Психологические факторы эффективности адаптации первоклассника». (ШМО)
статья на тему

Есмагулова Татьяна Викторовна

Агрессивные, эмоционально-расторможенные, слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это категория детей с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faktory.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

«Психологические факторы

эффективности адаптации

первоклассника».

(ШМО)

Подготовила: Есмагулова  Т. В.

                учитель начальных      классов

 первой категории.

2015г.

Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Поэтому и приспособление к школе протекает у детей по-разному.
Какие же признаки дезадаптации  наблюдаются у первоклассников

Отвлекаемость. Двигательная расторможенность.

Пассивность на уроке. Скованность при ответах.

Растерянность при малейших замечаниях.

Печальное, тревожное настроение.

Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик.

Раздражительность. Застенчивость. Занятие посторонними делами.

Ответы тихим голосом. Жалобы на головные боли, боли в животе.

Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса.

Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна.                              Необходимость ее изучения становиться все более очевидной в связи с нарушением психического здоровья детей, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств у детей.

          Агрессивные, эмоционально-расторможенные, слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети - это категория детей с особыми образовательными потребностями. В связи с сегодняшней ситуацией, когда в первый класс общеобразовательной школы вместе со всеми стали поступать дети с различными психическими расстройствами и отклонениями.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе).

           Исследования показывают, что адекватная оценка ребенком своего положения в школе, изменение вида деятельности, оптимальные методы семейного воспитания, отсутствия конфликтных ситуаций в семье, высокий статус в группе сверстников способствует успешному привыканию детей к обучению, в то время как функциональная неготовность к школе, неудовлетворенность в общении со взрослыми, низкий уровень образования родителей, неблагоприятный микроклимат в семье затрудняют процесс адаптации к школе. Эффективность работы учителя в период привыкания первоклассников к школе зависит от учета этих факторов и умелого выстраивания взаимоотношений с детьми.                                                                                                                                          Большое значение имеют благоприятные факторы социальной микросреды                       * Полная семья        * Правильные методы воспитания в семье                

* Отсутствие конфликтной ситуации в семье                

* Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса                

* Функциональная готовность к обучению в школе        * Удовлетворенность в общении со взрослыми        * Адекватное осознание своего положения в группе сверстников          

Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.

Одним из факторов успешности адаптации является возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.
          Тем не менее, год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. С физиологической точки зрения младший школьный возраст – это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка.

Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
        Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов:                                                                                *  мотивационного (внутренняя позиция школьника),                                                            *  волевого (способность подчинять свои действия правилу),                                           *  интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.).                                                                                                 Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

               Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников. В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. На развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий.

В то же время эффективность адаптации первоклассников к школе во многом зависит от позиции учителя и от выбранного им стиля общения с учениками. В настоящее время выделяются три основных стиля педагогического общения:                                   * демократический,                  * авторитарный и                                                                                                        * попустительский.                                                                                                                                                     Исследовании показали, что адаптация детей к школе более благоприятно протекает в классе у учителя, придерживающегося демократического типа педагогического взаимодействия. У ребят к концу года снижается выраженность таких симптомокомплексов, как незащищенность, недоверие к себе, враждебность, депрессивность, чувство неполноценности и конфликтность. Личностно ориентированный учитель создает в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы.

         Немаловажным фактором является создание положительного микроклимата в школьном коллективе. Задача учителя – поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важно, чтобы ребенок понял, что класс, школа – это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Следует отметить, что ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему необходима их оценка, их отношение. Положительные эмоции, которые он испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Отношение учителя к ребенку – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети, поэтому лучше стараться этого избегать.

         Семейные отношения влияют на процесс адаптации первоклассников. Для того чтобы период адаптации к школе прошел относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников. Рекомендации педагогам  В психологических исследованиях особое внимание обращается на необходимость использовать такие формы организации обучения, которые позволяют детям объединяться парами, группами, большими коллективами. В процессе такой совместной деятельности формируются важнейшие качества личности школьника: умение договариваться, распределять обязанности, оценивать долю своего участия в общем труде. Учитывая, что дети мало знакомы, еще не сформировались их взаимоотношения, нужно помочь им познакомиться друг с другом, установить контакт, наладить дружеские отношения. Для этого периода особенно важны совместные игры (настольные, подвижные, ролевые, театрализованные).

         Психологи показали, что эффективной является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а работа в группе совместно работающих детей. В адаптационный период очень значимым является установление правильных отношений между учителем и детьми. Любое неправильное действие со стороны учителя в этот период может привести к отрицательному отношению к школе в целом.

Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения являются:
Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли ученика;
Приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для того чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:
Начать формирование коллектива, путем создания доброжелательной атмосферы в классе, организуя взаимодействие между детьми. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками;
                                                                                                                                                       Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
Обеспечить каждому ребенку сферу успеха, самореализации;
Использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха.
        Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - есть худший вариант нравственного воспитания.
Признавайте права ребенка на ошибки.
И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников

Психологическая безопасность образовательного процессакак условие обеспечения психологического здоровья школьников...

Психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».

Цель данного курса: познавательно-личностное развитие школьников, формирование умения осуществлять различные умственные действия; развитие самостоятельности, способности к рассуждению, самоконтроля, с...

Психологическая гостиная на тему: "Психологическая готовность к школе"

Определение понятия "психологическая готовность к школе"; компоненты психологической готовности к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников....

Психологический практикум повышения психологической культуры родителей "Я люблю своего ребенка"

Характеризуя данное занятие, следует отметить его существенное отличие от ранее представленных, направленных преимущественно или исключительно на насыщение родителей психологическими знаниями. В предл...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

Психологическое сопровождение учащихся. "Готовность к школе, как психологический феномен."

Для того чтобы ученик ощущал себя в школе комфортно, проводим психологическое сопровождение учащихся, даём информацию родителям об обучении ребёнка планированию своих действий.По результатам мониторин...