Блог Ворониной Юлии Владимировны "Методическая помощь учителю начальных классов"
учебно-методический материал по окружающему миру на тему

Воронина Юлия Владимировна
Блог для методической поддержки учителей в период курсов, а также и после их окончания.
Вы закончили курсы повышения квалификации и вам нужна помощь?
Вам что-то непонятно в период курсовой подготовки или есть желание проконсультироваться по поводу выпускной работы?
 
Пишите ваши вопросы в блог или пишите мне на почту: 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок ФГОС62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Об основных подходах к анализу современного урока

Воронина Ю.В., к.п.н., доцент кафедры дидактики и  частных методик, отв.за организацию научно-методической работы в ИПКиППРО

(сообщение для семинара-совещания для заведующих районными методическими кабинетами «Управление модернизационными процессами», 14 декабря 2011 г.)

ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗ УРОКА?

Анализ – логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого учителя, дающего урок.

ДЛЯ ЧЕГО АНАЛИЗИРУЕТСЯ УРОК?

Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого – своя цель. Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.

  1. Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации. А поскольку основной показатель педагогического профессионализма - урок, то каждому руководителю необходимо владеть мастерством его анализа. Об этом немало написано, но тема эта - из разряда "вечных": время, жизнь, сами руководители вносят в нее постоянные коррективы. Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Самоанализ – показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
  2. Возможность установить персональную ответственность учителя (и школы в целом) за качество процесса обучения. В ходе анализа урока проверяется соответствие достигнутых результатов обучения планируемым (установленным стандартом).

 КАКУЮ СХЕМУ АНАЛИЗА УРОКА ВЫБРАТЬ?

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок –  это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема.

Мы проанализировали многообразные известные и не очень известные схемы анализа урока (см. сайт ИПК) и пришли к мнению, что их можно использовать для анализа современного урока при соблюдении 2-х важных условий:

  1. При выборе схемы анализа урока необходимо отталкиваться от цели анализа.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др. позиций. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждой школы должен быть набор различных схем анализа урока.

  1. Все имеющиеся схемы анализа урока необходимо рассматривать через призму новых целей, принципов, средств образования, т.е. в контексте происходящих системных обновлений.

Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях зуновского, компетентностного подходов, проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.- с 12).

Полный  анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Этапы урока

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют («открывают») сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы)

Цели урока учителем определяются через образовательные  результаты  (личностные, метапредметные, предметные)

Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели)

 Обучающиеся  должны участвовать в целеполагании,  формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень  сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий

Изучение нового учебного материала

 «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета

Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной  единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)

Урок  включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он  уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)

Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)

Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося

Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской  деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения

Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учитель создает условия для продуктивного применения знаний  и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся

Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учитель ставит перед учащимися  задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Оценивание учителя  должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

 

Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа  причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Большинство учителей сходится на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако если иметь в виду, что со времен Я.Коменского в педагогике никаких изменений не произошло, то анализ урока весьма консервативный метод. Но за четыре столетия многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования, в том числе и в плане анализа урока. Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т. е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т. е. как форма учения.

Литература

  1. Кульневич,  С.В. и др  Анализ урока в начальной школе: практич. пособие для учителей начальных классов, методистов и руководителей учебных заведений, студентов пед. вузов и колледжей (специальность 031200 ПиМНО), слушателей ИПК / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцетина. –  Ростов-на-Дону: Учитель, 2006. – 256 с.
  2. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2011. – 112с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю начальных классов: Технология деятельностного метода

Учебная деятельность организована тогда и только тогда, когда все ее элементы существуют. Это одно из необходимых условий для неслучайного развития у детей деятельностных способностей, которые, как уж...

Обзор образовательных Интернет-ресурсов в помощь учителю начальных классов

Статья поможет учителю начальных классов ориентироваться во множестве образовательных Интернет-ресурсов. Здесь Вы также найдете ссылки на сайты виртуальных энциклопедий, библиотек, электорнных периоди...

Сайты в помощь учителю начальных классов

Образовательные, информационные и развлекательные ссылки на сайты для повседневной работы учителя начальных классов....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся во 2 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения в предыдущем первом классе....

"В помощь учителю" начальных классов по программе "Школа России". Список проектов для учащихся в 3 классе.

С названиями будущих своих презентаций дети и их родители знакомятся заранее, в конце обучения  в предыдущем втором классе....

Интерактивная доска в помощь учителю начальных классов.

Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент ...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....