ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками.
- Постановка проблемы
Создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.
Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;
Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;
Умение выдвигать гипотезы - это формулирование возможного варианта решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования;
Умение структурировать тексты является частью умения работать с текстом, которые включают достаточно большой набор операций;
Умение давать определение понятиям – это логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности понятия либо установление значения термина.
- Выдвижение гипотезы
Формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.
Для формулировки гипотезы необходимо проведение предварительного анализа имеющейся информации.
- Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария
Выделение материала, который будет использован в исследовании;
Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные);
Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.
- Поиск решения проблемы
Проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:
Умение наблюдать, умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; использование разных источников информации; обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать.
- Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают.
Умение структурировать материал; обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов исследовательских работ младших школьников
- Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
- «Блестящая идея» - научно-исследовательский проект
Цели конкурса:
- популяризировать науку;
- воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям
- вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.
- «Моя исследовательская работа – 2018»
Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.
Задачи конкурса:
- формирование у детей исследовательских умений и навыков;
- развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
- поддержка творческой активности детей;
- предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.
- «Я познаю природу»
Цель: совершить виртуальное путешествие по удивительным разнообразным в природном отношении уголкам нашей страны.
В нашем крае немало примечательных природных объектов, и чтобы их сохранить для будущего, мы должны владеть экологическими знаниями и навыками научного познания природы.
Задачи:
- способность понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека
- осознать человека как часть природы, определить положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.
- «Аленький цветочек»
Цель: создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста
Задачи:
- стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской деятельности
- содействие формированию умения самостоятельно добывать знания.
- содействие развитию читательской активности учащихся.
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.
Предварительный просмотр:
Список тем исследовательских работ в области начального образования
- Как спасти свою планету;
- Кто такой Дед Мороз;
- Достопримечательности родного края;
- Елочные украшения и их история;
- Куклы своими руками;
- Матрешка и ее история;
- Как появились комиксы;
- Изображения чисел в древние времена;
- История фотоаппаратов;
- История чая;
- Почему я люблю книги;
- Детство моих родителей;
- Что говорит почерк о человеке;
- История открыток; Телевидение и дети;
- Как в разных странах учат в школе;
- История велосипеда;
- Редкие породы птиц;
- Как вести себя на перемене;
- Почему батарейки нельзя выбрасывать;
- Почему не нужно использовать шпаргалки.
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта в начальной школе
Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Предварительный просмотр:
Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе
Название конкурсы, фестивалей | Электронный адрес |
Конкурс “Исследовательские работы и проекты” | http://dk-talant.ru/?p=101 |
Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2017 | http://scipro.ru/contest/interclover.html |
VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2018" | http://www.openclass.ru/node/534150 |
Всероссийский конкурс для школьников и студентов | http://obrazshkola.ru/?page_id=845 |
Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов | http://obrazshkola.ru/?page_id=840 |
Предварительный просмотр:
Список тем проектов по направлениям
Социальные:
- Проект «Ёлочка» и акция «В защиту ёлочек»
Цель проекта: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности
Задачи проекта:
- пропагандировать экологическую культуру;
- использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
- способствовать формированию у детей сознательного отношения к охране и сохранению природы.
- освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;
- «Театр здоровья»
Цель проекта: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности.
Задачи проекта:
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- использовать возможности для привлечения школьников к социально-активной жизни;
- способствовать формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.
- «Книжный дом»
Цель проекта: способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям.
Задачи проекта:
- создать условия для привлечения школьников к социально-активной жизни;
- проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди учеников класса и школы культурных ценностей.
- организацию волонтёрской деятельности в образовательном учреждении, городской библиотеке, в ДОУ.
- «Ветеран живёт рядом»
Цель проекта:Духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с ветеранами, передачу ими личных ощущений и жизненного опыта людей, прошедших войну;
Задача проекта: Организация социально-значимой общественной деятельности школьников.
Творческие:
- «Моя семья»
Цели проекта:
- осознать роль семьи в жизни человека;
- изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;
- понять свою роль в этой семье;
- подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом
Педагогические цели:
- развивать творческие и коммуникативные способности;
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
- привить первоначальное умение собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Результат проекта – это понимание своей ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.
- «Распорядок дня»
Цели проекта:
- проанализировать свой день, распределить все важные обязательные дела по времени, найти баланс времени между работой и отдыхом;
- представить распорядок дня в виде творчески оформленной самостоятельной работы с иллюстрациями на бумаге.
Педагогические цели:
- развить такие качества личности как аккуратность, обязательность, ответственность;
- умение распоряжаться своим временем, планировать свой день;
- Находить разумный баланс между работой и отдыхом.
Результатом является понимание ребенком важности правильной организации распорядка дня; идет воплощение его в жизнь.
- «Мир лекарственных растений»
Цели проекта:
- научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;
- познакомить с миром лекарственных растений родного края;
- внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.
Педагогические цели:
- активизировать навыки самостоятельной работы ребенка по сбору нужной информации;
- развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.
Практическим результатом является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.
- «Пластилиновые чудеса»
Цель проекта: создание серии картин в технике пластилинография для оформления интерьера класса.
Задачи проекта:
- Изучить историю возникновения пластилина, его виды;
- Составить банк идей по созданию изделия;
- Выполнить эскиз будущей картины;
- Подобрать необходимые материалы и инструменты;
- Повторить правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования;
- Разработать технологическую карту изготовления изделия;
- Произвести экономический расчет; экологическое обоснование проекта;
- Дать оценку выполненному изделию.
Результатом проекта является изготовление серии картин в технике пластилинография должно повлиять на улучшение интерьера классной комнаты.
Информационные:
- «Вода в жизни человека»
Цель: выяснить какое значение для человека имеет качество питьевой воды, сколько её необходимо для жизни человека
Задачи:
- изучить места в доме, где нужно использовать воду;
- выяснить: откуда и как вода попадает в дом; сколько её необходимо для жизни человека;
- изучить качество питьевой воды;
- разработать рекомендации по очистке воды в домашних условиях
- провести социологические исследования
- «Из истории дробей»
Цель: изучить вопрос об истории возникновения обыкновенной дроби.
Задачи:
- Определить происхождение слова «дробь»
- Обобщить исторический материал: когда и где впервые упоминается о дробях.
- Составить опорные таблицы способов записи дроби в разные эпохи и у разных народов.
- Кратко оформить собранный материал в буклет и распространить его среди учащихся 5-6-х классов.
- Представить защиту проекта в виде презентации на кружке «В гостях у Пифагора»
- «Княжна Тараканова»
Цель: систематизация разнообразного историографического материала по изучению личности княжны Таракановой.
Задачи:
- дать характеристику исторической судьбы княжны Таракановой;
- составить образ княжны по историческим источникам и литературе;
- выявить мифологические и реальные факты биографии и деятельности самозванки
- «Планета Земля»
Цель: расширить знания о нашей планете Земля.
Задачи:
- научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедии , интернет;
- научиться формулировать выводы из полученной информации;
- узнать побольше о нашей планете Земля.
Учебные:
- «Числа в загадках, пословицах, поговорках»
Цель проекта: формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»
Задачи проекта: направленные на достижение личностных результатов:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;
направленные на достижение метапредметных результатов:
- развитие умения работать с информацией;
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;
- развитие операций мышления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
направленные на достижение предметных результатов:
- формирование умения записывать цифры и сравнивать числа;
- формирование умения оценивать количество предметов числом.
- «…Крылатые крыловские слова»
Цели проекта :
- обогатить словарный запас, способствовать повышению грамотности учащихся;
- сформировать представление о языке как развивающемся явлении;
- воспитать любовь к родному языку и русской классической литературе;
- развить творческие способности;
- выявить умения учащихся пользоваться техническими средствами.
Задачи:
- выяснить, что такое крылатые слова и афоризмы;
- найти их в баснях И. А. Крылова;
- объяснить значение;
- раскрыть характерные особенности выражений;
- уметь применять их в повседневной жизни;
- создать презентацию по теме проекта.
- «Какая морфема языка главная? »
Цель: узнать, есть ли в нашем языке морфема, которая важнее других.
Задачи:
- Показать роль корня в образовании и этимологии родственных слов.
- Рассказать о приставках и суффиксах в русском языке и об их значении.
- Определить значение окончания как значимой морфемы.
- "Загадочный и удивительный мир "знакомых" и "незнакомых" чисел
Цель работы: познакомиться с удивительными числами и установить роль простых чисел в изменении их свойств.
Задачи:
- Описать способы поиска простых чисел.
- Рассмотреть свойства совершенных и дружественных чисел.
- Познакомиться с палиндромами и репьюнитами.
Исследовательские:
- «Древняя письменность»
Цель: определить роль древней письменность для дальнейшего развития письма в мире.
Задачи:
- Изучить литературу о древнейших видах письменности.
- Предоставить материалы в виде исследовательской работы.
- Провести мастер – класс с учащимися, эмитирующий древнейшую письменность.
- «Петр I: Великий или тиран?»
- «Молоко. Молочные продукты»
- «История моей семьи»
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
- Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
- Глушенков О.В. Организация исследовательской и проектной деятельности в школе (пособие для учителя). — М.: Школьные технологии, 2017. — 112 с.
- Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
- Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60
- Макаров Ю. Метод проектов//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
- Составитель, ответственный редактор: Осколкова Н.В. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС : сборник материалов конференции / Агентство образоват. инициатив, приклад. исслед. и консалтинга «Перспективы» ; [сост., отв. ред.: Осколкова Н. В.]. – Северодвинск, 2016 – 112 с. : ил. – ISBN 978-59908033-3-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика применения технологий проектной и исследовательской деятельности на ступени начального образования
Данная статья описывает опыт работы начальной школы ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский в области применения технологий проектной и исследовательской деятельности....
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...
ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5 Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования Здесь представлены следующие материалы:...
ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...
ПК 4.5. Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования
Проектная и исследовательская деятельность в области начального образования...