Разработка специальной индивидуальной программы развития как основа реализации здоровьесберегающей деятельности в контексте реализации ФГОС О УО
статья на тему
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТМНР. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося и разрабатывается на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации. Условия реализации СИПР для детей разных категорий представлены во ФГОС для обучающихся с ОВЗ (вариант 4).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sipr.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка специальной индивидуальной программы развития как основа реализации здоровьесберегающей деятельности в контексте реализации ФГОС О УО
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) – это документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТМНР. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося и разрабатывается на основе анализа результатов психолого-педагогического обследования ребенка экспертной группой образовательной организации. Условия реализации СИПР для детей разных категорий представлены во ФГОС для обучающихся с ОВЗ (вариант 4).
Реализация СИПР предполагает формирование у ребенка с ТМНР жизненных компетенций. Компонент «Жизненные компетенции» рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Функция жизненных компетенций состоит в обеспечении ребенка необходимым в повседневной жизни объемом знаний, умений и навыков, формирующим основу дальнейшего развития отношений с социальным окружением, что достигается благодаря последовательному введению ребенка во все более сложное жизненное окружение, соответствующее зоне его ближайшего развития. Основная сложность, которая возникает при написании СИПР, заключается в отсутствии перечня и конкретизации жизненных компетенций.
В соответствии с требованиями ФГОС О УО (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО) структура СИПР включает:
I. Общие сведения - персональные данные ребенка и его родителей.
II. Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития
III. Индивидуальный учебный план
Следует различать учебный план организации, реализующей второй вариант АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и индивидуальный учебный план (ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60% и 40%. Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (п. 2.9.1 приложения ФГОС О УО), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки для обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий. Так предметные области: окружающий мир, искусство, технология являются общими для всех категорий обучающихся с ТМНР. Речь и альтернативная коммуникация, язык и речевая практика, математика, физическая культура – для некоторых категорий обучающихся с ТМНР. Адаптивная физическая культура, математика и применение математических знаний – специфические для отдельных категорий обучающихся с ТМНР. Среди коррекционно-развивающих курсов общими для всех могут быть - сенсорное развитие, предметно-практические действия, коррекционно-развивающие занятия, двигательное развитие. Специфическими - развитие слухового восприятия и обучение произношению, музыкально-ритмические занятия, ритмика, социально-коммуникативное развитие, основы пространственной ориентировки социально-бытовая ориентировка, речевая практика, основы коммуникации, психомоторика и развитие деятельности, двигательная коррекция, эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие.
IV. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных (планируемых) результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирование базовых учебных действий; нравственное воспитание; формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся). Одинаковые или близкие образовательные задачи по учебным предметам, включенные в СИПР отдельных обучающихся, позволяют объединить детей в группы и становятся основой для составления календарно-тематического плана на группу обучающихся по предмету.
V. Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).
Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VI. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования ("веселые старты", олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.
VII. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР
VIII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
IX. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
X.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Особенности разработки и реализации.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель, задачи и структура которой определяю...
Инструктивно-методическое письмо «О разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) с учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и ФГОСО УО (ИН) в Белгородской области в 2018-2019 учебном году»
Основные рекомендации при разработке СИПР...
Специальная индивидуальная программа развития. Особенности разработки и реализация
Презентация предназначена для учителей начальных классов работающих с детьми с ОВЗ....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) - основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС
В работе даются основные понятия о СИПР, порядок составления и структура СИПР....
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) 8 класс индивидуального обучения
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности...
Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету «Изобразительная деятельность» обучающихся 1 класса (групповые занятия) учителя изобразительного искусства Паршенковой Е.В. на 2021-2022 учебный год
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана по предмету «Изобразительная деятельность» на основе: Федерального государств...