Педагогика сотрудничества
методическая разработка на тему
Педагогика сотрудничества — система методов, приемов обучения и воспитания, основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika_sotrudnichestva.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №11», г. Тамбов
Копылова А.Н.
Педагогика сотрудничества
Во второй половине XX в. в советской педагогике получает развитие новое направление — педагогика сотрудничества — система методов, приемов обучения и воспитания, основанных на принципе гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Родоначальником педагогики сотрудничества можно по праву считать Симона Львовича Соловейчика - считал, что современная педагогика должна объединять разносторонние подходы, но при этом придерживаться одного главного принципа - гуманизма. Идею поддержали такие Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, М.П. Щетинин и Софья Лысенкова. 18 октября 1986 года прошла первая встреча педагогов-новаторов, где были сформулированы основные тезисы педагогики сотрудничества
Методы педагогики сотрудничества
Методы - направлены в основном на развитие творческого мышления. Чаще всего педагогами применялись эвристические беседы, творческие задания и самостоятельная работа учащихся.
Оценка учебных успехов
Оценочная деятельность учащихся строилась как на объективном мнении учителя, так и на самокритике обучаемого. Широко применялся самоконтроль и самоанализ достижений школьников. Высокий уровень достижений поощрялся педагогами, для того чтобы не снизить уровень любознательности и мотивации учащихся.
Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».
Педагогика сотрудничества базировалась на следующих принципах:
- обучение как творческое взаимодействие учителя и учащихся;
- обучение без принуждения;
- идея трудной цели;
- идея крупных блоков (объединение несколько уроков в блоки);
- использование опор (опорные сигналы, схемы, детали);
- самоанализ деятельности (коллективный, индивидуальный);
- интеллектуальный фон класса;
- коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика);
- развитие самоуправления учащихся;
- сотрудничество учителей друг с другом и с родителями
Основные положения: - отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика;
- обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении);
- идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки);
- использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.),
- самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала),
- интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний),
- коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"
Публикация знакомит учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....
Педагогика сотрудничества - это развитие каждой личности.
В данном материале раскрыты основные аспекты работы учителя для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, приведены фрагменты уроков, в которых реализо...
Основы преемственности - педагогика сотрудничества
Статья о преемственности начальной школы и дошкольного образования...
Педагогика сотрудничества как главный способ воспитания внутренне свободных и творческих учащихся, способных к саморазвитию, самореализации, самовоспитанию.
Мечта любого классного руководителя – создать единый, дружный коллектив. Эта работа сопряжена с большими трудностями, длительным периодом и порой сопровождается малозаметными положительными качественн...
Педагогика сотрудничества учителя и ученика
В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....
Педагогика сотрудничества как условие развития личности в условиях малокомплектной школы
Материал подготовлен для конференции "Проблемы современной сельской школы", проходившей в г. Архангельске 2009 год...
Педагогика сотрудничества
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности, признание индивидуальности, самоценности каждого человека. В рамках этого подхода ребенок ценен воспроизводством ...