ПК 4.3. Технологии обучения.
методическая разработка на тему

Дунякина Ксения Анатольевна

Систематизация и оценка образовательных технологий НОО на основе методической литературы и практической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteni.pptx182.05 КБ
Файл konspekt_uroka_kapaluha_prod._chtenie.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Слайд 2

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 3

Цель технологии: Формирование читательской компетенции школьника

Слайд 4

Задачи технологии Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Слайд 5

Этапы технологии I этап. Работа с текстом до чтения. II этап. Работа с текстом во время чтения. III этап. Работа с текстом после чтения

Слайд 6

Система этапов технологии I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения ). Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе ;

Слайд 7

II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. - Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. - Выявление первичного восприятия. - Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста ; Перечитывание текста. - Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). - Анализ текста. - Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части; Беседа по содержанию текста. - Обобщение прочитанного. - Постановка к тексту обобщающих вопросов. - Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста; Выразительное чтение.

Слайд 8

III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная беседа по тексту; Знакомство с писателем; Работа с заглавием, иллюстрациями; Творческие задания .

Слайд 9

Заключение: Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                             Учитель : Шишкова Н. А

Класс: 3 А                                                                                                                      Методист:

Школа: МОУ Полетаевская СОШ                                                                          Студентка: Дунякина К. А.

Кабинет: 306

Конспект урока Литературного чтения

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»

Тип урока: Открытие нового знания

Цели деятельности учителя:

- познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее

- развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте

Планируемые результаты:

предметные:

-  уметь прогнозировать содержание произведения;

- читать и воспринимать произведение на слух;

-определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев;

-рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера.

личностные:  

-выражать положительное отношение к процессу познания;

-осознавать значимость обучения;

-проявлять эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь УМК «Школа России»; тетрадь; презентация.

 

Этап урока.

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Планируемые результаты
(УУД)

Деятельностьучителя

Деятельность ученика

I.Самоопреде-ление к деятельности

Словесн.: слово учителя

1 мин

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Слушать учителя

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

II. Актуализа-ция знаний и мотивация

Словесн.: беседа; чтение сочинений

2 мин

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

- Соберите пословицы

- На экране написаны   пословицы.    Ваша  задача: соединить  начало  и конец  пословиц, чтобы получились  верные  высказывания.

ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ ГНЕЗДО СВОЕ НЕ МИЛО.

ВСЯКАЯ ПТИЦА ТЕПЛА ИЩЕТ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ ПЕРОМ КРАСУЕТСЯ.

ВСЯКАЯ ПТИЦА СВОИМ НОСОМ СЫТА.

- Что объединяет эти пословицы?

Отвечать на вопросы

Читать сочинение

Оценивать сочинение одноклассников

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

III. Постановка учебной задачи

Словесн.: слово учителя

Словесн.: беседа

Прктич.: находить соответствия

3 мин

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

   «Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни  эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют …(глухарь)

Оказывается, капалуха  – так сибирские охотники называют самочку  глухаря.

Определите тему нашего урока.

Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».

Анализировать информацию

П: определение темы и целей урока.

IV. Решение частных задач

Словесн.: словарная работа; беседа

Практич.: чтение по абзацам; выборочное чтение

25 мин

-Виктор Петрович  Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой.  В  19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем.

-Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев; ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

Чтение с остановками

1 часть (до слов: через сучковатый валежник)

- Какой лес описывает Астафьев?

- Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

2 часть (до слов:гнали скот вместе с нами)

- Что описывает автор в этой части рассказа?

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

3 часть (до слов: вы поглядите на нее)

- О какой находке рассказывает автор?

- Как описывает автор гнездо глухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

4 часть  (до слов: сказал подошедший учитель)

Перечитайте эту часть, подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

-Зачитайте эти слова.

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

-Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

-Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

-Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте этот отрывок.

5 часть

Перечитайте эту часть, подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

-Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?

Читать выразительно

Анализировать информацию

Высказывать свое мнение

Отвечать на вопросы

Находить информацию в тексте

П: расширение общего кругозора учащихся;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Физминутка

2 мин

Немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Выполнять упражнение

V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Словесн.: беседа

Практич.: выборочное чтение; характеристика героев

5 мин

- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева (капалуха, мальчишки, автор)

Работа по рядам.

Каждый ряд анализирует героев рассказа.

- Выберите  качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Испуганный

Гневный

Бесстрашный

Тревожный

Опасный

Самоотверженность

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

Анализировать информацию

Высказывать свое мнение

Отвечать на вопросы

Находить информацию в тексте

Давать характеристику героям

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

К: участвовать в учебном диалоге;

VI. Итог урока. Рефлексия

Словесн.: беседа

2 мин

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.

Домаприготовьте мини сочинение о капалухе как о заботливой матери.

Высказывать свое мнение

Оценивать свою работу

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....