ПК 4.3. Технологии обучения
учебно-методический материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология продуктивного чтения | 217.93 КБ |
Фрагмент урока с использованием технологии продуктивного чтения | 19.27 КБ |
Анализ заседания МО | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…»
Задача учителя – научить ребенка читать «правильно» , эффективно, продуктивно.
Технология продуктивного чтения – технология формирования типа правильной читательской деятельности - до чтения теста, -во время чтения текста, -после чтения текста.
Профессор Н. Н. Светловская : «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и ее преобразование – важнейшее умение.»
Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, ч еловека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления.» из общеобразовательной программы «Школа 2100»
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника -понимание информации, -поиск конкретной информации, -самоконтроль, -восстановление широкого контекста, -интерпретацию, -комментированное чтение.
Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения. 2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 3. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 4. Введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Этапы работы с текстом
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация , т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
Основные приемы технологии : Диалог с автором Комментированное чтение
Подготовка к уроку с использованием технологии продуктивного чтения 1. Выберите текст, который вы предложите ученикам (рассказ, абзац, статья, правило, таблица, схема и т. д.) 2. Прочитайте, выделите 3 уровня информации фактуальную , п одтекстовую, концептуальную 3. Определите роль данного текста на уроке 4. Определите стратегию во время работы с текстом.
Работа с текстом на уроке До чтения Составьте пословицу и объясните ее смысл (работа в группах) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Дети составляют пословицы: Доброе слово лечит, а злое калечит. Делай доброе дело, чтобы сердце пело. Задаем вопросы: Чему учат эти слова? (Добру) Сформулируйте тему урока (Добро и зло)
Ассоциативный куст Басня Олицетворение Небылица Крылов Жанр Аллегория Метафора Высмеивание Мораль
2 . Работа с текстом во время чтения Стратегия ВОП В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения О – предполагаемый ответ на возникший вопрос П – проверка своего предположения
Диалог с автором Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?) , они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался , споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно , и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду , пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.
Прихрамывая , они спускались к речке (путь явно был долгим и сложным) , и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи . (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений . (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один . (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.) Голос его звучал вяло , без всякого выражения . Он говорил равнодушно , и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду, пенившуюся по камням , ничего ему не ответил . (Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … – учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.) Комментированное чтение – выделяем ключевые слова, выделяем, комментируем их.
3. Работа с текстом после чтения Выполнение творческого задания Прием «Сравни» Сравни три произведения искусства об осени: Пьесу П.И.Чайковского «Октябрь» Картину И.И.Левитана «Золотая осень» Отрывок из стих. А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою золотую осень, запиши наблюдения. Синквейн к теме «Чтение» Чтение. Осознанное и глубокое. Помогает. Учит. Вразумляет. Жизнь без чтения бледна. Истина.
Формирование УУД До чтения Во время чтения После чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Викентий Вересаев «Братишка»
Этапы урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте. Начнем мы с вами работу с I этапа – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откроем учебники на с. 161. Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране. Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? Где мы можем найти значение этого слова? (Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.) Предположите, о чем будет текст? Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения. 2) Постановка целей урока. Какие задачи мы поставим себе на урок? Дальше мы переходим ко II этапу – Работа с текстом во время чтения. 1)Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? Прочитаем 1 часть рассказа. Как правило, это делает педагог или подготовленный ребенок. А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть. Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например: Где происходят события? Познакомились ли мы с героями? 2)Перечитывание текста, более осознанное. После чего следуют вопросы к автору, только теперь уже от детей. Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? Встретились ли слова, значение которых вам непонятно? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 2 часть. Что мы узнали нового о наших героях? Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. Прочитаем 3 часть рассказа. Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. Прочитайте 4 часть. Что произошло с младшим братом? Сразу ли он попил воды? Почему? Добился ли старший брат своего? Есть ли в этой части сложные слова, значение которых вам непонятно? Давайте объясним их значение. И следующим, очень важным этапом, является - III этап – Работа с текстом после чтения. 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? Ожидали ли вы такого развития действия? Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? После ответов детей можно перейти к вопросам в учебнике, направленных на формирование УУД. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зеленым). 1.Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? Что вы скажете о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка? Также к учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой ребята выполняют разные задания. (рабочая тетрадь - №4, определение главной мысли текста) 2.Как относится писатель к живой природе? Это были ваши предположения относительно позиции автора. А как вы относитесь к природе? 2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Учитывая, что этот писатель для детей новый, то мы знакомимся с ним после подробного анализа текста. Если писатель знаком, то учащиеся выдвигают свои предположения на 1 этапе не только по опорным словам, но и по портрету писателя, опираясь на особенности его творчества. 3) Работа с заглавием, иллюстрацией. Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. 4)Творческое задание. Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа. А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всем частям текста, рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм. Итог урока. С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Приведите примеры из жизни, когда приходилось столкнуться с ситуацией, когда вам или кому-то была необходима помощь. | Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился. Кадушка. В толковом словаре, спросить у учителя (Варианты детей) Познакомиться с текстом. Совпадут ли наши предположения относительно текста? 4 части. На даче, во дворе. 2 воробья. Что значит бок о бок? Для чего воробьи сюда прилетели? Бузина, пазухи. Воробьи хотели пить. Один подлетел к кадушке, а второй остался на ветке. Почему воробей, который хотел пить, не подлетел к кадушке? Подлетит ли брат или нет? Добился брат своего или не добился? Младший подлетел к кадушке и попил воды. Нет, испугался. Да, своим примером. Порхнул, трепыхая. Внимательный, заботливый, терпеливый, уверенный. Боязливый, нерешительный. И у птиц есть братская дружба и взаимопомощь. |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов.
Темой заседания МО являлось «Повышение качества преподавания в начальной школе через совершенствование педагогического мастерства учителя в рамках реализации ФГОС НОО».
Главная цель заседания: повышение качества преподавания в начальной школе с учётом основных принципов организации образовательного процесса в соответствии с требовании ФГОС НОО.
Задачи:
- Продолжать целенаправленную деятельность по дидактическому обеспечению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
- Совершенствовать существующие и внедрять современные технологии обучения и воспитания в образовательный процесс.
- Совершенствовать систему повышения профессиональной компетентности педагогов через самообразование.
В ходе заседания выступали:
- Дронова Л.А. с темой «Реализация ФГОС НОО средствами УМК «Школа России»;
- Новосёлова Г.А. с темой «Методика изучения синтетических видов искусств. Основы светской этики и православной культуры»;
- Аверьянова Н. Ю. с темой «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного характера управления в образовании (с использованием дистанционных образовательных технологий)».
Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами.
На заседании МО изучались методические письма, документы, оказывалась своевременная методическая помощь.
Тематика заседания отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседание было тщательно продумано и подготовлено. Выступления и выводы основывались на практических результатах.
Больше всего мне понравилось выступление Аверьяновой Н.Ю, т.к. эта тема актуальна для меня в силу темы диплома.
Таким образом, могу сказать, что заседание МО построено таким образом, чтобы удовлетворить запросы педагогов по интересующим проблемам, а так же для того, чтобы реализовать поставленные задачи в начале учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....