ВПР: содержание, особенности проведения и подготовка детей.
статья (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 г. Волжского Волгоградской области»
(МОУ СШ № 3)
404106 г. Волжский, Волгоградской области, ул. Прибрежная,91 ; тел./факс : 27-15-02 school3-vlz@mail.ru
ИНН/КПП 3435881261/343501001
Выступление на МО учителей начальных классов:
ВПР: содержание, особенности проведения и подготовка детей.
Учитель начальных классов: Бяхова Е.П.
Дата: март 2018 года
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки от 01.03.2016г. № 02-82 «О проведении всероссийских проверочных работ в 2016 году» обучающимся предстоит написать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру.
Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.
Введение нового образовательного стандарта гарантирует достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что составляет основу успешности дальнейшего обучения. Для реализации этого положения ФГОС НОО в конце обучения в начальной школе проводится итоговая оценка достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
Итоговая оценка может проводиться в различной форме внешней и внутренней оценки, построенной на одной и той же содержательной критериальной основе.
Внутренняя оценка, как правило, организуется педагогами на основе общих требований к оценке достижения планируемых результатов. Эти требования сформулированы в разделах «Выпускник научится» по каждому предмету в «Планируемых результатах начального общего образования».
Внешняя оценка организуется на региональном и федеральном уровнях также в различных формах, одной из которых является написание выпускниками начальной школы всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру. Внешняя оценка дает общее понимание того, что собственно нужно оценивать. В ходе итоговой оценки значительное внимание должно отводиться оценке способности школьников применять полученные знания при решении учебных и практических задач, оценке осознанности применения знаний и обоснования приведенного ответа или решения.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение качества образования. В связи с этим, актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональной и муниципальной систем образования, а также дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы образования в Российской Федерации в целом.
Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных оценочных процедур. В 2015-2016 учебном году Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки по поручению Министерства образования и науки РФ начала проведение новой процедуры оценки качества образования – Всероссийские проверочные работы (далее ВПР), которые будут ежегодно проводиться в российских школах.
Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы:
- выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
- спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
- позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
- определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
- определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.
В 2016-2017 учебном году младшим школьникам было предложено выполнить работу по трём предметам (математика, русский язык и окружающий мир).
Назначение ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру – осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВПР
Что же представляли собой ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру?
Проверочная работа по русскому языку состояла из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по тексту на знание языковых единиц. Задания части 1 направлены, прежде всего, на выявление уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.
Часть 2 состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с текстом и извлекать из него нужную информацию.
Проверочная работа по математике включала 11 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте, умения интерпретировать и анализировать данные в схемах, графиках, диаграммах.
Проверочная работа по окружающему миру состояла из 10 заданий, которые были направлены на выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на основе умений анализировать информацию, представленную в разных формах.
Алгоритм подготовки к ВПР
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир) из Примерной ООО НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
- Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:
- Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
- Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
- Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.
Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении между администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.
Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. А чтобы это сделать, необходимо самим обстоятельно изучить все материалы по ВПР. Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР, с результатами НИКО (национального исследования качества образования), с материалами международных исследований TIMS-2011 и 2015 (сайт АКИПКРО, информационный портал «Всероссийские проверочные работы» (www.vpr.statgrad.org), демоверсии на сайте Минобрнауки РФ). На сайте АКИПКРО на методической странице отделения краевого учебно-методического объединения по начальному общему образованию есть вкладка «Готовимся к всероссийским проверочным работам», где расположены различные материалы в помощь учителю, родителям и обучающимся, даны полезные ссылки.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.
Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью опытного тренера, международного гросс...
Некоторые особенности проведения занятий детей младшего школьного возраста занимающихся по программам патриотического воспитания .
Делюсь некоторыми особенностями проведения занятий для детей младшего школьного возраста по программе " Орленок" . Программа разработана для...
Доклад на тему: "Особенности проведения фронтальных уроков в школе для слабослышащих детей"
В докладе кратко рассмотрены основные особенности обучения детей с нарушением слуха на фронтальных уроках в школе....
Особенности подготовки детей к впр по русскому языку и математике
Особенности подготовки детей к впр по русскому языку и математике. Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд ...
Методика проведения педагогической диагностики (подготовка детей к обучению в школе).
Это входящая педагогическая диагностика, которая проводится после двухнедельной адаптации первоклассников в школе....
Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).
У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...