Методическая помощь
статья на тему
Методическая помощь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_primerov_refleksii_na_urokah.docx | 19.13 КБ |
metodicheskie_rekomendatsii_po_chteniyu.docx | 17.73 КБ |
okruzhayushchiy_kontrol.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Копилка примеров рефлексии на уроках
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть а активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным .Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
2. рефлексия деятельности
3. рефлексия содержания учебного материал
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
«СМАЙЛИКИ»
«СОЛНЫШКО И ТУЧКА»
Учащиеся клеят стикеры на солнышко или на тучку в зависимости от настроения полученного от урока.
«МАЯТНИК НАСТРОЕНИЯ» ИЛИ «КАРТИНА НАСТРОЕНИЯ»
Подобрать картинку (в цвете, черно- белая, грустная, вызывающая радость).Предложить учащимся подобрать картинки из журналов, газет.
«БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Предложить учащимся расставить цветы в вазу ( красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо).
«ДЕРЕВО УСПЕХА»
На дереве расположить листочки ( выбрать цвет – красный, желтый, зеленый)
«ДЕРЕВО ЧУВСТВ»
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»
М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?
«ТАБЛИЦА ФИКСАЦИЯ»
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
«ОЦЕНКА СВОИХ ОТВЕТОВ»
«+» « - « «П» «Н» «О»
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
«П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
«0» - не ответил
«ОПОРНЫЕ СЛОВА»
Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий)
- Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе?
-Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены?
-Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает?
-Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
-Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему?
- Какие виды ошибок могут встретиться? Какую новую задачу мы определили для будущей работы? Что изменилось в условии задания по сравнению с предыдущим?
-Составьте список вопросов, на которые мы будем отвечать на следующем уроке. Зачем вы его составили?
- Зачем понадобилась новая запись, в чём её преимущество перед прежней? Зачем искали закономерность? Зачем выполняли эту работу? Зачем вы пришли сегодня на урок?
- Почему этот способ не сработал? Почему у меня (у него) не получается решение задачи?
-Что понравилось в работе ученика? Что было интересного (трудно, легко)? Что помогло найти ошибку (неточность)?
- Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться?
-Оправдались ли ваши ожидания? (если нет, то почему?). Удалось ли вам получить ответы на свои вопросы? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке? (работу своей группы, пары). По каким критериям? Ваше эмоциональное состояние? (до и после урока)
-Чего не понял человек, который составлял (пример, задачу…), решал…... Задай такой вопрос, чтобы, ответив на него, автор увидел свою ошибку.
-Хотим ли мы того, чего хотели вчера? Изменились ли наши цели?
«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» или «ПОСЛОВИЦА»
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
«ПЛЮС — МИНУС - ИНТЕРЕСНО»
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
«ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ»
Вид задания Отметка
«БЛАГОДАРЮ»
В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«ПЛЮС- МИНУС- ИНТЕРЕСНО».
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс
Минус
Интересно
"АНКЕТА"
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
"МОИ ОТВЕТЫ"
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
"КОМПЛИМЕНТ"
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
"ТРИ ЛИЦА"
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
" ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ"
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.
"ПЕЙЗАЖ"
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа
Технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом.
- Работа с текстом до чтения.
Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
- В начальной школе дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникли? На что вы обратили внимание перед чтением и почему? и т.п.
- Педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.
- Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки)
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.
- В школе дети могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
- Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение. Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей.
По ходу чтения может вестись словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова толкуются в контексте, а не вне его.
- Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
- Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.
- Педагог ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
- Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуется после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
- Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
- Выполнение творческих заданий.
Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. На наш взгляд, оно обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай..», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что….» и.т.п.
Педагог выбирает творческие задания на третьем этапе работы с текстом, учитывая
- художественные задачи текста (например, многие рассказы К.Г. Паустовского помогают увидеть необычное в обычном, повседневном, а это значит, что творческое задание может быть связано со сферой воображения: иллюстрирование, пересказ от лица одного из героев, устное словесное рисование и др.)
- особенности класса в целом и возможности отдельного ребёнка (например, к рассказам К.Г.Паустовского можно дать творческие задания по группам, дифференцировать их на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» - подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование)
- учебные задачи (например, если педагог сосредоточен на развитии устной речи, следует выбрать соответствующие задания)
Однако главный критерий для выбора заданий на данном этапе – это ориентир на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста сферу читательской деятельности.
Из четырёх сфер читательской деятельности (эмоциональная, воображения, осмысление содержания, реакция на художественную форму) самая развитая у младших школьников – это сфера осмысления содержания. Поэтому методика предлагает педагогу большой выбор заданий, связанных с этой сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольный вопросов к тексту, ответы на вопросы и др.
Реакция на художественную форму у большинства детей – читателей зачастую отсутствует. Отсюда ограниченный перечень заданий, связанных с этой областью восприятия: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными особенностями текста, сопоставление литературного произведения с его художественной основой (например, сказка, написанная А.С.Пушкиным,- сказка, рассказанная Ариной Родионовной)
Эмоциональная сфера у детей работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
Сфера воображения чрезвычайно важна для формирования ребёнка – читателя. Развитию творческого воображения способствуют следующие задания: составление диафильма, киносценария, комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов; чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
Конечно, подобное деление условно: ведь чтение по ролям, например, работает и на осмысление содержания, и на эмоциональную сферу, усиливает реакцию на художественную форму и т.д.
Ещё раз подчёркиваем: соблюдение последовательности шагов в процессе чтения не обеспечивает успешность использования данной технологии. Чрезвычайно важным является диалоговый характер чтения текста.
Предварительный просмотр:
Фамилия_______________________
Итоговая контрольная работа по окружающему миру (2 класс)
- К живой природе относятся:
А) растения, камни, реки, человек
Б) растения, грибы, животные, человек
В) солнце, звезды, воздух, вода, камни.
2. К неживой природе относятся:
А) солнце, Луна, звезды, растения.
Б) растения, животные, человек
В) дождь, камни, песок, облака.
3.Установи соответствие при помощи линий
глаз орган вкуса
нос орган слуха
ухо орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган осязания
4. Отметь название нашей страны:
А) Владимир
Б) Москва
В) Россия
5. Отметь, что такое Конституция.
А) главный закон государства
Б) Главный закон Земли
В) Правила поведения в школе
6. Нарисуй флаг России
7. Отметь правильный ответ:
А) Земля-пятая из восьми планет.
Б) Земля-третья из восьми планет.
В) Земля-четвёртая из восьми планет.
8. Отметь верный ответ
Луна – это …
А) планета Солнечной системы.
Б) естественный спутник Земли.
В) искусственный спутник Земли.
9. Заполни схему
___________________ _____________________
Царства живой природы
___________________ _____________________
10. * Дополни схему
____________________ ____________________
Животное – живое существо
передвигается размножается
_______________
11. Подчеркни «лишнее» слово. Объясни свой выбор.
Заяц, ёж, лиса, шмель. ______________________
Бабочка, стрекоза, окунь, пчела. ___________________
Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук. ______________________
Кузнечик, божья коровка, волк, комар. _____________________
12. Отметьте съедобные грибы:
А) сыроежка, мухомор, опята
Б) ложные опята, белый гриб, подберёзовик
В) подосиновик, опята, рыжик
13. Какие ярусы леса ты знаешь?
А) кустарники, мхи, травы
Б) деревья, кустарники, травы
В) грибы, ягоды, мхи.
14. Закончи предложение, отметив верный ответ.
Санитаром леса является …
А) кукушка
Б) тетерев
В) дятел
15. * Определи дерево по описанию.
1) растет очень медленно, но зато до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее. Это дерево не гниёт в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных оно – настоящая кормушка.
___________________________________________________________________________
2) Прекрасное витаминное дерево. Точно высокие свечи возвышаются эти деревья над головой. Смолистые вещества этого дерева убивают микробы. В таких лесах много грибов и ягод.
____________________________________________________________________________
16.* Заполни таблицу
Обитатели озёр и рек | Обитатели морей | Млекопитающие |
Дельфин, окунь, акула, щука, сельдь, камбала, карась, сом, скумбрия, лосось, кит.
17.* Запиши ответы на вопросы.
1) Как называется начало реки? _____________________________________
2) Как называется место, где река впадает в море, озеро или другую реку? ______________________
3) Как называется углубление между берегами, по которым течёт вода?________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая помощь для создания портфолио учителя начальных классов
Данное портфолио можно использовать на бумажном и электронном носителе...
Методическая помощь учителю
Проекты, реализуемые в начальной школе...
Методическая помощь руководителю детской исследовательской работы
Представлен буклет-памятка для работы над исследованием....
Блог Ворониной Юлии Владимировны "Методическая помощь учителю начальных классов"
Блог для методической поддержки учителей в период курсов, а также и после их окончания.http://methodicalsupportnacalnaaskol.blogspot.ru/Вы закончили курсы повышения квалификации и вам нужна помощь?Вам...
Методическая помощь к урокам в начальной школе
Представлены разработки уроков по предметам по программе "Начальная школа 21 века"...
Методическая помощь учителю начальных классов
Методическая помощь учителю начальных классов...
Методическая помощь по теме "степени сравнения прилагательных"
Полное описание правилы, слов исключений....