ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Ситкина Анастасия Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

         

 

           Уроки  литературного  чтения способствуют  личностному  развитию ученика, дают возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности» и с учетом формирования УУД требуют от учителя большой подготовительной работы  к урокам.

          Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология   продуктивного чтения), разработанная профессором Н.Н. Светловской позволяет организовать деятельность обучающихся таким образом, что одновременно с формированием универсальных учебных действий формируется правильная читательская деятельность.

          Организация продуктивного чтения состоит из трех этапов:

          Целью первого этапа «Работа с текстом до чтения»,  является развитие умений предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам или создание проблемной ситуации.

Задача учителя: мотивировать на прочтение произведения.

          Главная цель второго этапа «Работа с текстом во время чтения» – освоение содержания, основной мысли текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

 Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

           Первичное чтение (самостоятельное чтение или комбинированное, выявление первичного восприятия с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с содержанием, эмоциональной окраски прочитанного текста)

           Перечитывание текста (повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов, анализ: комментированное чтение, диалог с автором через текст, беседа по прочитанному  произведению и т.д., постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части).

           Беседа по содержанию в целом  (обобщение прочитанного, обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, пересказ, словесное рисование).

           На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения» идет обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, формулирование  основной идеи текста. Задача учителя – обеспечить полноценное восприятие и понимание текста. На этом этапе используются обобщающие вопросы, творческие задания. 

            Работа с пословицами – один из приемов работы, позволяющих обобщить прочитанное. Детям дается задание выбрать одну из пословиц, которая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к произведению,  и  обосновать свой  выбор.

            На этом же этапе эффективным считается использование приема «Творческая работа», создание продукта нашей деятельности.

            Письменную  работу  по впечатлениям  можно проводить  после прочтения любого произведения.     Определяется осознание нравственного содержания отношений между героями, смысл собственных поступков. Этот вид деятельности развивает способность к лаконичному изложению мыслей, требует внимательного отношения к чувствам и размышлениям героя. Использование данных приемов  направлено на  обобщение полученной информации и выработки собственного отношения к изучаемому материалу,  именно на этом этапе урока появляется  возможность формировать навык аргументации своей точки зрения.

             При этом формируются предметные универсальные учебные действия:  умение производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умение читать свободно, бегло и выразительно вслух и «про себя», со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную тему.  Формируются метапредметные:  умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение проявлять инициативу и  самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности.

        Таким образом, технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, умения осознанно читать вслух и про себя, анализировать прочитанное, извлекать все виды текстовой информации: не только фактуальную (о чем сообщается), а концептуальную (основную идею),  подтекстовую (чтение «между строк»).

         Предлагаю вниманию фрагменты работы с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица» с использованием  технологии продуктивного чтения (презентация).

На 1 этапе «Работа с текстом до чтения» ребята делятся на группы, им  даются задания.

Первая группа по иллюстрации   пробует высказать свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

 Третья группа пытается предположить, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. 

На втором этапе «Работа с текстом во время чтения»:

1.Первичное (самостоятельное) чтение текста

-  Подтвердились ли наши предположения?

2.Перечитывание текста. «Диалог с автором»

        - Вопросы к автору.

Примерные задания:

-Что заставило Лисицу льстить Вороне?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны.

-Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает?

(вертит хвостом; на цыпочках подходит; говорит так сладко, чуть дыша; глаз не сводит; была такова)

 -Кому из главных героев подходят для описания  слова?  (неуклюжая, глупая, задумчивая, доверчивая, хитрая, расчётливая, коварная, плутовка, растяпа, простофиля) Обоснуйте свой ответ.

- Деление текста на части: завязка, кульминация, развязка, мораль.

Выборочное чтение частей произведения:

 «…бог послал кусочек сыру»

«…сырный дух Лису остановил»

«Сыр выпал…»      «Уж сколько раз твердили миру…»   

На заключительном этапе урока  «Работа с текстом после чтения»:

- Проблемный вопрос ко всему тексту.

 «Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

- Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам»

                                                                   «На языке медок, а на сердце - ледок»

                                                                   «У лести нет чести»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения  с использованием технологии продуктивного чтения 3 класс

Тема: Басни. Иван Андреевич Крылов «Ворона и Лисица»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1этап 

Работа с текстом до чтения.

Организует прогнозирование содержания произведения.

Первая группа по иллюстрации   высказывает  свои предположения о том, что может произойти в тексте? 

Вторая группа, используя ключевые слова  (Ворона, Лисица, сыр, ель), высказывает  свое предположение о происходящих событиях.

Третья группа высказывает  предположения, о чем пойдет речь в рассказе по его названию и автору. 

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, ключевых слов, использовать

читательский опыт.

Коммуникативные:

умение работать в группе, слушать и понимать речь других; умение строить устное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом произведения.

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; 

2 этап

Работа с текстом во время чтения

1.Самостоятельное чтение текста.

2.Перечитывание текста. «Диалог с автором»

 - Вопросы к автору.

Организует самостоятельное чтение произведения.

Организует  анализ произведения.

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Что заставило Лисицу льстить Вороне?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует автор для описания действий Вороны.

-Вспомните последовательность действий, совершаемых Лисицей? С какой целью она это делает?

- Кому из главных героев подходят для описания  слова?  

-Почему автор называет Лису плутовкой?

Предлагает разделить

текст на части: завязка, кульминация, развязка, мораль;

 составить план текста словами из басни.

 

 Самостоятельно читают текст.

Перечитывают текст, находят ответы на поставленные вопросы, выборочно перечитывают текст, отвечают на вопросы.

Делят текст на части, подбирают заголовки к частям. Описывают персонажей произведения.

Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение понимать точку зрения автора,  самостоятельно использовать различные виды чтения. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, высказывать свою точку зрения. Умение выразительно читать, пересказывать текст.

Регулятивные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план),

находить ответы на вопросы в тексте.

3 этап

 Работа с текстом после чтения

- Проблемный вопрос ко всему тексту.

Помогает выявить концептуальную идею, мораль басни.

-Что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»

- Какие из пословиц подходят к басне: «Верь своим очам, а не чужим речам»

                                                            «На языке медок, а на сердце - ледок»

                                                               «У лести нет чести»

 

-Что высмеивают, обличают басни Крылова? (кого называют «вороной», «лисичкой»)

Выказывают отношение к героям произведения, к их поступкам. Работают с пословицами, обобщают, делают выводы.

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 

Познавательные: умение выявлять сущность, особенности произведения.

Метапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, умение ориентироваться в нравственном содержании произведения.



Предварительный просмотр:

 Технология проблемно - диалогического обучения

Тема: «Правописание безударных гласных»

Цели: 

  1.  Познакомить с правописанием некоторых приставок; упражнять в написании разных приставок;
  2. Стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы
  3.  Развивать познавательные, поисковые и коммуникативные навыки, самоконтроль учащихся, умение работать в парах.
  4. Воспитывать интерес к предмету, русскому языку.

Оборудование: карточки (снежки) для парной работы, слова на доску, маркеры,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Постановка проблемы.

  • Возникновение проблемное ситуации

-практическое задание на новый материал

      Побуждающий диалог

      -осознание противоречия

       -подводящий к теме диалог

  • Формулирование проблемы (выход на тему урока)

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите за окном, как в волшебной сказке. Сразу хочется вспомнить строки Александра Сергеевича Пушкина

Вот   север,  тучи   нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А.С.Пушкин (отрывок из романа Евгений Онегин)

Проказница зима пошалила немного в нашем классе. Поиграла в снежки и слова на доске залепила снежками. Как мы узнаем, что же это за слова. Предлагаю дети вам мне помочь.

Два ученика будут работать на доске, а остальные в паре как вы сидите. Помните правила работы в группе. Работать дружно

1.Быть внимательными друг к другу, вежливыми, не выкрикивать, сохранять тайну ответа.

2.Вовремя оказывать помощь

3.Вводить правило совместной работы

Кто будет готов, поднимает розовую капельку.

Вопросы:

1)Прочитать слова, вставить  пропущенные буквы, поставить ударение!!! и  подчеркнуть безударные гласные.

Д..л..тел, п..д..рили,  з..н..сил, н..п..сал, н..г..ворили,..тб..жал,п..пл..сали,..см..трели,пр..к..тили,

п..ж..лтел.

Что же получилось? Задание было одно. А как оно выполнено?

Если согласны-зеленая капелька, нет-желтая. Почему!

2)В каких частях слова находятся эти буквы? Обозначьте эти части слова.

3)Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?

4).Можно ли проверить написание буквы безударного гласного в приставке с помощью уже известного нам правила?

Кто догадался, какая  тема урока!

Не все слова можно проверить подбирая к ним проверочные слова.

Сформулируйте  основную тему урока.

-Правописание  безударных гласных в приставках

Дети слушают стихотворение.

Читает ученик.

Групповая (парная) работа по карточкам.

Читают слова, вставляют пропущенные буквы. Подчеркивают безударные гласные.

На доске  появляются слова:

Далител,падарил,зоносил,напесал,

нагаварил,атбижал ,поплисал,о

сматрели,пракатили,пажелтел.

Один-два  ученик работает у доски другие в группах

У детей разные варианта ответов.

Разные мнения вызывают

реакцию удивления

-возникновение проблемной ситуации

Фронтальная работа.

Ответы на вопросы учителя.

Не все слова можно проверить подбирая к ним проверочные слова

-осознание противоречия



Предварительный просмотр:

Название технологии

Тема

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующими приёмами

«Как двигается человек?»

Задумайтесь над высказыванием известного древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля: «Жизнь требует движения».

Представьте себе, если движение в городе остановить на 5 минут. На что он будет похож?

А чтобы мир не останавливался, что нужно сделать?

Правильно! Тема нашего урока посвящена опорно-двигательному аппарату, при помощи которого человек двигается. Откройте учебники на стр. 16 и прочитайте, как звучит наша тема в учебнике.

Мы всегда должны двигаться.

Каждый шаг - продляет нашу жизнь.

На фотографию, которую запечатлели в какой-то момент.

Двигаться.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог.

«Как двигается человек?»

Встаньте, пожалуйста, те…

-у кого сегодня хорошее настроение!

-кто является старшим ребёнком  в семье.

-кто любит животных!

-кто любит играть!

Что мы сейчас с вами делали?

А какая система, или какие системы органов позволяют нам это делать?

Поднимите руку те, кто предполагает, что человек двигается только с помощью скелета; с помощью мышц; с помощью скелета и мышц?

Исходя из этого, определите тему урока.

Двигались.

Опорно-двигательная система.

Как движется человек?

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

«Как двигается человек?»

Предлагаю вам, ребята, немножко размяться: побежали, похлопали  в ладоши и заняли свои места.

Что мы с вами только что делали?

Одним словом?

Мозговой штурм.

Ребята, какие ассоциации(представления, воображения) возникают у вас при слове «опорно-двигательная» система?

На столе лежат листочки. Распределитесь в группы по 5 человек. Напишите и зарисуйте ваши представления. Обсудите в группе, что у вас получилось.

Выступает по одному человеку из группы(2 группы спросить).

Как человек двигается? С помощью чего?

Мнения ваши расходятся. Возникает противоречие.

Другими словами: «У нас появилась проблема, сформулируйте её».

Ну что же, будем открывать знания вместе и узнаем в конце урока, кто же был прав?!

Бегали.

Двигались.

Какая-либо опора, движущий механизм.

С помощью костей.

Мышц. Костей + мышц.

Как человек двигается?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемно-диалогического обучения

Слайд 2

Технология – это системная совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Слайд 3

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слайд 4

Проблемно-диалогическое обучени е – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога

Слайд 5

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? -Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Приемы создания проблемной ситуации

Слайд 6

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие умственных способностей ( возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации) самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения) креативного мышления (самостоятельное применение знаний , способов действий, поиск нестандартных решений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....