Одарённые дети в начальной школе
статья (2 класс) по теме

Гостева Наталья Витальевна

Текст выступления на педсовете. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti_pedsovet.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) Одарённые дети в начальной школе

(слайд 2)

Давно замечено,

что таланты являются всюду и всегда,

 где и когда существуют условия,

 благоприятные  для  их развития.    

 ( Г.В. Плеханов)

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.

   (слайд 3) Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности: (слайд 4)

  • интеллектуальной;
  • физической;
  • художественной;
  • творческой;
  • коммуникативной.

        Интерес к  одаренности в настоящие время становится все более актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

      (слайд 5)   Задача учителя - увидеть способности у каждого обучающегося, а затем умело их развивать и применять на практике.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных . Но существует возможность и другого решения: обучать и воспитывать, таких детей среди обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

(слайд 6) Как правило, у одаренных детей проявляются:

  -высокая продуктивность мышления;

  -легкость ассоциирования;

  -способность к прогнозированию;

  -высокая концентрация внимания.                

На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является и подготовка педагогических кадров. (слайд 7)

Учитель должен быть:

  • непременно талантливым,  способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • владеть современными педагогическими технологиями;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного  

процесса;

  • иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

(слайд 8) Обучающиеся начальной школы, начиная  со 2 класса,  активно принимают участие в различных конкурсах:

  • Кенгуру;
  • Русский медвежонок;
  • Золотое руно;
  • Человек и природа;
  • Всероссийский молодёжный предметный чемпионат.

        Мы, учителя начальных классов считаем, что работу по выявлению одарённых детей и развитию их потенциальных возможностей нужно начинать с обеспечения благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, развитию  инициативы и самостоятельности у детей.  

     Работа ведётся как в урочное, так и внеурочное время. (слайд 9)

     Каждый урок начинается с этапа актуализации знаний. Здесь используем различные занимательные и логические упражнения, кроссворды и ребусы, нестандартные задачи, что способствует развитию мышления, внимания, коммуникативных способностей, на что сейчас особо обращают внимание во всех образовательных программах. Данную работу можно организовать как: индивидуальную, парную, групповую. Такие задания с удовольствие решают и сильные ученики, и слабые. Всё это создаёт интерес к предмету, ситуацию успеха (ведь в групповой работе задания можно подобрать дифференцированно) и, конечно, формирует мотивацию к познанию.

     На уроках, начиная уже с первого класса, присутствует работа в режиме «консультант» (способные учащиеся осуществляют взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). В ходе выполнения контрольных, проверочных, самостоятельных работ обязательно предлагаем задания повышенного уровня сложности.

       Наши дети любят проявлять инициативу и самостоятельность, и это мы используем для развития их же самих.

      Ребята сами придумывают или находят в разных источниках развивающие задания, оформляют их. Вместе организовываем. Все дети с удовольствием ищут решение, иногда даже вступая в спор, отстаивая свою точку зрения.

       Здесь мы наблюдаем развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с разными источниками, расширение познавательных возможностей и развитие творческих способностей обучающихся.

     Во внеурочное время мы работаем непосредственно с детьми, которые проявляют способности в той или иной области.  На таких занятиях рассматриваем, разбираем, прорешиваем олимпиадные задания разных уровней сложности.

      Во время проведения предметных недель ребята проявляют свою смекалку, сообразительность, творчество.

     В своей работе используем уже накопленный материал (созданные папки «Олимпиады», «Пища для ума», «Олимпиадные задания»), методическую литературу.

    Ещё хотелось бы отметить необходимость привлечения родителей в данной работе. На собраниях мы даём советы о приобретении необходимой литературы, делимся приёмами работы.

     Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.  (слайд 10)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детей с признаками одарённости в современной начальной школе

Цель исследования: проанализировать и выявить наиболее эффективные условия для развития креативных способностей младших школьников в учебно...

Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)

В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....

Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе

Выступление на школьном методическом объединении...

Выявление и поддержка одарённых детей в начальной школе

Даны основные моменты работы по выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе....

Выявление и сопровождение одарённых детей в начальной школе

Работа раскрывает систему работы классного руководителя по выявлению и сопровождению одарённых детей в начальной школе, активно привлекая их к участию в конкурсах, соревнованиях, играх и проектах. Отм...

Способы выявления одарённых детей в начальной школе

Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....