Выступление на тему: «Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»
опыты и эксперименты
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare_nachalnyh_klassov.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ» Лямбирского муниципального района РМ.
Выступление на тему:
«Формирование ключевых компетенций обучающихся
в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступила: Мясоутова Р.Р.
учитель начальных классов.
2017 г.
Формирование ключевых компетенций обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
"Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин В “Концепции модернизации Российского образования” говорится: “Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”. Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования. Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Понятие «компетенция» как педагогическая проблема является сравнительно новым. Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным». Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их в нужный момент, когда предоставляется возможность. Необходимо уметь в данных условиях проявлять соответствующую компетенцию. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий. Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные). Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования; общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам. Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности. 1. Познавательная компетентность: – учебные достижения; 2. Личностная компетентность: – развитие индивидуальных способностей и талантов; 3. Самообразовательная компетентность: – способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения; 4. Социальная компетентность: – сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки; 5. Компетентное отношение к собственному здоровью: – соматическое здоровье; Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе: Ценностно-смысловая компетенция. Общекультурная компетенция. Учебно-познавательная компетенция. Информационная компетенция. Коммуникативная компетенция. Социально-трудовая компетенция. Компетенция личностного самоусовершенствования Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. С этой точки зрения цели школьного образования в следующем: научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности; научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы; научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы; научить ориентироваться в мире духовных ценностей; научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей; научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности; научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального. Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует. Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся"
В докладе рассказывается о проектной деятельности обучающихся в начальных классах....
Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...
Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС."
Выступление на тему: "Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС" знакомит с понятием "технологическая карта урока", задача которой – отразить так называемый ...
Доклад «Формирование ключевых компетенций обучающихся в рамках реализации ФГОС.»
Доклад по теме совершенствование педагогических технологий в условиях реализации ФГОС,...
Выступление на заседании педсовета в 2015 году на тему « Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий "
Формирование ключевых компетенций младших школьников с использованием новых педагогичеких технологий....
Выступление на ГМО Тема:«Обеспечение планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС на основе образовательной системы «Гармония»
В теме рассмотрен вопрос обеспечения планируемых результатов образования на основе образовательной системы «Гармония» ...
Выступление на педсовете Тема: «Универсальные учебные действия - фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся»
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, т.е. государством, четко определена: развитие личности на основе формиро...