ПК 4.3.Технологии обучения
методическая разработка по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ заседания методического объединение учителей | 16.88 КБ |
Технология продуктивного чтения | 202.26 КБ |
Фрагмент технологии продуктивного чтения 2 класс | 51.5 КБ |
Технология скорочтения | 1.01 МБ |
Фрагмент "Технология скорочтения" 1 класс | 80 КБ |
Технология проблемного обучения | 549.5 КБ |
Фрагмент технология "Проблемного обучения" 1 класс | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседания МО учителей начальных классов
Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2017-2018 учебный год»
Присутствовали: 9
Отсутствовали: -
Повестка собрания:
1.Анализ работы м/о учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год.
2.Обсуждение и утверждение плана работы ШМО на новый учебный год, обмен мнениями по организации работы начальной школы и деятельности школьного м/о.
3.Рассмотрение и согласование рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности.
4.Корректировка и утверждение тем по самообразованию учителей.
5.Знакомство с нормативными документами, инструкциями по ведению школьной документации.
6. Планирование сроков проведения контрольных работ
7.Планирование открытых уроков, выступлений, докладов.
Слушали:
По первому вопросу выступила руководитель МО Меркушкина Л.А., которая познакомила учителей с анализом работы МО за 2016-2017 уч год.
По второму вопросу выступила руководитель МО Меркушкина Л.А., которая познакомила членов МО с планированием работы на 2017 - 2018 учебный год и темой:
Были названы задачи, поставленные на 2017 - 2018 учебный год:
1. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
2. Активизировать работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
3. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
4. Активно использовать здоровьесберегающие, информационно-компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических технологий и системе образования.
5. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса, а также плана школы родительского всеобуча на 2017-2018 учебный год.
6. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
7. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).
Заслушав и обсудив план работы на 2017 – 2018 учебный год, все члены методического объединения единогласно приняли предложенный план.
По третьему вопросу выступила Меркушкина.Л.А., которая предложила на рассмотрение и согласование, рабочие программы, программы внеурочной деятельности.
По четвёртому вопросу члены МО уточнили темы самообразования учителей.
По пятому и шестому вопросу выступила зам. директора по УВР Семенова Н.С. . Она ознакомила членов МО с инструктивно–методическими письмами Министерства образования Республики Крым на 2017-2018 уч. год. Вынесла на обсуждение составление графика контрольных работ (входная диагностика)
По седьмому вопросу учителей Салыкаеву Л.Р., Костина.С.В, Иванома М,С., Хаирова А.Э. Было вынесено на обсуждение проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий.
Решение:
В ходе заседания МО было принято утвердить план работы методического объединения на 2017- 2018 учебный год и организовать работу членов методического объединения на выполнение предложенных задач.
Утвердить рабочие и внеурочные программы.
Утвердить темы по самообразованию учителей.
Принять к сведению и продолжить работу в новом учебном году; принять во внимание данный график контрольных работ
Составить график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Технология продуктивного чтения
* формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать. Цель технологии:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. Задачи:
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. Задачи:
Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
Определяется смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста. Выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт. Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. I этап. Работа с текстом до чтения Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
1) Первичного чтения текста - самостоятельное чтение детьми или комбинированному чтению (на выбор учителя). 2) Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств. 3) Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. ( приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.) II этап. Работа с текстом во время чтения
4 ) Обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. 5) Выразительное чтение. II этап. Работа с текстом во время чтения
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Что такое диалог с автором?
находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:
После первичного чтения «про себя» задаю вопросы: - Что вас удивило? Что было самым интересным? При повторном чтении вслух – учитель ведёт диалог с автором. Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально.
Дети овладевают с помощью учителя. На первых этапах дети читают - учитель, как квалифицированный читатель- комментирует. Главное здесь, не переборщить, не превратить комментарий в развёрнутую беседу. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Приём комментированного чтения
Работа с текстом продолжается концептуальной (смысловой) беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию . Здесь же должно быть соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. (выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.) И вот тут авторы технологии предлагают знакомство с писателем. (по их мнению, рассказ о писателе после знакомства с текстом, позволяет ребёнку соотнести его с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.) III этап. Работа с текстом после чтения
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями- обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям. (-Какой именно фрагмент проиллюстрировал художник? Точен ли он в деталях?). Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). III этап. Работа с текстом после чтения
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)» . Они должны опираться на какую-либо сферу читательской деятельности. В читательскую деятельность ребенка включены четыре сферы: эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму . Творческих заданий для третьего этапа
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Вывод:
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения На уроке литературного чтения во 2 классе по теме: В.Вересаев «Братишка» (программа: Школа 2100) | ||||
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Постановка учебной задачи и ее решение. Словесный : беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. Первичное чтение. Ознакомление с текстом. Словесный : беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия. | 20 мин | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. - Для этого откройте учебник на стр. 161. Работа с текстом до чтения. - Прочитайте имя автора и название произведения. Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. - Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? - Прочитайте ключевые слова и словосочетания на экране. - Значение, каких слов вам не понятно? Как вы думаете, что обозначает это слово? - Где мы можем найти значение этого слова? - Предположите, о чем будет текст? - Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать все произведение, и мы увидим, насколько точны были ваши предположения. Работа с текстом во время чтения. - Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? - Прочитаем первую часть рассказа. Где происходят события? - Познакомились ли мы с героями? - Какие вопросы у вас возникли после чтения первой части? - Можем ли мы ответить на эти вопросы? А как бы вы на них ответили? Сделайте предположения? - Встретились ли вам слова, значение которых вам были непонятны? (обращение к словарю, или учитель объясняет значение слов) - Чтобы узнать, что же произошло дальше, прочитаем вторую часть. - Что мы узнали нового о наших героях? (что они были братьями и хотели пить.) - Какие вопросы у вас возникли к автору? Как бы вы ответили на них? - Это ваши предположения, а как автор решил, узнаем дальше. - Давайте прочитаем третью часть рассказа. - Получили ли мы ответы на ваши вопросы? Что конкретно узнали? (Да, получили. воробей боялся подлететь к кадушке с водой.) - Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? - Появились ли у вас новые вопросы? Давайте будем читать дальше и узнаем, чем закончилась эта история. - Прочитайте четвертую часть. Что произошло с младшим братом? -Сразу ли он попил воды? ( нет, он не сразу попил воды.) Почему? (Он боялся.) Добился ли старший брат своего? (брат добился своего, они попили и оба улетели.) - Есть ли у вас в этой части сложные слова, значение которых вам были непонятны? Давайте объясним их значение. Работа с текстом после чтения. - Давайте вернемся к тем предположениям, которые вы высказали в начале урока. Подтвердились ли они? - Ожидали ли вы такого развития действия? (нет, не ожидали) - Что вас удивило в рассказе? Что было самым интересным? - Чем привлекли писателя два обыкновенных воробья? (Они были красивыми с ярко – желтыми пазухами по краям клювов.) Почему он решил написать о них? - Что вы скажете о старшем воробье? Какой он? - А какой его братишка? Как относится писатель к живой природе? - Это были ваши предположения относительно позиции автора. - А как вы относитесь к природе? | Открывать учебники; Рассматривать иллюстрации; Кадушка, хотелось пить, ободряет, поглядывал на брата, неуверенно сел, напился; Читать все произведение; Читать первую часть рассказа; Отвечать на вопросы по тексту; Читать третью часть рассказа; Отвечать на вопросы по тексту; Читать четвертую часть рассказа; Объяснять значение слов; Строить речевое высказывание; Делать выводы. | К: участвовать в учебном диалоге; Анализировать, находить общее и различия, делать выводы; Р: устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те , кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту . В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения: 1) Изучение алфавитных названий букв Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным . 2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов; Неправильный подход при обучении: - М и А будет МА. - побуквенное чтение: М, А, М, А. - прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго : МММА – МММА; СССОК; РРРАК . Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей , которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования , поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.
Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определенные этапы Овладение звуко -буквенными обозначениями На начальном этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением . Послоговое чтение На этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развитие психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания. Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние общее психическое и физическое развитие. Высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи может стимулировать навык чтения. И наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
Артикуляционная гимнастика а) разминка вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям. б) упражнения для развития четкости произношения: Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш . Муха бьется в стекло: з-з-з-з . в) чтение чистоговорок шепотом и медленно: ра-ра-ра – начинается игра, ры-ры-ры – у нас в руках шары, ру-ру-ру – бью рукою по шару .
г) чтение тихо и умерено: арка арца арта арда арла арча арса аржа д) чтение громко и быстро: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь г ) чтение скороговорок, пословиц, поговорок Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит , перевыголовит . 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят. 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки. 10. В один, Клим, клин колоти.
ж) чтение согласных Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у]. После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Складывание слов из половинок Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию . Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .
Для развития скорости и гибкости используется упражнение Буксир” Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове . Многократное чтение Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд . Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе . Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Как помочь ребенку прийти к скорочтению ? Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.
Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях: Чтение перевернутого текста: Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать. Это упражнение способствует: Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв; Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов; Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.
Корректировка деформированных предложений Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная , крутая и длинная горка был
Восполнение пропусков букв в словах: Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками. Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения. Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
Тема: И. Токмакова Аля, Кляксич и буква «А»
Цели деятельности учителя:
- совершенствование умения читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; введение понятия «народная сказка», «литературная сказка»; по названию прогнозировать содержание произведения, делить текст на части и составлять картинный план произведения;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся определять отличительные особенности сказки; уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе с учителем; чётко произносить изученные звуки; освоить приём жужжащее чтение, находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения
Личностные:
- осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при сочинении историй о буквах.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: УМК «Школа России», Л.Ф. Климанова. Литературное чтение, презентация, раздаточный материал
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
2 | Мотивационный Практич.: устное задание. Практич: чтение чистоговрки и скороговорок | 5 мин. | Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку. «Почистим зубки» Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 2 «Забиваем гол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы надувались «мячики». Молодцы! Работа с рубрикой «Разноцветные страницы». Ребята, чтобы мы с вами научились читать бегло, без ошибок, выразительно, авторы учебника предлагают нам специальную рубрику, которая называется «Разноцветные страницы». Откройте с. 24 учебника, обратите внимание на оформление страницы. Что вы можете об этом сказать? Правильно, ребята, страница оформлена очень красочно, тексты размещены на фоне различных причудливых образов животных. Как вы думаете, зачем это сделали авторы? -Конечно, чтобы заинтересовать вас, чтобы вам было увлекательно читать эти произведения, чтобы чтение проходило с хорошим настроением. С данной рубрикой мы будем работать почти на каждом уроке. -Прочитайте задание, которое предлагают нам авторы к первому тексту. Как вы поняли это задание? -Теперь я буду читать, а вы следите за мной по тексту и читайте вполголоса. -Что же «потеряли» детишки в словах? (Звук [р].) А теперь давайте читать вместе со мной, хором, ускоряя темп чтения. (Приём «буксир»: школьники ускоряют темп чтения вслед за учителем.) -Ребята, обратите внимание, что стихотворный текст записан как-то необычно. Может, вы помните, как называется такая форма текста? (Диалог.) -А что значит — диалог? Как его нужно читать? (По ролям.) -Давайте попробуем. Я буду выполнять роль учительницы, а вы будете читать за детей. (Учитель показывает, какие строки будет читать он, а какие строки хором будут читать дети.) | Выполнять артикуляционные упражнения Читать чистоговорку и скороговорку | Р: принимать и сохранять уч. задачу К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; П: формулировать ответы и выводы К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
Конспект урока обучения грамоте
Тема: Б.В. Заходер «Два и три», В.Д. Берестов «Пёсья песня»
Цели деятельности учителя:
- ознакомление обучающихся с биографией Б.В. Заходера и В.Д. Берестова; произведениями «Два и три», «Пёсья песня»;
- формирование читательской самостоятельности
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с библиографическими сведениями В.Д. Берестова, Б.В. Заходера, произведениями «Два и три», «Пёсья песня»;
- расширят читательский опыт.
Личностные:
- сформируют навыки выразительного чтения; положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: УМК «Школа России», В.Г. Горецкий. Азбука, презентация, раздаточный материал
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный момент Словесн.: приветствие | 1 мин | Здравствуйте. Садитесь! -Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Приветствовать учителя Принимать учебную задачу урока | Л: воспринимать речь непосредственно обращенную к учащимся Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. К: слушать и понимать речь других |
2 | Мотивационный Практич.: устное задание. Практическое: проверка домашнего задания | 5 мин. | Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку. «Почистим зубки» Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5. 2 «Забиваем гол» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы надувались «мячики». Молодцы! Чистоговорка Оз-оз-оз — на клумбе много роз! Ез-ез-ез — кот на стол залез! Уз-уз-уз — везла машина груз. Зу-зу-зу — не гуляй в грозу!
Аз-аз-аз — в море водолаз. За-за-за — ест траву коза. Из-из-из — это не каприз! Зи-зи-зи — саночки вези! Юз-юз-юз — на реке есть шлюз. Зя-зя-зя — хныкать нам нельзя! - Сейчас вы будете работать в парах. И посмотрим какой ряд у нас справится быстрее всех! - У вас на партах лежат карточки, вам нужно быстро сложить карточки, так чтобы получились осмысленные слова. - Проверка слов Проверка домашнего задания -Какого автора изучили на прошлом уроке? (С.В. Михалков) - Какое задание делали дома?? (учили стихотворение) Проверка выученных стихотворений | Выполнять артикуляционные упражнения Читать чистоговорку Составлять слова | Р: принимать и сохранять уч. задачу К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; П: формулировать ответы и выводы К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…" Ф.М. Достоевский
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ - – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ: Проблемная ситуация Проблемный вопрос Проблемная задача Творческая задача Самостоятельная работа
УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ : Со стороны учащихся: новая тема («открытие» новых знаний); умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; умение определить область «незнания» в новой задаче; активная поисковая деятельность.
Со стороны учителя: умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.
В КАЧЕСТВЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ МОГУТ БЫТЬ: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности.
ПУТИ, КОТОРЫМИ УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ УЧЕНИКОВ К ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ : побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Работа в группах - взаимообучение групп. Работа в парах-парное взаимообучение. Самостоятельная поисковая работа (работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками) Подготовка выступлений учениками (отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание) Ученик вместо учителя Подготовка проблемных домашних заданий
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА Актуализация прежних знаний Создание проблемной ситуации Постановка учебной задачи Исследование проблемы «Открытие» новых знаний Первичное закрепление знаний Самостоятельная работа Рефлексия. Итог урока
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Тема: «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?»
Цели деятельности учителя: формирование представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
Планируемые результаты:
Предметные: - научатся сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца; наблюдать картину звездного неба, выстраивать рассуждения на заданную тему; выдвигать предположения и доказывать их.
Личностные: – продолжат развивать логику, мышление, коммуникативные возможности учащихся, умение сравнивать,
анализировать, оценивать, выбирать главное;
– продолжится формирование нравственных качеств, чувства сплочённости и коллективизма;
– проявят интерес к новому учебному материалу, способам решения задач.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: УМК «Школа России», Плешаков А.А., учебник «Окружающий мир» 1 класс 2 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал, материал для опытов
Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя, беседа Практический: работа в парах | 10 мин | -Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. А какой, давайте, прочитаем в учебнике на стр. 31. (Почему и зачем?) - Кто из вас часто задаёт такие вопросы? - С какой целью вы их задаёте? (Чтобы узнать новое). Сегодня как всегда с нами на уроке Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. - А в каком он сегодня костюме интересном ? Странно, почему он в таком костюме. Чтобы узнать, что мы будем изучать на уроке, вы должны выполнить задание Черепахи. У вас на столах лежит разрезная мозаика из геометрических фигур. Если эти фигуры правильно сложить вместе, то получится картинка, которая подскажет вам тему урока. (Работа в парах) - Какие картинки у вас получились? (солнце и звезды) - Вы догадались, о чем будем говорить сегодня? -Правильно мы узнаем, что такое Солнце, поговорим о звёздах и познакомимся с некоторыми созвездиями. - Когда мы можем увидеть солнце, а когда - звёзды? (солнце – днём, а звёзды – ночью) - А не хотелось бы вам узнать: почему так происходит? Тема нашего урока «Почему солнце светит днем, а звезды ночью. -Какие цели поставим на урок? | Работать в учебнике Выполнять задание Поддерживать учебный диалог Формулировать тему и цель урока | Л: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры
Очень трудно заинтересовать детей хореографией. Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...
Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.
В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения
Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию
Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию...
Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....