Формирование ключевых компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.
учебно-методический материал на тему
Материал методического объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_formirovanie_klyuchevyh_kompetentsii_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.docx | 10.46 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время ключевым компетенциям уделяется особое внимание.
В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.
Понятие "компетенция" состоит из элементов, к которым относятся:
Знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы.
Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи.
Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу.
Стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители.
Усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Совокупность знаний, умений, навыков, способностей, обусловленных опытом деятельности человека в определенной социально и личностно-значимой сфере — составляет компетентность.
Т.о., один из предлагаемых путей решения главной проблемы образования, которая заключается в том, что успех ребёнка в школе не
всегда означает успех человека в жизни, а очень часто происходит наоборот, это – компетентностный подход. .
Компентностный подход в образовании сегодня – это ответ на вопросы, как решать
практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить
собственную линию жизни.
Данный подход выдвигает на первое место не
информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях. Например, 1) в познании явлений действительности: 2) при освоении
современной техники и технологии: 3) во взаимоотношениях людей. 4) при
выполнении социальных ролей; 5) при выборе профессии и
оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении.
Развитие ключевых компетенций учащихся согласно компетентностного подхода, заключаются в том, чтобы: научить учиться, то есть научить учеников решать вопросы научного характера; научить учащихся находить решение в трудных познавательных вопросах, определять их суть, первопричину, взаимосвязь, используя научные данные; научить учеников разбираться в основных трудностях современной жизни – в политической, экономической сферах, находить взаимосвязь, решать аналитические задачи; научить разбираться в вопросах духовного направления; научить находить выход из ситуаций, которые связаны с выполнением социальных ролей; научить решать вопросы, которые имеют отношение к разным областям профессиональной деятельности; научить детей самостоятельно определиться в выборе профессиональной сферы, подготовиться к подбору учебного заведения.
Т.Е., Цель формирования ключевых компетенций учащихся - позволить личности быть активным участником всех жизненных процессов, помочь адаптироваться к разным обстоятельствам, которыми человек сможет управлять, а не быть только наблюдателем.
Т.к., развитие ключевых компетенций учащихся — важный критерий улучшения обучения, каждый урок должен отображать суть компетентностного подхода. А именно,
Цель | Ориентированна |
Формула | «Знаю, |
Характер | Продуктивный |
Доминирующий | Практика |
Характер | Комплексная |
Опираясь на данные правила, учебные занятия строятся следующим образом:
1-й этапв системе компетентностного образования – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.
2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходит разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции: теория – понятия, процессы, формулы, ;практика – практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям; воспитание – нравственные ценности, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.
При компетентностном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого организовать продуктивную деятельность.
4-й этап – подбор методов и форм обучения.
5-й этап - подбор диагностического инструментария для первичного, промежуточного, итогового контроля, для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.
Основные
составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию личностных компетенций.
1. Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2. Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
3. Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4. Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
5. Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
6. Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8. Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
10. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.
11. Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
12. Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
13. Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.
14. Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
15. Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
16. Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
17. Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.
18. Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только
не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».
Памятка
для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании
o Главным есть не предмет, которому
вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а
учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
o На воспитание активности не
жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний
активный член общества.
o Помогайте ученикам овладеть
наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их
учиться.
o Необходимо чаще использовать
вопрос «Почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание
причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего
обучения.
o Помните, что знает не тот, кто
пересказывает, а тот, кто использует на практике.
o Приучайте учеников думать и
действовать самостоятельно.
o Творческое мышление развивайте
всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими
способами, чаще практикуйте творческие задачи.
o Необходимо чаще показывать ученикам
перспективы их обучения.
o Используйте схемы, планы, чтобы
обеспечить усвоение системы знаний.
o В процессе обучения обязательно
учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в
дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
o Изучайте и учитывайте жизненный
опыт учеников, их интересы, особенности развития.
o Будьте проинформированы
относительно последних научных достижений по своему- предмету.
o Поощряйте исследовательскую
работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной
работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных
материалов.
o Учите так, чтобы ученик понимал,
что знание является для него жизненной необходимостью.
o Объясняйте ученикам, что каждый
человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для
реализации жизненных планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.
Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...
"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...
Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»
Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
Формирование метапредметных компетенций в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
В соответствии с ФГОС 2 поколения главная задача учителя - формирование метапредметных компетенций. Данная статья раскрывает некоторые способы формирования метапредметных компетенций на разных ступеня...
Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»
Доклад по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...
Выступление на тему: «Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мн...