ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка на тему
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология оценивания | 38 КБ |
технология проблемно-диалогического обучения | 31 КБ |
технология продуктивного чтения | 13.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА В РАМКАХ ФГОС
Новый мир имеет новые условия
и требует новых действий.
Н. Рерих
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС и рассматривается как одна из важных целей обучения. В ОС Школа 2100 одной из технологий является технология оценивания учебных успехов. Она получила официальное признание Президиума Российской академии образования. В данном системе разработана модель контроля и оценивания успехов школьника на разных этапах образовательного процесса.
Цель новой технологии – обеспечить на этапе контроля реализацию принципов развивающей личностно ориентированной Образовательной системы «Школа 2100».
Основные задачи новой технологии:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Основными составляющими новой технологии... являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале «уровней успешности»Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС.
Правило1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Правило 2. «САМООЦЕНКА»
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»
Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задачи (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»
«За каждую учебную задачу, показывающую овладению отдельным умением,
ставиться отдельная отметка»
ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.
Правило 4.«Таблица требований»
Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной задачи.
Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку .
Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трѐх уровней успешности.
Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это уровень функционально грамотной личности- «отлично».
Максимальный уровень (!!!Необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовалось либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».
Правило 7. Итоговые оценки и отметки
Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени.
Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учѐтом их возможной пересдачи.
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
ОС «Школа 2100». Окружающий мир. Тема: Окна в окружающий мир.
Побуждающий диалог:
- Где находится наибольшее количество чувствительных клеток? (На лице и подушечках пальцев)
- Какие органы чувств вы знаете? (Органы зрения, органы обоняния, органы слуха, органы вкуса, органы осязания)
- А как вы думаете, какой самый важный для человека орган чувств? (Орган зрения)
- Лену заинтересовало, почему у человека главный орган чувств – зрение? Как бы вы ей ответили? А какую роль выполняет орган зрения в жизни человека?
- А чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать? (Строение глаза, как работает, как сохранить его)
- Как вы думаете, какая у нас с вами будет тема урока? (Орган зрения) Какие цели мы перед собой поставим?
- Орган зрения вы все хорошо знаете – это … (Глаз)
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаза? (Цвет, размер, форму)
- Как же устроен глаз? Найдите ответ на с. 45.
Подводящий диалог:
- Ребята, почему мы с вами так много говорим о здоровье, изучаем свой организм? Прочитайте поговорку. Что значит – «беречь как зеницу ока»? Чем человек должен дорожить? Конечно, своим здоровьем!
- Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- О каких органах чувств говорится в стихотворении?
- Соедините линиями названия органов чувств с той ролью, которую они выполняют.
- Почему органы чувств развиты у животных, но их нет у растений? Посмотрите на эти предметы и попробуйте догадаться, о каком органе чувств мы сегодня будем говорить на уроке. Объясните!
- Конечно, это глаза – органы зрения. Их ещё называют «окна в окружающий мир». А почему? Попробуем разобраться!
- Разберёмся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где же парта, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
- Какую же роль для человека играют органы зрения?
- Интересно, а животные видят так же как мы?
- У всех представителей животного мира разные глаза.
- С чем это связано? (с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут).
- Как вы думаете, у какого животного глаза почти как у человека? (У обезьян).
- Что мы можем узнать о предмете с помощью глаз? (Цвет, форму, размер предмета.)
– Итак, как же устроен глаз человека, чтобы выполнять такую сложную работу? (строение глаза)
- Природа позаботилась о защите глаза снаружи. Как? (Брови, ресницы, веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, пота. А если и попадёт пылинка в глаз, то слеза её - вымоет).
- На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции.
- Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется? (Радужная – радуга – цветная.)
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Умеют они грустить и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться;
Цветущим ромашкам и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
Но чтоб увидать волшебные сны,
Мы крепко скорее закрыть их должны.
- О чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Какие органы чувств вы знаете? О чём они нам сообщают?
- С помощью какого органа чувств, по вашему мнению, человек воспринимает большую часть всей информации?
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? Какие цели мы перед собой поставим? На какие вопросы мы должны найти ответы?
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения
Фрагмент урока литературного чтения в 4-м классе по теме «М.М.Пришвин «Выскочка»». УМК «Школа России»
1. Работа с текстом до чтения.
Итак, назовите название рассказа, с которым мы будем сегодня работать. Как вы думаете, о чем он? Можно ли по названию это предположить?
Отгадайте загадки, и вы узнаете, о ком идет речь:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).
Мы с вами много говорили о собаках, у некоторых из вас они есть. А что вы знаете о сороках? (Ответы детей)
Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание. (Ответы детей)
2. Работа с текстом во время чтения
Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки. Кто является героем рассказа? Какой породы была Вьюшка? Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность? Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»
Вопросы после 2 остановки. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость? Чем же отличалась одна из сорок? Как про таких говорят? Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части до конца.
3. Работа с текстом после чтения.
- Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали Выскочку?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
- Прочитайте, как у собаки появилась такая кличка? Бия – Бьюшка – Вьюшка, почему так менялась кличка? (любили, ловкая)
-Найдите описание собаки. Какой литературный приём использует автор при описании Вьюшки? (сравнение)
- Как автор относится к Вьюшке? (с любовью, нежностью)
- Как автор описал Выскочку? (он использовал народную мудрость)
-Рассмотрите иллюстрацию учебника и найдите в тексте отрывок, который ей соответствует.
- Прочитайте описание сороки после этого случая.
- Как автор относится к Выскочке?
- А какое чувство испытала Выскочка в конце рассказа? (стыда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....