ПК 4.3. Технологии обучения.
методическая разработка по теме

Ермолина Мария Валерьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

На заседании МО начальных классов присутствовало 10 педагогов. К данному заседанию готовился 1 педагог для выступления перед остальными и коллективным обсуждением.

Тема заседания «Формирование учебной мотивации учеников начальных классов как ведущий фактор повышения качества обучения в рамках реализации ФГОС», актуальна в рамках учебного года.

Методическое объединение в ходе обсуждения поставило перед собой задачи:

  • Обеспечить качественное образование в условиях реализации нового стандарта.
  • В рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, изучить опыт учителей, работающих по новому стандарту.
  • Совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать качества знаний младших школьников.
  • Обновлять и совершенствовать знания в области преподаваемой дисциплины
  • Совершенствовать управление познавательной деятельностью учащихся на уроке до качественного усвоения программного материала всеми учащимися.
  • Анализировать уровень знаний учащихся по всем предметам учебного плана, изучать уровень воспитанности детей с дальнейшим поиском путей повышения эффективности УВП.
  • Собрать лучшие авторские разработки уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассные занятия, дидактические игры, тренажеры, тесты и другие цифровые методические ресурсы (ЦМР) для методической поддержки педагогов.

Методические формы работы для формирования повышения качества обучения учащихся:

- дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности;

- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

- внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру);

- творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам;

- проведение предметных олимпиад;

- использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);

- интеграция обучения (проведение интегрированных уроков):

- использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе.

Содержание МО полностью соответствовало его целям и достигнутым результатам.

На протяжении всего заседания, мне было интересно познавать новую информацию от докладчиков по теме заседания. Выводом заседания МО учителей начальных классов стало: создать сборник разноуровневых контрольно-измерительных материалов по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.

Из вышесказанного, я делаю следующий вывод: педагоги постоянно совершенствуют своё мастерство, проводятся дидактические игры, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Проводятся диагностические методики. Члены методического объединения принимают активное участие в методической работе. Каждый педагог проводит входные и итоговые контрольные работы. Составляет отчеты по предметам и по прохождению программного материала. Вместе с этим учителя проводят огромную работу по учету индивидуальных учебных достижений каждого ученика класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология продуктивного чтения Формирование типа правильной читательской деятельности

Слайд 2

Понятие Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Слайд 3

Цель технологии Формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника.

Слайд 4

Задачи технологии: формирование умения смыслового чтения и извлечения необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов; развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; формирование эстетического вкуса; овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

Слайд 5

Этапы работы с текстом Работа с текстом до чтения. Работа с текстом во время чтения. Работа с текстом после чтения.

Слайд 6

I этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чём этот текст (его направленность) по: названию; имени автора; иллюстрациям (перед текстом); выделенным слова; привлекая предшествующий читательский опыт. Результат: мотивирование к чтению.

Слайд 7

II этап. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. Задания: самостоятельно читать текст про себя с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания; читать в слух в режиме диалога с автором, комментированное чтение; видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (выход на подтекстовый смысл); прогнозировать ответы на эти вопросы; проверять свои прогнозы по ходу чтения; словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся по ходу чтения; беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

Слайд 8

III этап. Работа с текстом после прочтения Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. 1 . Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. 2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Слайд 9

Задания: осмысление содержания (рассказ о герое, событии, выборочный или краткий пересказ, составление плана); эмоциональная сфера (выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства); сфера воображения (творческий пересказ, иллюстрирование, изготовление карт, схем, чтение по ролям, инсценирование).

Слайд 10

Вывод Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательным учреждением в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока литературного чтения

(Технология продуктивного чтения)

Тема: «Н.Носов «На горке»

Класс: 2

Цели: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения.

Этапы, методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Работа с текстом ДО прочтения

Постановка учебной задачи

Словесный: анализ заголовка и иллюстрации к тексту

3 мин

- А помогут нам герои произведения Николая Николаевича Носова «На горке».

Тема урока записывается на доске.

- Предположите, кто может совершить ошибки, какие ошибки.

Все варианты записать на доске.

Возможные варианты:

        КТО СОВЕРШАЕТ ОШИБКИ?                  КАКИЕ ОШИБКИ?

дети                           обидели товарища

дети                           обидели младших

дети                           нарушили правила техники безопасности

и т.д.

- Кто-нибудь уже догадался, что сегодня мы с вами будем изучать?

- Какую цель мы поставим? (Проверить наши предположения)

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

- записывать варианты на доске;

- оценивать свои предположения;

- определять тему и цель урока.

П.: - определять тему и цель урока.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

К.: - общаться и взаимодействовать; участвовать в дискуссии  и уметь аргументировать свои позиции.

Работа с текстом ВО ВРЕМЯ чтения

Решение частных задач

Практический: чтение произведения

25 мин

Первичное чтение

- Откройте ваши учебники на странице  119.

Понравилось произведение?

- Кто понравился? (Например, ребята)

- Что именно понравилось в ребятах? (Они трудолюбивые, дружные…)

- А все ли ребята были такие? (Нет)

- Кого вы имеете ввиду? (Котьку)

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? (Хитрый)

- А в конце рассказа Котька изменился? (Да)

- Кто ему помог измениться? (ребята)

- открывать учебники;

- внимательно следить за чтением учителя;

- слушать учителя;

- отвечать на вопросы, заданные учителем;

П.: - работать с учебным текстом, выделять информацию, заданную аспектом.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

П.: - определять жанр, доказывать свои доводы.

Работа с текстом ПОСЛЕ чтения

Первичное закрепление

10 мин

Выявление первичного восприятия

1. Смысловая беседа по тексту

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

-Так кто же совершил ошибку? (Котька)

-Какую ошибку он совершил? (испортил горку)

-Исправил он свою ошибку?

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

 Котька отвязал коньки и взял лопату.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

- А вы бы смогли признать свою ошибку?

- Чему учит это произведение? (….)

- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока («Умел ошибиться – умей и исправиться»).

- Как вы думаете, в этих словах заключена главная мысль произведения?

2. Творческое задание

2.1. Составить план (фронтальная работа).

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Посмотрите на них и сейчас у вас есть к данному рассказу на столе карточки. Работаем в парах.

На этих карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив карандашом.

Примерный план ( перевернуть  потом на доске):

1.Строительство горки ребятами. (прочитать…)

2. Хитрец на скользкой горке.      (прочитать…)

3. Котька посыпает горку песком.  (прочитать…)

4. Ребята заставили товарища работать.  (прочитать…)

5.Котьке понравилось трудиться. (прочитать…)

- отвечать на вопросы, заданные учителем;

- работать с текстом;

- беседовать с учителем;

- называть главную мысль рассказа;

- выполнять творческое задание.

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу.

Л.: - выражать положительное отношение к процессу познания.

П.: - анализировать произведения, и строить доводы на основе прочитанного.

П.: - определять основную тему и мысль произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ОБУЧЕНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Слайд 2

Игровая технология это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Слайд 3

Целью игровых технологий является решение ряда задач: дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.); воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.); социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Слайд 4

Функции технологии: развлекательная; коммуникативная; самореализации; игротерапевтическая; диагностическая; коррекционная; социализация.

Слайд 5

Структурные единицы игры Сюжет, отношения внутри Правила игры Роль

Слайд 6

Классификация по виду деятельности; по игровой среде; по характеру игровой методики; по характеру педагогического процесса.

Слайд 7

Вывод Игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, предопределённую содержательностью отобранного материала, что позволяет решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.



Предварительный просмотр:

Фрагмент урока русского языка

(Игровая технология)

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

Класс: 3

Цели: обобщить знания учащихся по разделу «Поэтическая тетрадь №1»

Этапы урока. Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

- организация рабочего места;

- актуализация знаний;

- мотивация;

4 мин.

- Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь.

Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний.

«Ты только вдумайся, только всмотрись-

Откроется самая главная мысль.»

– Ребята, что напомнили вам эти строки?
Что такое поэзия? Каких поэтов вы знаете?


Назовите названия произведений, с которыми вы познакомились на прошлых уроках. Какое произведение запомнилось вам больше всего и почему?
Хорошо, следуем дальше.

- приветствовать учителя;

- отвечать на задаваемые учителем вопросы по пройденному материалу;

- аргументировать свой ответ;

Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные ориентиры с поставленной задачей

II.Постановка учебной задачи и её решение

 Словесный:

- подводящий диалог;

- целеполагание;

Наглядный:

- работа с презентацией;

Словесный:

- беседа;

Наглядный:

- работа с презентацией, определение авторов;

Словесный:

- беседа;

5 мин.

- Ребята, о произведениях из какого раздела мы с вами сейчас говорили?
- А кто уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ребята, мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. И сегодня мы подведём итог по изученному разделу «Поэтическая тетрадь №1»

- Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №1».

- А какую цель мы поставим? (Закрепить полученные знания). Верно.

Сегодня мы совершим небольшое путешествие по станциям в «Поэтический уголок», проверим ваши знания по изученной теме. На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Итак, я предлагаю вам сегодня: 

  • вспомнить (все самое главное)
  • применить (свои знания)
  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

- Усаживайтесь поудобнее. И так, в путь!

1.Станция «Выбирай-ка» (слайд №2)

Вам нужно выбрать тех авторов, творчество которых мы не изучали в этом разделе. На экране – портреты поэтов (см. ресурсный материал) и боксы с фамилиями и именами писателей.

– От каждого ряда выходит представитель, но он может советоваться с товарищами.
1. И.С. Никитин 2. Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) 3. А.С. Пушкин 4. Ф.И. Тютчев 5. Сергей Александрович Есенин,

6. Е.И. Чарушин 7. И.Ф. Анненский 8. А.П. Чехов 9. М.Ю. Лермонтов 10. А.А. Блок

2.Станция «Узнавай-ка» (слайд №4)

Соотнесите фамилию автора, портрет и факт из биографии (Ученик рассказывает краткий фрагмент биографии. Дети отвечают.

На доске появляются портреты и карточки с фамилиями и именами, после правильного определения автора, учащимся предлагается выразительно прочитать стихотворение данного представителя.

А.А. Блок

С.А. Есенин

Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг)

- И так, вы узнали писателей, молодцы, а сейчас отправимся дальше.

3.Станция «Называй-ка»

А теперь давайте соотнесём автора и его произведение

Давайте немного отдохнём и сделаем физминутку

- формулировать тему и цели урока

- внимательно слушать учителя;

- воспринимать информацию на слух

- находить лишнее из списка

- вспоминать сведения об авторах

- выразительно читать стихотворения

- соотносить авторов с произведениями

Р.: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Р.: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Р.: - осмысляют учебный материал

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

К.: - участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

III. Динамическая пауза

1 мин.

Видеофрагмент

- повторять движения за учителем

IV. Первичный анализ

Словесный.: слово учителя, ответы на вопросы.

Наглядный:

- работа с презентацией;

Словесный:

- беседа;

Наглядный:

- работа с презентацией;

Практический: работа с учебником; нахождение строк в стихотворениях;

Словесный:

- беседа;

Словесный: выразительное чтение.

Практический: разукрашивание

25 мин.

Продолжим наше путешествие по поэтическому уголку?
- Хорошо и следующая станция -

4. Станция «Называй-ка».

Демонстрирует рисунки.

– Путешествие продолжается. Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому стихотворению они относятся.

5. Станция «Поправляй-ка».

На карточках записан текст стихотворения и слова-рифмы.

– Восстановите текст стихотворения Сергея Есенина по рифмам: обдает – поет, корней – ручей, по коре – в серебре, душистая – золотистая, расцвела – завила.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

6. Станция «Угадай-ка»

– Определите, из какого стихотворения эти строки. Найдите произведение в учебнике и выразительно прочитайте четверостишие, в котором они находятся.

«Бегают смеются, лепят снежный дом» А.А. Блок «Ветхая избушка»

«Бегают смеются,

лепят снежный дом

Звонко раздаются
Голоса кругом…»

«Ближе, ну ещё немножко… Фурх! Удрал… Какой нахал!» Саша Чёрный «Воробей»
«Ближе, ну ещё немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зёрна, съел все крошки

И спасибо не сказал»

«И зелёный свет лампадки, светит в очи ей…» А.А. Блок «Сны»

«Спит в хрустальной, спит в кроватке

Долгих сто ночей

И зелёный свет лампадки,

Светит в очи ей…»

Мы завершаем наше путешествие. Обратите внимание на выставку книг. Прочитав их, вы сможете познакомиться с новыми произведениями Сергея Есенина.

– Стихи Сергея Есенина наполнены удивительными красками. Вчитаемся в стихотворения, определим их цветовую гамму. Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет «раскрашен» в любимый Есениным цвет.

У каждой группы в конверте лежит карточка в виде лепестка ромашки, на которой записан отрывок из стихотворения С. Есенина

– Прочитайте отрывок стихотворения и «раскрасьте» свою ромашку в тот цвет, который использует поэт.

В процессе выполнения учащимися работы собирает ромашку: крепит на доску лепестки соответствующих цветов – белого, голубого, синего, зеленого, красного, желтого, серого.

Карточка 1. «Белая береза под моим окном…»

Карточка 2. «Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…»

Карточка 3. «Синий плат небес…»

«Стелется синею рясою

С поля ночной холодок…»

«Только синь сосет глаза…»

Карточка 4. «Шелестят зеленые сережки…»

Карточка 5. «Подымалась красна зорюшка…»

«Огоньки – лучи багровые…»

«В пруду лебедем красным

Плавает тихий закат…»

Карточка 6. «Ветки золотистые,

Что кудри, завила…»

«Золотою лягушкой луна…»

«Задремали звезды золотые…»

Карточка 7. «И горят серебряные росы…»

«Бежит, струится маленький

Серебряный ручей…»

– Посмотрите, как разнообразна цветовая гамма стихов С. Есенина. Мир природы становится более насыщенным. Такой прием в литературе называется цветопись.

- строить предположения, рассуждать;

- читать произведение

- подбирать правильную рифму

- работать с учебником; находить «потерянные» строки в стихотворениях

- рассматривать выставку книг

- выразительно читать отрывки стихотворений

- разукрашивать лепестки в соответствующие цвета

П.: - поиск и выделение информации.

К.: - строят речевое высказывание

К.: - участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П.: - поиск и выделение информации.

П: дополнять и расширять знания.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

П: извлекать необходимую информацию из собственного опыта;

П.: - осмысленно читают текст

V.Рефлексия

Словесный:

Устная рефлексия

5 мин.

 - Вот мы и закончили наше путешествие.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы поработали, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Урок мне понравился/не понравился. Почему?

2. На уроке я узнал(а) ______

3. На уроке я работал(а) активно/неактивно, потому что..

Спасибо за урок, вы большие молодцы.

- отвечать на задаваемые учителем вопросы

- оценивать свою работу на уроке

Р.: - осуществляют итоговый контроль

П.: - рефлексия способов и условий действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....