Формирование коммуникативных УУД младших школьников
статья на тему
Приоритетом начального образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_uud_mladshih_shkolnikov.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных УУД
младших школьников
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №28 г. Пятигорска
Ковалевская Татьяна Михайловна
2017-2018 уч. год
Формирование коммуникативных УУД младших школьников
Умение учиться – это новообразование,
которое, в первую очередь,
связано с освоением формы
учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий, среди которых важное место занимают коммуникативные УУД.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни - таков «Портрет ученика начальной школы» в новом стандарте.
Коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Коммуникативные УУД ученика в образовательном процессе влияют на учебную успешность, это ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Видами коммуникативных действий являются:
- инициативное сотрудничество;
- планирование учебного сотрудничества;
- взаимодействие;
- управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество в себя включает:
-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
Планирование учебного сотрудничества:
- Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Важным условием развития первоклассника является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Переступая порог школы, дети впервые перестают считать собственную точку зрения единственно возможной. Под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей происходит понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
Опыт такого общения в процессе совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений строится на примере вопросов «Кто прав?», « Верно ли утверждение…», «Расскажи дома, что ты теперь знаешь».
Взаимодействие включает в себя:
- Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- строить понятные для партнера высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- вести устный и письменный диалог
Основой этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
Учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.
Пример: «Объясни Антону-третьекласснику….», «Попробуй объяснить, что неверно в задании, которое выполнил Том», «Учись работать вместе».
Управление коммуникацией:
-Умение определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
Дети должны уметь строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Решающая роль в формировании коммуникативных УУД принадлежит учителю, который сам должен обладать стилем ведения дискуссий и достаточной коммуникативной культурой, должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов.
Обязательно и педагогическое наблюдение за особенностями коммуникативного развития всех детей, выявление детей, имеющих проблемы в общении.
Дети с благоприятным статусным положением отличаются доброжелательностью, жизнерадостностью, легко вступают в контакт с окружающими, любознательны, дружелюбны. Особым образом строится работа с детьми, которые испытывают трудности в общении, проявляют агрессивные формы поведения, недостаточно высокий уровень интеллектуального развития, детьми замкнутыми, не уверенными в своих силах.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).
Принципы коммуникативной направленности обучения:
- речевая направленность (обучение через общение);
- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);
- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);
- новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);
- принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.
личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).
Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика.
На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, кроме того формирование коммуникативных УУД продолжается и во внеурочной деятельности.
Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы – новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...
Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.
Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через исползование технологии обучения в сотрудничестве.
Обобщение опыта работы по технологии сотрудничества....
Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"
Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...