Одарённые дети в начальной школе
статья (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
(слайд 1) Одарённые дети в начальной школе
(слайд 2)
Давно замечено,
что таланты являются всюду и всегда,
где и когда существуют условия,
благоприятные для их развития.
( Г.В. Плеханов)
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе.
(слайд 3) Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности: (слайд 4)
- интеллектуальной;
- физической;
- художественной;
- творческой;
- коммуникативной.
Интерес к одаренности в настоящие время становится все более актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
(слайд 5) Задача учителя - увидеть способности у каждого обучающегося, а затем умело их развивать и применять на практике.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных . Но существует возможность и другого решения: обучать и воспитывать, таких детей среди обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
(слайд 6) Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является и подготовка педагогических кадров. (слайд 7)
Учитель должен быть:
- непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть современными педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
- иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.
(слайд 8) Обучающиеся начальной школы, начиная со 2 класса, активно принимают участие в различных конкурсах:
- Кенгуру;
- Русский медвежонок;
- Золотое руно;
- Человек и природа;
- Всероссийский молодёжный предметный чемпионат.
Мы, учителя начальных классов считаем, что работу по выявлению одарённых детей и развитию их потенциальных возможностей нужно начинать с обеспечения благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, развитию инициативы и самостоятельности у детей.
Работа ведётся как в урочное, так и внеурочное время. (слайд 9)
Каждый урок начинается с этапа актуализации знаний. Здесь используем различные занимательные и логические упражнения, кроссворды и ребусы, нестандартные задачи, что способствует развитию мышления, внимания, коммуникативных способностей, на что сейчас особо обращают внимание во всех образовательных программах. Данную работу можно организовать как: индивидуальную, парную, групповую. Такие задания с удовольствие решают и сильные ученики, и слабые. Всё это создаёт интерес к предмету, ситуацию успеха (ведь в групповой работе задания можно подобрать дифференцированно) и, конечно, формирует мотивацию к познанию.
На уроках, начиная уже с первого класса, присутствует работа в режиме «консультант» (способные учащиеся осуществляют взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). В ходе выполнения контрольных, проверочных, самостоятельных работ обязательно предлагаем задания повышенного уровня сложности.
Наши дети любят проявлять инициативу и самостоятельность, и это мы используем для развития их же самих.
Ребята сами придумывают или находят в разных источниках развивающие задания, оформляют их. Вместе организовываем. Все дети с удовольствием ищут решение, иногда даже вступая в спор, отстаивая свою точку зрения.
Здесь мы наблюдаем развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с разными источниками, расширение познавательных возможностей и развитие творческих способностей обучающихся.
Во внеурочное время мы работаем непосредственно с детьми, которые проявляют способности в той или иной области. На таких занятиях рассматриваем, разбираем, прорешиваем олимпиадные задания разных уровней сложности.
Во время проведения предметных недель ребята проявляют свою смекалку, сообразительность, творчество.
В своей работе используем уже накопленный материал (созданные папки «Олимпиады», «Пища для ума», «Олимпиадные задания»), методическую литературу.
Ещё хотелось бы отметить необходимость привлечения родителей в данной работе. На собраниях мы даём советы о приобретении необходимой литературы, делимся приёмами работы.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере. (слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детей с признаками одарённости в современной начальной школе
Цель исследования: проанализировать и выявить наиболее эффективные условия для развития креативных способностей младших школьников в учебно...
Способы выявления одарённых детей в начальных классах (из опыта работы)
В данной статье я описываю о способах выявления одарённых детей....
Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе
Для работы с одаренными детьми...
Развитие творческих способностей одарённых детей в начальной школе
Выступление на школьном методическом объединении...
Выявление и поддержка одарённых детей в начальной школе
Даны основные моменты работы по выявлению и поддержке одарённых детей в начальной школе....
Выявление и сопровождение одарённых детей в начальной школе
Работа раскрывает систему работы классного руководителя по выявлению и сопровождению одарённых детей в начальной школе, активно привлекая их к участию в конкурсах, соревнованиях, играх и проектах. Отм...
Способы выявления одарённых детей в начальной школе
Своевременное выявление одарённых детей в начальной школе помогает в работе на с детьми на ранних этапах....