ВПР: содержание, особенности проведения и подготовка детей.
статья (4 класс) на тему

Материал в помощь учителю по проведению ВПР и подготовке детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ВПР20.94 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  школа № 3 г. Волжского Волгоградской области»

(МОУ СШ  № 3)

404106 г. Волжский,  Волгоградской области, ул. Прибрежная,91 ; тел./факс : 27-15-02 school3-vlz@mail.ru 

 ИНН/КПП   3435881261/343501001

Выступление на МО учителей начальных классов:

ВПР: содержание, особенности проведения и подготовка детей.

Учитель начальных классов: Бяхова Е.П.

Дата: март 2018 года

         В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования и науки от 01.03.2016г. № 02-82 «О проведении всероссийских проверочных работ в 2016 году» обучающимся предстоит написать Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру.

      Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.

Введение нового образовательного стандарта гарантирует достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что составляет основу успешности дальнейшего обучения. Для реализации этого положения  ФГОС НОО в конце обучения в начальной школе  проводится итоговая оценка достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.

Итоговая оценка может проводиться в различной форме внешней и внутренней оценки, построенной на одной и той же содержательной критериальной основе.

Внутренняя оценка,  как правило,  организуется педагогами на основе общих требований к оценке  достижения планируемых результатов. Эти требования сформулированы в разделах «Выпускник научится» по каждому предмету в «Планируемых результатах начального общего образования».

Внешняя оценка организуется на региональном и федеральном уровнях также в различных формах, одной из которых является написание выпускниками начальной школы всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру. Внешняя оценка дает общее понимание того,  что собственно нужно оценивать. В ходе итоговой оценки значительное внимание должно отводиться оценке способности школьников применять полученные знания при решении учебных и практических задач, оценке осознанности применения знаний и обоснования приведенного ответа или решения.

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение качества образования. В связи с этим, актуальной является задача построения сбалансированной системы процедур оценки качества общего образования, позволяющей обеспечить получение надежной информации о состоянии различных компонентов региональной и муниципальной систем образования, а также дающей возможность оценить состояние отдельных компонентов системы образования в Российской Федерации в целом.

Наиболее эффективно такая задача может быть решена путем проведения регулярных оценочных процедур. В 2015-2016 учебном году Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки по поручению Министерства образования и науки РФ начала проведение новой процедуры оценки качества образования – Всероссийские проверочные работы (далее ВПР), которые будут ежегодно проводиться в российских школах.

 

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и образовательным организациям с тем, чтобы:

  • выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
  • спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;
  • позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;
  • определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;
  • определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

В 2016-2017 учебном году младшим школьникам было предложено выполнить работу по трём предметам (математика, русский язык и окружающий мир).

Назначение ВПР по математике, русскому языку и окружающему миру – осуществить мониторинг результатов перехода на ФГОС и оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВПР

Что же представляли собой ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру?

Проверочная работа по русскому языку состояла из диктанта, связного текста, с помощью которого проверялось умение применять правила орфографии и пунктуации при записи текста под диктовку, и двух грамматических заданий по тексту на знание языковых единиц. Задания части 1 направлены, прежде всего, на выявление уровня владения базовыми предметными правописными и языковыми умениями, а также логическими общеучебными УУД.

Часть 2 состояла из текста и 13 заданий, которые проверяли знания русского языка, умения работать с текстом и извлекать из него нужную информацию.

Проверочная работа по математике включала 11 заданий базового и повышенного уровня, которые проверяли умения выполнять устные и письменные вычисления, решать задачи, представленные в текстовом и табличном варианте, умения интерпретировать и анализировать данные в схемах, графиках, диаграммах.

Проверочная работа по окружающему миру состояла из 10 заданий, которые были направлены на выявление уровня владения сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, нормах здоровьесберегающего поведения в природной среде, на основе умений анализировать информацию, представленную в разных формах.

 Алгоритм подготовки к ВПР

  1. Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир) из Примерной ООО НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
  2. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
  3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
  4. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
  5. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

При отборе заданий важно выдерживать такие принципы:

  1. Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
  2. Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
  3. Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимум одно задание должно позволять проверить достижение планируемого результата на повышенном уровне.

 

        Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам  и родителей обучающихся.  Большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка.  Необходимо познакомить родителей с результатами    ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий.  Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом должна быть создана доброжелательная  атмосфера в общении между администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.

        Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. А чтобы это сделать, необходимо самим обстоятельно изучить все материалы по ВПР. Доступ к этим материалам открыт. Можно дать родителям  адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР, с результатами НИКО (национального исследования качества образования),   с материалами международных исследований TIMS-2011 и 2015 (сайт АКИПКРО, информационный портал «Всероссийские проверочные работы» (www.vpr.statgrad.org), демоверсии на сайте Минобрнауки РФ). На сайте АКИПКРО на методической странице отделения краевого учебно-методического объединения по начальному общему образованию есть вкладка «Готовимся к всероссийским проверочным работам», где расположены  различные материалы в помощь учителю, родителям  и обучающимся, даны полезные ссылки.

      Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога  и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных  результатов образования в период всего обучения в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.

Особенности воспитания и психологической подготовки детей с помощью игры в шахматы.В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью  опытного тренера, международного гросс...

Некоторые особенности проведения занятий детей младшего школьного возраста занимающихся по программам патриотического воспитания .

   Делюсь некоторыми особенностями проведения занятий  для детей младшего школьного возраста по программе   " Орленок" .   Программа разработана для...

Доклад на тему: "Особенности проведения фронтальных уроков в школе для слабослышащих детей"

В докладе кратко рассмотрены основные особенности обучения детей с нарушением слуха на фронтальных уроках в школе....

Особенности подготовки детей к впр по русскому языку и математике

Особенности подготовки детей к впр по русскому языку и математике. Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд ...

Методика проведения педагогической диагностики (подготовка детей к обучению в школе).

Это входящая педагогическая диагностика, которая проводится после двухнедельной адаптации первоклассников в школе....

Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).

У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...