ПК 4.3. Технологии обучения
материал по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.49 КБ |
![]() | 234.5 КБ |
![]() | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов
Подготовка к заседанию происходила на высоком уровне заместителем директора. Целесообразность повестки заседания МО актуальна на сегодняшний день. Цель заседания - совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных
учебных действий в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс
современных образовательных технологий. В начале МО выступает учитель русского языка Шакаева Р.Х. с отчетом о работе методического объединения на сегодняшний день. Далее выступает заместитель директора по вопросу о дальнейшей работе методического объединения. После были утверждены темы по саморазвитию и затем познакомились с новыми правилами внутришкольного контроля, так как в этом учебном году произошли инциденты (ответственный был Хаиров Э.Ш.). В конце был «Круглый» стол среди учителей начальных классов. На методическом объединении присутствовали как администрация с руководителями, так и педагоги. Администрация утвердила вопросы по саморазвитию и курсов учителей. Педагоги рассказывали свой доклад. Содержание заседания методического объединения в полной мере соответствует теме заседания (саморазвитие) и достигла нужного результата. Заседание методического объединения длилось 1 урок (40 минут). Больше всего мне понравился момент, когда вопросы пошли о саморазвитии, так как вопросы оказались актуальны на сегодняшний день. Слушали все учителя, как начальных классов, так и учителя-предметники. В итоге заседания методического объединения цель была достигнута.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Цели игры: Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Цели игры: Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. В игре проявляется вся личность. Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Игра подразделяется по игровой методике следующим образом: Предметная. Сюжетная. Ролевая. Деловая. Имитационная.
Ролевая игра Это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проигрывания» жизненной ситуации или профессиональной ситуации
Сценарий ролевой игры сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять «как слово наше отзовется», и при желании апробировать иную стратегию поведения.
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествляет с ней и помогает обучающемуся: Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях. Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнеров по общению. Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных ситуациях.
Организация учебного процесса на основе ролевой игры I этап - сценарий ролевой игры; II этап - проведение игры как таковой; III этап - подведение итогов игры.
Сценарий ролевой игры Существуют различные модификации ролевых игр. Выбирая одну из них для сценария необходимо ориентироваться на ряд факторов.
Основные факторы: конкретные дидактические цели занятия в предметно – содержательном и социально-психологическом аспекте; степень зрелости воспитанников и их готовность к подобной деятельности; временные ресурсы; уровень компетентности педагога и его опыт использования интерактивных методов обучения.
Проведение игры Педагог (создав игровую ситуацию) является нейтральным наблюдателем; в ходе игры происходит «проживание» участниками проблемной ситуации в ее игровом воплощении; цель – достичь компромисса, не жертвуя основными принципами; для повышения эффективности метода ролевой игры возможно использование видеотехники.
Характеристики ролевой игры Наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему; Наличие ролей. Различие целей участников игры, исполняющих разные роли. Взаимодействие ролей. Наличие общей цели у всего игрового коллектива.
Способы распределения ролей Возможны два варианта: 1)Роли распределяются между некоторыми слушателями, а остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями. 2)Слушатели разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа коллективно берет на себя роль отдельного лица – участника ситуации.
Подведение итогов игры Начинать желательно с вербализации участниками игры своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры; Далее идет анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь»в их адрес от других членов группы.
Подведение итогов игры Завершается обсуждение сопоставлением проигранной ситуации с реальными событиями, поиском аналогий из жизни . Одним из результатов обсуждения может быть внесение поправок и изменений в игру, участники также могут предложить повторное проведение игры, чтобы прожить ситуацию в другой роли или испытать другую стратегию поведения.
Роль наблюдателя очень важна, он не только внимательно следит за развитием ситуации и сопереживает происходящему. Он учится видеть чужие промахи и успехи, замечает чужие проблемы, наблюдатели делают первый шаг на пути к признанию своего несовершенства. Наблюдательный лист составляется педагогом, в нем содержится перечень критериев, которые для удобства заполнения сведены в таблицу.
Главным итогом ролевой игры можно считать желание участников воплотить полученный опыт в жизнь и их веру в успех.
Деловые игры Это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. Такая игра строится на моделировании объекта управления, но для принятия решений в ней обязательно должны быть роли. Как должностные, так и игровые, игровое проектирование решений и взаимодействие участников.
Деловые игры можно использовать для создания управленческих и коммуникативных обучающих моделей, способствующих лучшему пониманию интерактивных (сотрудничество) и персептивных (восприятие и понимание) механизмов взаимодействия и коллективного принятия решений , развивающих аналитический, диагностический и прогностический потенциал обучаемых.
Виды деловых игр В зависимости от целевой направленности могут быть: производственные – ставят целью принятие решений по проблемам производства, оказание помощи предприятию, организации или учреждению по переходу на новый хозяйственный механизм, разработку стратегий выживания в условиях стагнации, нерентабельности или конкурентной борьбы;
Виды деловых игр исследовательские – связаны с разработкой новых концепций, испытанием проблем и решений гипотетического характера, прогнозированием последствий и потенциальных проблем при внедрении нововведений; квалификационные или аттестационные – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов, принятия решений по вопросам подбора или увольнения, придвижения, оценки и аттестации кадров, управления компетентностью персонала предприятия; дидактические – развивают репродуктивное и творческое педагогическое и психологическое мышление, адаптационные свойства и способности, профессиональные и коммуникативные знания, умения и навыки.
Признаки деловой игры по целенаправленности- учебная, исследовательская, экспериментальная, проектировочная, производственная, универсальная; по форме взаимодействия участников – игра с взаимодействием (установление контакта с помощью различных видов связи является обязательным элементом), без взаимодействия (решения одной группы не влияют на результаты и поведение другой);
Признаки деловой игры по динамике моделируемых ситуаций – саморазвивающаяся, с регламентированным временем; с произвольным (зависящим от решения задач) регламентом; по способам обработки и передачи информации – ручная и с использованием обычных технологий тех.средств оргтехники;
Признаки деловой игры по скорости игрового времени- с реальным масштабом времени, в условно ускоренном времени, в условно замедленном времени, в произвольном масштабе времени; по типу коммуникации – с использованием устной, письменной, визуальной, формальной, неформальной, межличностной, межгрупповой коммуникации; по конечному продукту игры – с материализованным конечным продуктом или с абстрактным результатом.
Характеристики деловой игры Моделирование процесса деятельности по выработке управленческих решений. Распределение ролей между участниками игры. Наличие общей цели у всего игрового коллектива. Коллективная выработка решений участниками игры. Реализация цепочки решений в игровом процессе. Многоальтернативность решений. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Преимущества деловых игр Повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх. Обучаемые получают и усваивают большее количество информации, основанной на конкретных примерах, что способствует приобретению участниками игры навыков принятия конструктивных решений. Участие в деловых играх развивает аналитическое, экономическое и психологическое мышление обучаемых.
Преимущества деловых игр Изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний. Растет самооценка обучаемых, а для тех у кого она была завышена – становиться более объективной. Накопленный в деловых играх опыт помогает более правильно оценивать возможные реальные ситуации.
Подготовка к разработке и описанию деловой игры Источники деловой игры. Состав и количество участников игры. Регламент деловой игры. Сценарий деловой игры или ее блок-структура. Система оценивания результатов деловой игры. Вспомогательный материал. Организация пространственной среды.
Порядок проведения деловой игры Введение в игру. Разделение слушателей на группы. Погружение в игру. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы. Игровой процесс. Общая дискуссия . Подведение итогов игры. Рефлексия. «Выгружение из игры».
Предварительный просмотр:
Технология проблемной ситуации
«Правописание суффиксов –ик- и –ек-»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
У доски два ученика Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик. - Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? Учитель открывает образец с правильным написанием. - Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось? - Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы) - Значит, какая будет тема урока? Учитель записывает тему на доске | - У нас разное правописание суффиксов –ик- и –ек-. - Два. - Потому что мы не знаем эту орфограмму. - Правописание суффиксов –ин- и –ек-. |
Побуждающий диалог
Правила переноса слов
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Классная доска висит на стене. Можно сказать, что площадь классной доски меньше, чем площадь стены? - Ковер лежит на полу и полностью его закрывает. Площадь ковра и площадь пола ровна? - Площадь четырехугольника больше, чем площадь треугольника? - Как вы это определили? - Но сравнить площади круга и квадрата на глаз трудно. В таком случае используют другой способ, его называют способ наложения фигур. - Мы нашли два способа сравнивания площадей, способ наложения фигур и на глаз. - Теперь закончите текст. Круг весь поместился внутри квадрата. Значит, Площадь круга…, чем площадь квадрата, а площадь квадрата…, чем площадь круга. - Часто бывает, что способ наложения сравнивать площади фигур нельзя. - В этом случае можно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, и сравнить полученные числа. - Давайте посмотрим, как площадь можно сравнить по-другому. Какая еще бывает площадь? На слайде вы видите Красную площадь и треугольник. Как вы думаете, площадь треугольника и Красная площадь — это дно и тоже? - Верно. По площади Революции мы ходим, а математическая площадь – это часть, которая занимает место этот предмет. | - Да. - Да. - Да. - Это видно на глаз. Выполняют задание. - Красная площадь, площадь революции. - Нет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-99319-1635239558.jpg)
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-534903-1421585394.jpg)
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601479-1425123732.jpg)
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-877654-1511624198.jpg)
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....