ПК 4.3. Технологии обучения
учебно-методический материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217.93 КБ |
![]() | 19.27 КБ |
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Люди, которые умеют хорошо читать, вносят вклад в создание процветающего, трудоспособного общества. В то же время они живут более насыщенной жизнью…»
Задача учителя – научить ребенка читать «правильно» , эффективно, продуктивно.
Технология продуктивного чтения – технология формирования типа правильной читательской деятельности - до чтения теста, -во время чтения текста, -после чтения текста.
Профессор Н. Н. Светловская : «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и ее преобразование – важнейшее умение.»
Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт «Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, ч еловека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления.» из общеобразовательной программы «Школа 2100»
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника -понимание информации, -поиск конкретной информации, -самоконтроль, -восстановление широкого контекста, -интерпретацию, -комментированное чтение.
Задачи: Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения. 2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. 3. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 4. Введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.
Этапы работы с текстом
Работа с текстом до чтения Цель этапа развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация , т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока) Приемы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.
Работа с текстом во время чтения Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации Приемы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов
Работа с текстом после чтения Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли Приемы работы постановка концептуального вопроса (почему?) повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям выполнение творческих заданий
Основные приемы технологии : Диалог с автором Комментированное чтение
Подготовка к уроку с использованием технологии продуктивного чтения 1. Выберите текст, который вы предложите ученикам (рассказ, абзац, статья, правило, таблица, схема и т. д.) 2. Прочитайте, выделите 3 уровня информации фактуальную , п одтекстовую, концептуальную 3. Определите роль данного текста на уроке 4. Определите стратегию во время работы с текстом.
Работа с текстом на уроке До чтения Составьте пословицу и объясните ее смысл (работа в группах) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. Дети составляют пословицы: Доброе слово лечит, а злое калечит. Делай доброе дело, чтобы сердце пело. Задаем вопросы: Чему учат эти слова? (Добру) Сформулируйте тему урока (Добро и зло)
Ассоциативный куст Басня Олицетворение Небылица Крылов Жанр Аллегория Метафора Высмеивание Мораль
2 . Работа с текстом во время чтения Стратегия ВОП В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения О – предполагаемый ответ на возникший вопрос П – проверка своего предположения
Диалог с автором Прихрамывая (Вопрос к автору – Почему? Что случилось?) , они спускались к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался , споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений. (Прогнозирование – Ради чего герои терпят долгие лишения?) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один. (Проверка своих предположений – у них кончились патроны, а запасы хранились в тайнике, к которому они так терпеливо стремились.) Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил равнодушно , и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду , пенившуюся по камням, ничего ему не ответил.
Прихрамывая , они спускались к речке (путь явно был долгим и сложным) , и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи . (Зашатался, споткнувшись – герой не просто оступился, очевидно, что его силы на пределе.) Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений . (Терпеливую покорность – герои покорились судьбе, но не потеряли надежду, ради чего-то они терпят долгие лишения.) Плечи их оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. – Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике, – сказал один . (Значит, патроны у них уже кончились и именно к тайнику с патронами они сейчас и стремятся.) Голос его звучал вяло , без всякого выражения . Он говорил равнодушно , и его спутник, только что ступивший в молочно-белую воду, пенившуюся по камням , ничего ему не ответил . (Почему именно так: вяло, равнодушно, ничего ему не ответил? Значит, силы героев уже … – учащиеся заканчивают ответ, начатый учителем.) Комментированное чтение – выделяем ключевые слова, выделяем, комментируем их.
3. Работа с текстом после чтения Выполнение творческого задания Прием «Сравни» Сравни три произведения искусства об осени: Пьесу П.И.Чайковского «Октябрь» Картину И.И.Левитана «Золотая осень» Отрывок из стих. А.С.Пушкина «Осень» Нарисуй свою золотую осень, запиши наблюдения. Синквейн к теме «Чтение» Чтение. Осознанное и глубокое. Помогает. Учит. Вразумляет. Жизнь без чтения бледна. Истина.
Формирование УУД До чтения Во время чтения После чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока; возрастносообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Викентий Вересаев «Братишка»
Этапы урока, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте. Начнем мы с вами работу с I этапа – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Откроем учебники на с. 161. Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране. Значение каких слов вам непонятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? Где мы можем найти значение этого слова? (Можно заранее приготовить презентацию с фотографиями и определением значения слов.) Предположите, о чем будет текст? Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения. 2) Постановка целей урока. Какие задачи мы поставим себе на урок? Дальше мы переходим ко II этапу – Работа с текстом во время чтения. 1)Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? Прочитаем 1 часть рассказа. Как правило, это делает педагог или подготовленный ребенок. А сейчас я попрошу Вас прочитать 1 часть. Дальше учитель задает уточняющие вопросы, например: Где происходят события? Познакомились ли мы с героями? 2)Перечитывание текста, более осознанное. После чего следуют вопросы к автору, только теперь уже от детей. Какие вопросы у вас возникли после чтения этой части? Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? Встретились ли слова, значение которых вам непонятно? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем 2 часть. Что мы узнали нового о наших героях? Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. Прочитаем 3 часть рассказа. Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. Прочитайте 4 часть. Что произошло с младшим братом? Сразу ли он попил воды? Почему? Добился ли старший брат своего? Есть ли в этой части сложные слова, значение которых вам непонятно? Давайте объясним их значение. И следующим, очень важным этапом, является - III этап – Работа с текстом после чтения. 1)Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? Ожидали ли вы такого развития действия? Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? После ответов детей можно перейти к вопросам в учебнике, направленных на формирование УУД. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зеленым). 1.Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них? Что вы скажете о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка? Также к учебнику прилагается рабочая тетрадь, в которой ребята выполняют разные задания. (рабочая тетрадь - №4, определение главной мысли текста) 2.Как относится писатель к живой природе? Это были ваши предположения относительно позиции автора. А как вы относитесь к природе? 2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, его портрет. Учитывая, что этот писатель для детей новый, то мы знакомимся с ним после подробного анализа текста. Если писатель знаком, то учащиеся выдвигают свои предположения на 1 этапе не только по опорным словам, но и по портрету писателя, опираясь на особенности его творчества. 3) Работа с заглавием, иллюстрацией. Почему автор выбрал такое заглавие к своему тексту? Можно ли как-нибудь по-другому озаглавить рассказ? Предложите свои заголовки. 4)Творческое задание. Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Художник изобразил только фрагмент из рассказа. А я предлагаю вам побывать в роли художников-мультипликаторов и попробовать создать диафильм по рассказу. Я предлагаю вам разбиться на группы, каждая команда нарисует 4 иллюстрации ко всем частям текста, рисунки можно подписать предложением из текста. Затем вы работы соедините, и у вас получится диафильм. Итог урока. С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? Приведите примеры из жизни, когда приходилось столкнуться с ситуацией, когда вам или кому-то была необходима помощь. | Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился. Кадушка. В толковом словаре, спросить у учителя (Варианты детей) Познакомиться с текстом. Совпадут ли наши предположения относительно текста? 4 части. На даче, во дворе. 2 воробья. Что значит бок о бок? Для чего воробьи сюда прилетели? Бузина, пазухи. Воробьи хотели пить. Один подлетел к кадушке, а второй остался на ветке. Почему воробей, который хотел пить, не подлетел к кадушке? Подлетит ли брат или нет? Добился брат своего или не добился? Младший подлетел к кадушке и попил воды. Нет, испугался. Да, своим примером. Порхнул, трепыхая. Внимательный, заботливый, терпеливый, уверенный. Боязливый, нерешительный. И у птиц есть братская дружба и взаимопомощь. |
Предварительный просмотр:
Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов.
Темой заседания МО являлось «Повышение качества преподавания в начальной школе через совершенствование педагогического мастерства учителя в рамках реализации ФГОС НОО».
Главная цель заседания: повышение качества преподавания в начальной школе с учётом основных принципов организации образовательного процесса в соответствии с требовании ФГОС НОО.
Задачи:
- Продолжать целенаправленную деятельность по дидактическому обеспечению образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
- Совершенствовать существующие и внедрять современные технологии обучения и воспитания в образовательный процесс.
- Совершенствовать систему повышения профессиональной компетентности педагогов через самообразование.
В ходе заседания выступали:
- Дронова Л.А. с темой «Реализация ФГОС НОО средствами УМК «Школа России»;
- Новосёлова Г.А. с темой «Методика изучения синтетических видов искусств. Основы светской этики и православной культуры»;
- Аверьянова Н. Ю. с темой «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного характера управления в образовании (с использованием дистанционных образовательных технологий)».
Учителя не только повышали свой профессиональный уровень, но и делились, обменивались приобретенным опытом со своими коллегами.
На заседании МО изучались методические письма, документы, оказывалась своевременная методическая помощь.
Тематика заседания отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседание было тщательно продумано и подготовлено. Выступления и выводы основывались на практических результатах.
Больше всего мне понравилось выступление Аверьяновой Н.Ю, т.к. эта тема актуальна для меня в силу темы диплома.
Таким образом, могу сказать, что заседание МО построено таким образом, чтобы удовлетворить запросы педагогов по интересующим проблемам, а так же для того, чтобы реализовать поставленные задачи в начале учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-99319-1635239558.jpg)
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-534903-1421585394.jpg)
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-601479-1425123732.jpg)
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-877654-1511624198.jpg)
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....