Методика проведения педагогической диагностики (подготовка детей к обучению в школе).
материал (1 класс)
Это входящая педагогическая диагностика, которая проводится после двухнедельной адаптации первоклассников в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vhodyashchaya_diagnostika_dlya_1_klassa.docx | 177.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения педагогической диагностики (подготовка детей к обучению в школе).
I этап – фронтальное обследование
Задание 1.
Цель: Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твёрдости руки ребёнка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текс задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите её на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).
Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла - изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвёрдой рукой, ставится значок (-) в дополнении к баллу.
Задание 2.
Цель: Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текс задания: Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).
1.Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2.Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3.Возьмите зелёный карандаш. От синей клеточки влево через одну клеточку закрасьте зелёным карандашом.
4.Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
3 балла – всё выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнении к баллу ставится (-)
Задание 3.
Цель: Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания: Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1.На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить).
2.В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Ниже кругов нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнено верно обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
Задание 4.
Цель: Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, например: «Отметь точку внутри квадрата, но вне круга».
Текст задания: Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертила треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметила точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертёж (указывает чертёж к заданию). На своих листах найдите круг, найдите квадрат.
1.Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2.Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3. Возьмите красный карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4.Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата.
Оценка выполнения задания:
3 балла – всё выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;
1 балл – выполнено верно только 1 пункт задания;
0 баллов – задание не выполнено
Задание 5.
Цели: Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявления способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счёта).
Текст задания: Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывает рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом ещё один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте ещё один треугольник.
Оценка выполнения задания:
3 балла – сравнение проведено верно;
0 баллов – сравнение проведено неверно.
Задание 6.
Цель: Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания: Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы её нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.
Оценка выполнения задания:
3 балла – линия проведена правильно (к зверям);
2 балла – линия проведена к птицам;
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 7.
Цель: Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания: Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук ! с !, то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук ! с !, значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков ! с ! - ! з !);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков ! с ! - ! з !, ! с ! - ! ц !, ! с ! - ! ш ! или полное неприятие задания.
Задание 8.
Цель: Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания: Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – наличие ошибок в один звук;
0 баллов – неприятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в лове и количества «окошечек».
II этап – индивидуальное обследование
Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Отчеты ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием.
Задание 5 – И: Если ребёнок ошибся в выполнении задания 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: «Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше»? Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом нет», по-видимому ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания, и вы сразу изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 2 балла.
В случае неправильного ответа или его отсутствия необходимо дать ребёнку более простое аналогичное задание (5 кругов и 6 треугольников – чего больше?). Если ребёнок выполнил задание верно и дал объяснение, то вместо первоначальной оценки вы ставите ему 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение, ставите 1 балл. Если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.
Задание 6 – И: Если ребёнок ошибся при выполнении задания 6 во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса: «Почему провёл линию от белочки к этому рисунку»? Если ученик говорит: «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки зверям «, вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа: «Белка не птица (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) – изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставите 2 балла).
Если объяснение даётся с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов» или «Птицы и белки живут на деревьях»), вы изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования, ставите 1 балл. Если ребёнок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется – 0 баллов.
Задание 7 – И: Если в ходе выполнения групповой работы ребёнок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук ! с !, следует дать ему более простые задания.
1.Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком ! с !.
2.Вернуться к заданию 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук ! с !: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук ! с !, покажи эту картинку».
Если ребёнок отобрал только картинки, в названии которых звук ! с ! находится в начальной позиции, учитель говорит ему: «Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки ещё раз, а ты будешь говорить, есть звук ! с ! или нет.». Учитель должен слегка интонационно выделять звук ! с ! при произнесении слов.
Если при первой самостоятельной попытки ребёнок показал наряду с картинками, названия которых содержат звук ! с ! , картинки, названия которых содержат звук ! з ! или ! ш !, нужно сказать ему: «Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить – есть звук ! с ! или нет, можешь после меня повторять слова». При произнесении слов интонационно выделяются звуки ! с !, ! з !, ! ш !.
Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.
Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки ! ш ! - ! ж !, ! ш ! - ! с ! в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. За отсутствие дифференциации звуков ! ш ! - ! ж !, ! ш ! - ! с ! даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания ставится 0 баллов.
Задание 8 – И
Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием 8, предлагается дополнительное задание. «В слове «мак» три звука. Посмотри, я скажу слово и покажу, где «живёт» каждый звук». Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова. Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию 8 (жук, волк, утка) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.
Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике»? Если ребёнок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется, ставится 2 балла. Если ребёнок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл; если не справляется с заданием – оценка не изменяется – 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе
Диагностическая работа составлена на основе использования материалов для проведения стартовой диагностики первоклассников Московского центра оценки качества образования, материалов г...
Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе
Предлагаемые практические рекомендации для выяснения учителем готовности детей к школе предполагают два взаимосвязанных этапа. Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на пр...
методика проведение педагогической диагностики
Методика проведения педагогической диагностикии комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школеПедагогическая диагностика готовности к школьному обучению за...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе
Методика проведения педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе...
Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей Л. Е. ЖУРОВА, Е. Э. КОЧУРОВА, М. И. КУЗНЕЦОВА
В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования - на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение пр...