классов
МБОУ ООШ № 67
Доклад
на тему:
«Система работы
по формированию каллиграфического
навыка письма»
2017 г.
Система работы по формированию каллиграфического навыка письма
Проблема обучения письму была и остается актуальной в современной школе, поэтому ею активно занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.
Письмо является «базовым» навыком, на котором строится все дальнейшее обучение. Процесс письма психологически и физически очень сложен: в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха, многие мышцы тела. Овладение навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру: включает зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа элемента письма, сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Сложная структура деятельности ребенка, овладевающего письмом, вызывает трудности у педагогов, работающих в начальных классах. Как сформировать правильный и красивый почерк? Почему ребенок допускает так много ошибок? Как преодолеть возникающие при письме сложности? Все эти вопросы становятся предметом исследования учителей-практиков.
Из глубины веков дошло до нас меткое наблюдение Джордано Бруно: «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов». Спустя многие десятилетия ему вторит В. А. Сухомлинский, утверждающий, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая сила детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников очень трудоемкий и чрезвычайно важный. Он будет успешным, если педагог знает и учитывает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма, гигиенические условия письма; осознает важность педагогических принципов обучения письму; имеет представление об исторических методах обучения чистописанию; знает различные методики формирования каллиграфических навыков и выбирает эффективные приемы обучения им; анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.
С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд непростых задач. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с приемами письма и первоначальное овладение ими: приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, будут отрабатываться в течение 2-3 лет.
Весь этот период учитель будет реализовывать программу работы по формированию каллиграфического навыка письма. Она включает в себя несколько этапов:
I. Формирование графических навыков письма.
Приемы, необходимые для письма:
1)умение сравнивать образец с результатом письма;
2)приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3)приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4)приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5)приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке;
6)письмо букв между линиями строки и на линии;
7)начало письма; заполнение строки;
8)приемы правильного наклонного письма.
II. Применение методических приемов обучения каллиграфическим навыкам письма.
1. Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально - в тетради ученика. Задача ученика - увидеть и понять, как надо написать, и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец (буквы, буквосочетания, слова).
Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Если часть учащихся не видит, как пишет учитель, надо повторить показ в другом месте доски, встать так, чтобы не заслонять собой образец. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Такой показ является совершено обязательным тогда, когда учащиеся впервые знакомятся с буквой, и до тех пор, пока они твердо не усвоили способы написания букв.
Необходимо показывать учащимся способы соединения букв, так как если учащийся усвоил, как писать букву, он не всегда догадывается, как она соединяется с соседними буквами. Например, ученик может знать, как писать букву в строчную, но не догадываться, как соединить эту букву с другими (например, ив или ов), что нам, уже усвоившим способ письма, кажется простым и очевидным.
Таким образом, если впервые учащиеся пишут буквосочетание, его надо обязательно показать на доске. В букварный период это приходится делать достаточно часто.
Показ письма буквы, буквосочетания должен сопровождаться объяснением учителя: где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Если сначала это делает учитель, то через некоторое время и ученик должен научиться объяснять, как писать, как соединять буквы.
2. Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
Необходимо отличать списывание с прописей от копировального способа, при котором происходит обведение готового образца или его калькирование. При списывании с образца производится его зрительный анализ и сравнение с воспроизведенным. При обведении образца учащийся закрепляет правильное движение в хорошем исполнении. Само же обведение осуществляется при очень ограниченном осознавании. Это не активный, а механический процесс. При списывании же процесс активный, поскольку хорошее исполнение возможно только при анализе и сравнении образца с исполнением.
Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование - это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено.
Важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым, разборчивым почерком.
3. При наличии прописей сокращается работа учителя по прописыванию образцов в тетрадях учащихся. Однако полностью прописывание образцов письма в тетрадях не снимается. Образцы письма в тетрадях учеников используются для индивидуальной работы над почерком.
Учитель старается прописать букву при ученике, чтобы он видел не только результат, но и процесс написания буквы.
Ученик обводит две буквы, далее пишет буквы сам до написанного в середине строки образца. После этого учитель и ученик рассматривают, как написал буквы ученик, чем они отличаются от образца, что и как надо исправить. Затем ученик обводит букву в середине строки и дописывает буквы до конца строки самостоятельно. При обведении образца двигательный образ буквы остается на некоторое время в памяти, обведенное движение запоминается, и одну-две буквы ученик пишет почти без ошибок. Для того, чтобы закрепить правильное движение, в середине строки ученик снова обводит образец буквы и пишет далее самостоятельно.
Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение - закрепление правильного движения.
Очень важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае оно не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Этот прием отличается от копировального способа тем, что учащийся опирается не просто на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Если, копируя, ученик может не видеть целого, просто вести по линии, то в воображаемом обведении он видит букву как бы через какой- то оптический прибор, пишет реально, но в воздухе. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.
Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образца, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема заключается в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо - это вспомогательные приемы, которые помимо прямого влияния - усвоение движения, восприятие формы - привлекают внимание ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят форму обучения.
5. Анализ формы букв. Анализ формы буквы может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква а состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из нескольких элементов.
Мы начинаем писать букву а как овал, а когда ведем руку вверх, то пишем уже обычную соединительную линию с тем наклоном, какой мы всегда употребляем при письме вверх. Это движение и делает первую часть буквы а отличной от овала. Если мы пишем букву а в соединении, то в этом случае в букве а можно действительно выделить овал, соединительную линию, идущую вверх, и черту с закруглением внизу, то есть она в таком случае состоит из трех элементов. Иногда же зрительно выделяемые элементы и движение руки совпадают, как это бывает при письме буквы у.
Очень важно научить детей, у которых еще только устанавливается навык правильного письма, неделимым движениям написания букв.
Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением, например так пишутся буквы в и б. Нужен ли тогда поэлементный анализ вообще? И как его надо проводить?
Прежде всего нужен анализ элементов движения при письме. Как мы уже отмечали, основными элементами движения при письме являются движение вниз на себя и соединительное движение. Эти движения прослеживаются во всех буквах, например в буквах а, в, у.
Увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас всегда один и тот же наклон, а при письме вверх - больший наклон, но во всех соединительных движениях он тоже одинаковый, очень важно для сознательного овладения формой букв. Если учащиеся анализируют форму букв именно так, у них скорее вырабатываются единый наклон в письме и правильная форма букв. Однако эти движения не исчерпывают, конечно, формы букв - это основные, ведущие движения.
Так, например, в букве у строчной эти движения очень отчетливо выступают, однако чтобы изобразить петлю, мы делаем поворот влево, и этим движением образуется специфическая форма петли. Зрительно этот элемент узнается в буквах д, з как петля, выходящая вниз за линию строки.
Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не подменяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов.
Таким образом, анализ формы буквы проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания. Если более легкая по форме буква в букварный период идет после написания более сложной (например, л после м), то достаточно провести сравнение с уже знакомой буквой, назвать состав и количество элементов и предупредить возможные и уже известные ошибки в письме этой буквы. Выясняется, на какую букву похожа новая буква, в чем сходство и разница в их письме.
Первый элемент в буквах л и м одинаковый, но в букве л одна черта с закруглением внизу, а в букве м - две.
6. Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыком письма.
Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматическим. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко, и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.
Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В I классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила,непосредственно связанные с процессом письма:
1)буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2)необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3)писать надо красиво.
Со II класса вводятся такие правила:
1)буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);
2)слог пишется безотрывно;
3)писать надо быстро и красиво.
Каждое из этих правил заключает в себе определенное содержание, например: каким должен быть наклон, за счет чего у нас получается наклон и т. д. Раскрывать это содержание не требуется, если учитель знает, что для учащихся класса это понятно. Иногда же учитель может спросить, что это значит - одинаковое расстояние букв друг от друга, каким приблизительно это расстояние должно быть и т. д.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания элементов с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добукварный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном, и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формулируется правило о наклонном письме.
Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того, как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме слога.
Правило «писать надо красиво» является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить на поля, стараться писать так, как в прописях, писать ровно и с наклоном, не обводить буквы дважды.
В III классе к этому правилу добавляется требование писать не только красиво, но и быстро.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
7. Важным приемом обучения чистописанию является письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применяется давно. Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмичного письма в определенном темпе. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Счет следует вводить так: основной элемент движения - на себя - пишем под счет «раз-два-три» и т. д., соединительное движение - под счет «и», которое произносим то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути. Под счет следует проводить письмо букв, слогов, иногда слов.
8. Одним из приемов обучения можно считать прием покат ошибочного написания, для того чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно, и нашли ответ, как не допускать таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не выносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку, проверить, всели элементы в букве наклонены одинаково. Учитель спрашивает детей, правильно или неправильно они наклонили элементы в букве. Затем можно обратить внимание на то, точно ли расположены буквы между линиями строки или выходят вверх или вниз за линии. Дети поднимают руки и сообщают о том, как они написали. Учитель дает задание - написать следующие три буквы без ошибок. Затем проверяет, как дети соблюдали расстояние между буквами: чтобы буквы были на одинаковом расстоянии друг от друга, как в прописях (учащиеся сличают с прописями свое письмо).
Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску, не называя тех, кто допустил ошибку. Например, учитель пишет на доске букву с ошибкой.
Дети сами находят ошибку: петля у буквы отклонилась влево, а должна быть написана прямо. Для исправления ошибок можно прописать букву с дополнительными элементами или изобразить основные элементы буквы и дописать букву. Неправильно написанная буква обязательно стирается. Вариантов работы с ошибочным письмом (букв, соединений, слов) может быть несколько.
Учитель может применять и еще ряд приемов. Так, для того, чтобы учащиеся сами видели свои недочеты и легко исправляли их при письме букв, одновременно пишутся прямые наклонные черточки. Этот прием способствует самоконтролю при отработке форм букв, наклона:
Сравнивая их написание с письмом буквы, ученик сам видит свою ошибку.
Иногда поэтому учитель просит написать буквы на большем расстоянии друг от друга, чтобы можно было вписать между ними еще одну букву:
Применяются также приемы взаимной проверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто хорошо видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. При задании взаимной проверки детям дают конкретные задания: проверить, как написан тот или иной элемент буквы, проверить какое-то соединение или расстояние между словами и т. п. От класса к классу задания можно усложнять: проверить, не нарушен ли наклон в предложении, в тексте, на всей странице; проверить высоту письма слова, предложения, текста и др.
Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и др.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
III. Формирование качества письма.
Глядя на образцы письменных работ учащихся, мы отмечаем, что у одного учащегося письмо четкое, красивое, аккуратное, приятно смотреть на такую работу. У отдельных учеников в письменной работе буквы неровные, наклон колеблется, письмо заходит за линию строки, работа плохо читается, так как одни буквы похожи на другие. Такое письмо воспринимается как некрасивое, небрежное.
Для того, чтобы письмо было четким, аккуратным, легко читаемым, учителю на уроках чистописания и русского языка надо постоянно работать над отдельными его качествами.
К качествам письма можно отнести его четкость и разборчивость, равнонаклонность, одинаковую высоту букв, соблюдение строки (снизу и сверху), то есть соблюдение линейности, ритмичность, правильность соединения букв и плавность письма при достаточной скорости письма. Стремясь выработать у учащихся качества, учитель работает в следующих направлениях:
IV. Анализ элементов шрифта.
Анализ элементов шрифта помогает объяснению учителя и нахождению общих частей в разных буквах, ссылки на определенный элемент буквы (петля, черта с закруглением) помогают быстрой ориентировке, общению учителя и учеников.
От анализа общности и сложности элементов движения можно прийти к делению букв письменного шрифта на группы по их общности и определить характер упражнений в чистописании от более простых движений к их усложнению. Это и будет обучением в соответствии с генетическим принципом, то есть развитием от простых по исполнению букв к более сложным. В связи с этим буквы по общности входящих в них основных и формообразующих элементов разбиваются на группы, в них можно выделить и подгруппы.
В основу деления на группы берется общность движения по форме, сложность движения и направление его по часовой или против часовой стрелки. В каждой последующей группе изучаются какие-то новые элементы движения и повторяются уже изученные в предыдущих группах.
Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, включающие основное и соединительное движения. Письмо букв и и ш осуществляется движением против часовой стрелки, в буквах же И, Ш начальный элемент осуществляется движением по часовой стрелке, далее они пишутся так же, как строчные и, ш, то есть движением против часовой стрелки. В эту же группу входят как подгруппа строчные буквы п, т, р, г, в которых преобладает движение по часовой стрелке, однако последний элемент заканчивается движением против часовой стрелки.
Однако работу над формой букв невозможно вести только на основе генетического принципа. Поэтому одновременно с повторением букв по группам надо отрабатывать и форму наиболее трудных для письма букв, чаще возвращаться к их повторному прописыванию.
При этом надо учитывать, что, находя общие элементы движения в буквах, мы должны учить детей видеть и специфику формы каждой буквы: размер, ширину, пропорции элементов букв, округлость, форму поворота, петли и др.
Методическое объединение учителей начальных классов
МОУ ООШ№67
Доклад
на тему:
«Система работы
по формированию каллиграфического навыка письма.»
2010 год
Протокол №3
15.01.2010г.
Заседание ШМО учителей начальных классов
Председатель ШМО — Самохина Т.Б.
Присутствовало — 4
1.Комова Л.С. зам. директора по УВР
2.Самохина Т.Б. председатель
3.Малыгина С.В. учит.нач.кл.
4.Акимова Н.Я. психолог
Отсутствовало - 0
Повестка дня
1.Анализ контрольных работ учащихся 1-4 классов за I полугодие 2009-2010 уч. года.
2.Система работы по формированию каллиграфического навыка письма в начальной школе.
Выступление Самохиной Т.Б.
1.Слушали:
Комова Л.С. - проанализировала результаты контрольных работ учащихся1-4 классов, сравнила их с результатами прошлых лет, отметила повышение качества обучения младших школьников.
Рекомендовали:
1.1 Признать работу учителей начальных классов по повышению качества обучения удовлетворительной.
2.Выступили:
Самохина Т.Б. С докладом «Система работы по формированию каллиграфического навыка письма».
Рекомендовали:
2.1 Совершенствовать методы формирования каллиграфических навыков письма.
- На каждом уроке русского языка проводить минутки чистописания.
Председатель ШМО Самохина Т.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся
Выступление на ШМО....
Квалификационная работа Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности. Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении по образовательной программе « Школа 2100».
Квалификационная работа: Форма: описание обобщения собственной педагогической деятельности.Тема: Особенности работы по формированию каллиграфического навыка у первоклассников при обучении п...
Система работы по формированию лексического строя речи обучающихся с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
В методической разработке предложено содержание программы по формированию лексического строя речи у детей с ОВЗ, имеющих ЗПР....
ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )
ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...
Система работы по формированию каллиграфического навыка письма
Применение системы работы для укрепления кисти руки младшего школьника, формирования и закрепления каллиграфических навыков письма...
Комплекс коррекционно-развивающих заданий и упражнений, направленных на формирование каллиграфического письма у младших школьников с ОВЗ.
Основными причинами каллиграфических ошибок у детей с ОВЗ, являются: напряжение мышц плечевого пояса, недостаточность развития познавательных процессов, в частности восприятия (слухового и...
Работа по формированию каллиграфического письма
Система работыпо формированию каллиграфического письма...