Формирование адекватной самооценки младших школьников через проектную деятельность.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

     При всём многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. Широкое распространение феномена оценки в учебно- воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельные направления. Проблема оценивания в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов. У обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по методической теме: «Формирование адекватной самооценки младших школьников через проектную деятельность»  учителя МБОУ «СОШ№10» Калишиной И. А.

Актуальность.        

При всём многообразии форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, основными по - прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. Широкое распространение феномена оценки в учебно - воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельные направления. Проблема оценивания в разных своих аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов. У обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей.

Цель. Изучение особенностей формирования адекватной самооценки младших школьников, участвующих в проектной деятельности.

Предмет исследования. Проектная деятельность, как условие формирования адекватной самооценки младших школьников.

Объект исследования. Младшие школьники.

Задачи

-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения самооценки младших школьников;

-выбор методов исследования;

-диагностика самооценки младших школьников;

-разработка и апробация проектов;

-анализ результатов исследования самооценки;

-формулировка выводов.

Периоды исследования. 2015-/2016учебный год, 2016/2017 учебный год. Экспериментальное исследование 2016/2017 учебного года проводилось в три этапа:

1 .Выявление самооценки младших школьников. (таблица №1)

Для изучения самооценки можно использовать методику А. И. Липкиной «Три оценки».

«Три оценки»

Для изучения самооценки я  использовала  методику А.И. Липкиной «Три оценки».
Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Учитель дает работе учеников три оценки: 
адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны».

Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным? 
2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит? 
3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

Так же методику самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубенштейна «Качества личности» (таблица №2)

Ход выполнения задания

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и другое. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. , Нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) доброта

2) честность

3) сообразительность

4) трудолюбие

5) щедрость

6 любознательность

7) общительность.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

2.  Учитель (классный руководитель) и психолог тоже заполняют эти опросные листы (таблица №3)

3. Составляется сводная таблица (таблица №4)

4. Анализируется уровень  самооценки (таблица №5)

У большинства учеников неадекватная самооценка. Это говорит о том, что дети не могут реально представить себе достигнутое ими, а так же и то, к чему они стремятся. А стремление играет большую роль в саморегуляции поведения и учебной деятельности. Важно, чтобы ученики реально оценивали свои возможности, так как и завышенная, и заниженная самооценки препятствуют успешному развитию детей.

5.Организация проектной деятельности.

Проекты (таблица 6)

Для помощи в формировании адекватной самооценки, ученикам предложена активная внеклассная деятельность, в частности участие в проектной деятельности. Конечно, дети младшего школьного возраста опираются на помощь учителя. Но, несмотря на это, в процессе проведения проектов, ученики удивляли широтой своего воображения, умением реализовать свои фантазии.

План подготовки проекта.

  1. Сбор        для планирования.

2.определяем задачи (Определяемся с участием в делах школы и планируем проект в классе).

  1. Голосуем        за участие.
  2. Выписываем        тему выбранного проекта.
  3. Даём        время детям для обсуждения предложений по работе над выполнением проекта.
  4. Выслушиваем        мнения, основные фиксируем на доске.
  5. Если        предложено много продуктов проекта, то проводится голосование.

8.Определяются даты проведения.

  1. Учащиеся        объединяются в группы по интересам, заполняют паспорт (состав, даты сбора, лидер, распределение обязанностей). Для подготовки необходимо собираться не менее трёх раз.
  2. Просим        остаться лидеров, определяем их задачи.
  1. Фиксируем        в плане работы классного руководителя даты сборов.
  1. В течение всего периода подготовки учитель контролирует выполнение дел, помогает учащимся.
  2. Реализация        проекта.

Анализ         проведённых дел. Оценка процессов и результатов работы.

6. Вторичная диагностика самооценки в конце года.

-вторичная диагностика самооценки по  методике  А. И. Липкиной «Три оценки» (таблица 7)

-вторичная диагностика качеств  личности Т. Дембо - С. Рубенштейна (таблица 8)

-сводная таблица по двум методикам (таблица 9)

-результаты исследования самооценки качеств личности учителем и психологом (таблица 10)

-сводная таблица учащихся   с  результатами  учителя и психолога (таблица 11)

-таблица по сравнению уровня самооценки в начале и конце года(таблица 12)

7. Заключение. Рекомендации для учителей по формированию адекватной самооценки младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность

Статья "Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектную деятельность"...

Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"

Проблема  формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

Статья по теме "Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную деятельность"

В данной статье представлен практический материал из опыта  использования проектной деятельности....