ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка (3 класс) по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология продуктивного чтения- это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.
Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Этапы работы с текстом 1)До чтения текста: просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения 3) После чтения текста: рефлексивное чтение, концептуальные вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
I этап. Работа с текстом до чтения . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2)Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3)Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). 4)Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 5)Беседа по содержанию текста. 6)Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. 7)Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 8)Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения 1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2) Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 3) Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
4) Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 5) Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). ! Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Что такое диалог с автором? Прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора.
Как учить детей вести диалог с автором? К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Последовательность действий: 1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; 2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? 4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Предполагается при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Что такое комментированное чтение? -Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Чтобы состоялось комментированное чтение нужно: А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель. Б. Если в ходе комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей точкой зрения.
В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Д. Вы комментируете текст в том месте, г де это действительно необходимо , а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка. Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»; б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом? Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.); б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами; в) выделение ключевых слов; г) выявление деталей текста; д) составление на доске вопросного плана к тексту; е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.
Знаем Хотим узнать Узнали Растения – часть живой природы. 2.Растения выделяют в воздух кислород. 3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений. 4. Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы Почему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. Охранять растения- значит заботиться о живом. Приём таблица «ЗХУ»
Линии сравнения Басня Эзопа Басня И.А. Крылова Название «Ворон и лисица» «Ворона и лисица» Герои басни Ворон, лисица. Ворона, лисица. Композиция Мораль в конце басни. Мораль в начале басни. Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» Можно ли прочитать по ролям? нет да Каким языком написана басня? Прозаическим. Поэтическим. «Концептуальная таблица»
Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ ________________________ 2. Больше всего запомнилось ____________________ 3. Понравилось________________________________ 4. Не понравилось_____________________________ 5. Мое эмоциональное состояние_________________ 6. Этот рассказ учит меня _______________________ «Письмо к учителю…»
Идеальный читатель - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; - не пропускает непонятные слова, выражения; - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом; - включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст;
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Литературное чтение
Выполнила студентка 42 гр.
Саднова Екатерина .
Проверил: _______________
Отметка: ________________
Дата: ___________________
Челябинск, 2018
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3 А
Тема урока: «В.Бианки Мышонок Пик»
Цели урока: Продолжить знакомство с творчеством и произведениями В.В.Бианки из цикла «Люби живое». Развивать навыки беглого чтения, речь, память, внимание, воображение. Воспитывать любовь к чтению, к природе, бережное отношение к меньшим братьям нашим.
Планируемые результаты:
- личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей, учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание; выбирать виды деятельности на уроке; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер; придумывать свои рассказы о животных;
- предметные: продолжать знакомиться с творчеством В.Бианки; учиться прогнозировать содержание произведения; видеть и понимать поступки героев; определять жанр произведения;
Тип урока: урок ОНЗ
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Школа России, Л.Ф.Климанова, презентация, проектор.
№ | Этапы, методы и приемы | Хро-номе-траж | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Орг. момент Мотивационный Словесн.: слово учителя Практич: хоровое чтение Практич.: чтение в парах | 2-3 | - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Желаю всем хорошего настроения на весь день. - Давайте настроимся на урок и проведём небольшую речевую разминку. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей, Две мыши поплоше, Несли по два гроша. Что это? (скороговорка). Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, грустно, с восхищением, с удивлением, тихо). – С каким произведением познакомились на прошлом уроке? – Почему ребята назвали мышонка Пиком? – Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем) – Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель. | Приветствовать; Читать скороговорку хором; Отвечать на вопросы. | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. |
2. | Постановка учебных задач Словесн.: объяснение смысла Практич: разгадывание ребуса | 6-7 | – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного мальчика, девочки или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными Существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам В.в.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием. – Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия.( у каждого ученика карта с названием станций) – Кем же был Виталий Валентинович Бианки? | Определять тему; Высказывать свои предположения; | К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы; П: определение темы и целей урока. |
3. | Решение частных задач Словесн: беседа | 3-4 | 1) Станция « Мы мореплаватели » Работа над главой «Как мышонок Пик попал в мореплаватели». – Нашей задачей на этом этапе является доказать, что мы достойны быть мореплавателями, а для этого вспомним содержание главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели». Чтение главы «Как мышонок Пик попал в мореплаватели». Беседа: – Что ребята делали на берегу реки? 2) Станция «Кораблекрушение» – Как настоящие мореплаватели вы должны знать, почему может возникнуть кораблекрушение. Беседа: – Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике? | Отвечать на вопросы; Слушать; Участвовать в учебном диалоге. | П: расширение общего кругозора учащихся; |
Физминутка | 1-2 | - Ребята, ну а чтобы нам плодотворно поработать, давайте немного передохнём. - Молодцы. Продолжаем работать. | Выполнять упражнения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |
Словесн.: ответы на вопросы Практич.: чтение по цепочке | 7-8 | – Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше? 3) Станция страшная ночь. – Значит, мы отправляемся дальше на станцию «Страшная ночь». Беседа: – Как мышонок стал искать себе пищу? – Кого он встретил на берегу? – Испугался ли мышонок, когда увидел лягушонка? – Что произошло с лягушонком? – Где мышонок провёл остаток ночи? – Знаете ли вы, что настоящий капитан должен уметь читать карту, чтобы умело вести свой корабль? – Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям? Каждый из вас приготовил рисунок по главе «Страшная ночь». Определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок. – Вы хорошо справились с этим заданием. Я думаю, что вы могли бы, как настоящие капитаны читать карту. А что такое карта? Словарная работа: карта (читаем на экране) | Отвечать на вопросы; Высказывать свои предположения; Читать; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; | |
Словесн.: ответы на вопросы. Практич.: чтение по цепочке; Словесн.: Ответы на вопросы | 10-15 | 1) Станция «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка». – Интересно ли вам, что произошло с мышонком дальше? Давайте прочитаем. – Чтение главы «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка». (Дети читают цепочкой по одному предложению.) Проблемный вопрос: – Как настоящие мореплаватели, вы должны быть очень внимательными и сказать после прочтения главы: «Какую цель поставил перед собой мышонок Пик, чтобы выжить?» – Да, одному путешествовать нелегко. – А нам, ребята, легко путешествовать? Почему? 2) Станция «Соловей-разбойник» – Удалось ли мышонку найти других мышей? – Сможем мы ответить на этот вопрос, прочитав главу «Соловей-разбойник». Чтение главы подготовленными учениками. Проблемный вопрос. Повторное чтение – «чтение спринт». Анализ прочитанного – выборочное чтение (подготовлено учениками заранее). 3)Станция «Продолжение» Работа с иллюстрацией учебника. – Кого нарисовал художник? –К какому эпизоду рассказа вы отнесёте этот рисунок? Почему? | Отвечать на вопросы по содержанию; Читать по цепочке; Анализировать содержание; | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; П: Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков | |
4. | Рефлексия. Подведение итогов. | 2-5 | – Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком? - Прикрепите свой смайлик на доску. Выводы и оценка работы детей на уроке. | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе; Р: Осуществлять итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов
Тема, над которой работало методическое объединение учителей начальных классов:
«Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования»
Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере применения современных образовательных технологий с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса в рамках ФГОС.
Задачи:
1.Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
2.Проведение мониторинга процесса формирования УУД младшего школьника.
3.Совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
Цель и задачи, поставленные перед МО учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год, выполнены.
В состав МО учителей начальных классов входит 9 педагогов.
Данные проблемы в течение 2017-2018 учебного года решались через организацию целенаправленной, систематической работы по повышению профессионального уровня педагогов.
Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:
- участие в заседаниях МО учителей начальных классов, семинарах муниципального уровня, конференциях, в работе МО (жюри предметных олимпиад, научно-практической конференции «Я-исследователь»);
- взаимопосещение уроков;
- работа над индивидуальной методической темой;
- изучение опыта работы лучших учителей школы
В целях совершенствования, обогащения профессиональных знаний, изучения достижений современной науки, актуального и новаторского опыта учителя начальных классов своевременно прошли курсы повышения квалификации. Анализ прохождения курсов показал – в начальной школе нет учителей, которые не посетили курсы повышения квалификации по введению ФГОС.
Большую роль в педагогической практике учителей играет работа по темам самообразования, которые изучают педагоги, накапливая различный материал, реализуя его в практической деятельности. У каждого учителя определена индивидуальная тема по самообразованию, которая анализируется через участие педагогов в работе МО учителей начальных классов, педсоветов, семинаров, творческих отчетах.
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения.
Школу, которая осуществляет свою деятельность по развивающему обучению, должна интересовать не только успеваемость, какой процент качества учащийся дает классу, всему учебному заведению, но и что чувствует ученик, о чем думает, как относится к себе и другим. Школа должна и пользовать такие средства для развития, которые не окажут негативного воздействия на здоровье детей. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Понятия здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.
Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников.
Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка. Задача учителя не только сохранить уровень физического и духовного здоровья, но укрепить его. Именно поэтому очень важно использовать в образовательной деятельности здоровьесберегающие технологии, так как они предусматривают системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
3) разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.
Во всех кабинетах начальной школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния. Почти во всех кабинетах высота парт регулируется в соответствии с ростом учащихся. Проведена цветовая маркировка мебели.
В классах соблюдается воздушно-тепловой режим.
Все учителя начальных классов следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.
Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся всей начальной школы обязательно моют руки. В каждом классе с помощью родителей собрана аптечка первой медицинской помощи.
Большое значение имеет организация урока.
Учитель строит свой урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.
Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают:
соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих требований.
Использование "ступенчатого" режима обучения. В первом полугодии в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, 4- в нестандартной форме: урок-экскурсия, игра, театрализация, викторина, соревнование; в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45минут каждый. Обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Объем домашних заданий во 2-4 классах (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4классе - 2 часа.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности каждый учитель старался составить расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными днями.
Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока можно использовать методы эмоциональной зарядки: упражнение «Комплименты», игры «Подарок», «Вам сообщение» и др.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.
Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
В течение учебного года не менее трёх раз необходимо менять расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья.
Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.
Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
- Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать. Все физминутки можно разделить на такие группы:
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- упражнения для мобилизации внимания;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика.
В соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план введен третий час физической культуры, кабинеты начальной школы оснащены современным оборудованием: интерактивной доской и мультимедийным проектором.
Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения, в том числе технологии проектной деятельности, технологии проблемного обучения снижает тревожность и психологическое напряжение учащихся. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Использование игровых технологий, особенно в начальной школе, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Учителя начальной школы используют интерактивные формы обучения, во время которых проявляется 3 вида активности: познавательная, социальная и физическая. Интерактивные игры: «Карусель», «Ручеёк», «Школа разведки». Работа в парах постоянного и сменного состава, групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Такая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой, обеспечивает психологический комфорт.
В систему работы начальной школы включены внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди них можно выделить классные часы:
«Если хочешь быть здоров, закаляйся»,«Как сохранить зрение», «Полезные и вредные привычки»,«Режиму дня – мы друзья»,«Профилактика простудных заболеваний», «Где прячутся витамины»,«Личная гигиена» и др.;
Внеурочная деятельность.
Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.
Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.
Мной была разработана программа кружковой деятельности «Здоровейка» Цель программы – воспитание у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности, отбор, апробация и систематизация активных форм во внеурочной деятельности, направленных на сохранение здоровья.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах и перекрестках, расположенных вблизи школы).
-видео-уроки
- спортивно-оздоровительные занятия
- игровые программы
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.
Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:
- наличие или отсутствие отклонений в состоянии здоровья в дошкольном и школьном возрасте;
- уровень физической подготовленности;
- нервно – психическое развитие ребенка;
- уровень функционирования основных систем организма;
- степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
- адаптация к меняющимся внешним условиям;
- улучшение состояния здоровья.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности,
любознательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
- в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
- в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться
Педагоги, без участия врача, самостоятельно могут определить незначительные отклонения в состоянии здоровья ребенка. Если у него имеется хотя бы один из признаков, перечисленных ниже, то такого ребенка можно отнести к группе ослабленных.
1 – заболеваемость. Часто болеет (в течение года 4 и более заболеваний).
2 – зрение. Быстро утомляется зрение. При письме или чтении ребенок низко наклоняется над книгой (тетрадью), наклоняет голову влево (вправо), старается смотреть одним глазом, часто трет глаза, прищуривается, плохо видит написанное на доске.
3 – осанка. Привычка стоять (сидеть), наклонившись влево (вправо), стоять и ходить на полусогнутых ногах. При длительном стоянии старается опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед. Плечи опущены вперед, спина горбится.
4 – стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах, иногда в спине, пояснице. Во время игры часто останавливается, старается сесть, долго не может стоять. При беге и прыжках неестественно раскачивается, «косолапит».
5 – двигательная подготовленность. После выполнения даже самой легкой работы в течение 3 – 5 минут устает, резко снижает скорость движения, при беге переходит на шаг, во время подвижных игр устраняется от игры и отходит в сторону.
6 – эмоциональность (повышенная или пониженная). Часто и без видимой причины раздражается. Внезапно возникает беспричинный смех или слезы, не может «усидеть на месте» или, наоборот, впадает «в спячку» и подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку.
7 – отклонения в длине (росте) или весе тела.
Знание выявленных критериев позволяет установить не только состояние здоровья детей, но и установить зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем физического здоровья.
Общая система здоровьесберегающей педагогики должна включать в себя:
- формирование основ культуры здоровья;
- здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса;
- оздоровительная работа в учебное и внеурочное время.
Для эффектного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни важную роль имеет повышение педагогического мастерства самого учителя. Через первоначальное осознание собственных проблем и особенностей, освоение на этой основе методов эффективного здоровьесберегающего педагогического взаимодействия с учащимися.
Если педагог своим собственным примером будет демонстрировать здоровый образ жизни и научит детей с самого раннего возраста ценить и беречь свое здоровье, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы во всех смыслах этого слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....