Равные возможности – инновации – высокое качество образования
статья на тему

Елизарова Елена Михайловна

В статье рассматриваются вопросы  обучения всех категрий детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ravnye_vozmozhnosti.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Равные возможности – инновации – высокое качество образования

Елизарова Е.М.,

МОУ СШ № 33

 

 Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача,

Что же понимается под качеством образования?

Качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. - Качество образования есть соответствие заданным стандартам.

- Качество образования – это способность удовлетворять запросы, решать проблемы потребителей.

- Качество образования — востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни.

- В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

Качество образования находит своё выражение в качестве образовательного процесса.

Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально- техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенции обучающихся.

Основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии каждого обучающегося: его учебных достижений (знаний, умений, навыков), воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли), творческих способностей, здоровья.

Составляющими современного востребованного обществом качественного образования являются:

- владение информационными технологиями;

- умение заботиться о своем здоровье;

- умение вступать в коммуникацию;

- умение решать проблемы.

 

 Качественное образование должно быть доступным каждому гражданину РФ, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.

 Равные возможности получения образования, а также условия, обеспечивающие равные возможности получения образования детям с ОВЗ закреплены нормативно-правовой базой действующего законодательства РФ.

       Современный подход к специальному (коррекционному) образованию заключается в создании внутренних и внешних условий для развития и коррекции детей с нарушениями разного рода (с ОВЗ).

      Внешними условиями является отношение государства и общества к детям с ОВЗ. Современный образ жизни требует умения жить и работать с имеющимися ОВЗ, к принятию самостоятельных жизненных решений, необходимость иметь материальную независимость в будущем. Окружающий социум требует повышения конкурентоспособности и востребованности на рынке труда, осознания себя полноценным гражданином. Только профессиональная деятельность может обеспечить равные возможности в трудовой деятельности и социально-психологической реабилитации в дальнейшем. Внешние условия получения образования детьми с ОВЗ должны обеспечиваться политикой государством (создание рабочих мест и востребованность на рынке труда граждан с ОВЗ).

       Внутренними условиями для развития и коррекции детей с нарушениями разного рода (с ОВЗ) заключены в работе школы. Именно школа готовит ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни в государстве и обществе.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрастной норме или близок к ней. Но оно оказывается нецелесообразным для детей с интеллектуальной недостаточностью. По отношению к ним речь, прежде всего, должна идти о совместном пребывании в учреждении, о совместном проведении досуга и различных внешкольных мероприятий.

При инклюзивном образовании:

• все дети и подростки учатся вместе в обычной школе;

• специалисты приходят помогать детям;

• обычные школы изменяются;

• внимание на возможности и сильные стороны ребенка;

• все воспринимают человеческие различия как обычные;

• дети и подростки получают возможность жить вместе с родителями;

• все получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью;

• взгляды и мнения детей и подростков становятся важными для окружающих.

При инклюзивном образовании нет специализированных классов в обычной средней школе, нет обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки, нет присутствия детей 1—2 часа в день в средней школе; нет закрытых учреждений интернатного типа.

Инклюзия означает — раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Существующие барьеры введения инклюзивного образования:

• архитектурная недоступность школ;

• дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

• большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей — инвалидов в процесс обучения в классах;

• родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Правила инклюзивной школы:

• все ученики равны в школьном сообществе;

• все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня;

• у всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей;

• планируется и проводится эффективное обучение;

• работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников;

• программа и процесс обучения учитывают потребности каждого ученика;

• семьи активно участвуют в жизни школы;

• вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

В МОУ СШ № 33 много сделано в этом направлении:

Сделан пандус с отдельным входом для инвалидов-колясочников, гусеничный подъёмник, доступная среда 1 – 2 этаж, расширены дверные проёмы, оборудован санузел, установлены поручни, выложена напольная плитка для слабовидящих.

Но самое главное – это отношение к детям с ОВЗ: толерантность, сопереживание. В нашей школе стало традицией проведение различных мероприятий: акции «Твори добро», «Добрый апельсин»,  праздники, концерты, организация подарков.

Не всегда ученик по состоянию здоровья может присутствовать на занятиях. Тогда на помощь приходят инновации, например, дистанционное обучение.

Вопрос о дистанционном обучении учащихся в школах на сегодняшний день является одним из актуальных. Дистанционное обучение стало потихоньку входит в школьное образование. Оно приходит на помощь традиционному образованию, и в значительной мере изменяет представление о нем.

Понятие «дистанционное обучение» довольно широко истолковывается. В основном под ним рассматриваются разные формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. А с развитием Интернета образовательная активность без личного участия учителя и ученика стала гораздо проще.

Дистанционное обучение - это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты, реализуемые специфичными средствами интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение (в дальнейшее дистанционное обучение – Д О) - это система обучения, включающая компонент системы непрерывного образования.

На страницах Интернета можно найти характерные особенности этого вида обучения:

- Гибкость – каждый может учиться в индивидуальном темпе, в удобное для себя время, в удобном месте.

- Адаптивность – программа дистанционного обучения позволяет учителю организовать учебный процесс для учащихся с разными стартовыми возможностями.

- Модульность – в основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип построения сетевых учебных курсов.

- Интерактивность – возможность организовать учебный процесс, в ходе которого осуществляется постоянное систематическое взаимодействие всех его участников со специалистом, учителем - предметником.

- Открытость и массовость – предполагает неограниченное количество учащихся, использующих ресурсы систем дистанционного обучения.

- Доступность – обеспечивает равные возможности получения образования независимо от географической принадлежности, состояния здоровья, социального статуса и т.п.

Дистанционное обучение является инновацией для общеобразовательных учреждений, вызывает повышенный интерес в изучении данного вопроса. Дистанционное обучение, как инновация в образовании, заставляет действовать, искать, принимать и изучать опыт коллег из других школ страны, знакомиться с опытом работы по данной проблеме в зарубежных странах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обучения. Как добиться высокого показателя в начальной школе

Организация работы педагогического коллектива школы по повышению качества образования, опыт, проблемы, перспективы. Участие в пресс-конференции педагогов, добившихся высокого показателя качества обуче...

Выступление на педагогическом совете по теме: « Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования».

Цель данного выступления: осмысление основных концептуальных идей модернизации педагогического образования;   использование современных образовательных технологий, проблем построения образователь...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНА ИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Основной задачей развития школьного образования в настоящее время заключается - обновление его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.В настоящее врем...

Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования

В статье дается понятие «Инклюзивное образование», идет ознакомление с нормативно-правовой базой введения федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с о...

Создание инклюзивного образовательного пространства как необходимое условие достижения высокого качества образования

Презентация к стаье "Создание инклюзивного образовательного пространства как  необходимое  условие достижения высокого качества образования"....

«Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»

laquo;Метапредметный подход, как условие достижения высокого качества образования при реализации ФГОС нового поколения»...