Выявление и сопровождение одарённых детей в начальной школе
статья на тему

Васина Татьяна Петровна

Работа раскрывает систему работы классного руководителя по выявлению и сопровождению одарённых детей в начальной школе, активно привлекая их к участию в конкурсах, соревнованиях, играх и проектах. Отмечается важность планирования такой работы, а также контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников. Указана система работы с родителями одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя по выявлению и сопровождению одарённых детей в начальной школе

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»

                       А. Экзюпери

Слайд 3 Пользуясь общеизвестными признаками одарённых детей,  классный руководитель невольно делит своих воспитанников на следующие группы: 

- те, кто имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

- испытывают радость от умственного труда;

- дети с высокой скоростью развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления;

 Надо помнить, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Слайд 4 Говоря о категории одарённых детей, отмечаем детей младшего школьного возраста с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития.

Слайд 5

В своей работе классному руководителю необходимо взять на заметку особые категории одарённости и активно привлекать их к участию в конкурсах, соревнованиях, играх и проектах. 

  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети со спортивными способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями

Слайд 6  Работа с одарёнными детьми планируется классным руководителем  в начале учебного года в соответствии с планом работы ШМО и индивидуальным подходом самого учителя.

Слайд 7  При выявлении одарённых и талантливых детей важны:

-  Анализ особых успехов и достижений ученика.

 - Создание банка данных по талантливым и одарённым детям, уточнение списка

 - Диагностика потенциальных возможностей детей.

  - Психолого – педагогическое сопровождение  детей.

Слайд 8  Классный руководитель помогает одарённым обучающимся в самореализации их творческой направленности:

- Включает в учебный план школы кружки для одарённых детей («Умники и умницы»)    

- Организовывает исследовательскую деятельность (Научно-практическая конференция «Первые шаги» в апреле)    

-  Организовывает и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, веб-квестах и т.д.

- Вовлекает учащихся в систему дополнительного образования

Слайд 9  В работе поможет контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:  

- Тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности.  

- Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного   уровня    

Слайд 10 Виды поощрений одарённых детей могут быть самые разные:

- Грамоты и призы в рамках конкурса  «Одарённый ребёнок».  

- Стенды «Ими гордится школа», «Наши достижения» (в классном уголке)

- Возможна публикация в местной газете  

- Возможна материальная поддержка талантливых и одарённых детей.

Слайд 11 Работа с родителями одарённых детей

- Совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.    

-Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на общешкольном родительском собрании и в рамках заключительного этапа конкурса «Ученик года»)

Слайд 12 Работа с родителями всего класса

Слайд 13 Работа педагога по данной теме:

- Обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися»

- «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время».    

- Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.    

- Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования.

-Систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

Слайд 14 Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости

Слайд 15 Установлении прочных связей с социумом - это важно и нужно, это является залогом успешной адаптации ребёнка в современном мире.

Слайд 16 Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка подразумевает тесное сотрудничество классного руководителя с психологом школы (тесты, родительские собрания, индивидуальные встречи с родителями)

Слайд 17 Большую помощь в этом вопросе помогают  кружки по интересам

- С библиотекарем: конкурсы, викторины, литературоведческие конференции, участие в творческих проектах

- С психологом: игры, упражнения, тесты

Слайд 18  Наша школа много лет сотрудничает с ДШИ №4. Обучающиеся классов с литером «А» вовлечены в систему дополнительного образования. Все дети занимаются на отделении общего эстетического развития (ОЭР) Преподаватели ШИ проводят уроки этики, хорового пения, ИЗО, ритмики и  психологии.

Слайд 19 Неоценимую помощь  развитию одарённости  оказывают различные экскурсии. 

- Художественный музей

- Музей истории города (Праздник чая)

- Музей Энштейна (г. Саратов)

 -Музей Чапаева

- Хвалынский заповедник

 -Посещение планетария

Слайд 20  Участие обучающихся класса в Фестивалях, дистанционных социальных проектах – это уже показатель работы с одарёнными детьми.

- МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Самый добрый детский фестиваль – номинация «Самая добрая детская презентация» – секция «Великие русские художники» (диплом III степени)

Сетевое сообщество Открытый класс: Интернет –конференции различной тематики, сетевые проекты: групповые («Праздники бывают разные», веб-квест «Первое слово») и индивидуальные («Семья – это 7 + Я»)

Межмуниципальный Фестиваль ученических проектов (ФУП)

  «Эврика – 2015», направленный на выявление и поддержку   талантливых детей

Слайд 21   Инновационные подходы в работе с одарёнными обучающимися (Дистанционная поддержка одарённых детей) это то, чему ещё необходимо поучиться.

 - Проведение медиа—уроков.

-  Организация дистанционного обучения.

- Организация и проведение интернет—олимпиад по предметам, интернет- кружков, тестов (онлайн)  (Сайт МетаШкола)

  - Проведение интернет—тестирования. 

Слайд 21   Информация на заметку учителя.

Центр поддержки и развития одарённых детей «Вундеркинд» заявляет о себе «С нами учиться интересно!»  Предлагает конкурсы, олимпиады, фестивали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одарённые дети в начальной школе

Текст выступления на педсовете....

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении...

Выявление и поддержка одарённых детей в начальной школе

Даны основные моменты работы по выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе....

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Рабочая программа по поддержке и развитию детей с признаками одаренности в начальной школе....

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....