ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка по теме

Астанина Марина Николаевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемное обучение

Слайд 2

« Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.» М.Монтень

Слайд 3

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.

Слайд 4

Проблема задание, задача, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения проблемная ситуация в обучении спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.

Слайд 5

Причины эффективности большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу. знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и впредь при решении широкого класса других задач.

Слайд 6

Цели проблемного обучения 1 . Сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. 2. Достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию. 3. Сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся .

Слайд 7

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

Слайд 8

Принципы : связь предмета изучения с жизнью; принцип дифференциации при решении творческих задач; отбор художественного материала по различным видам искусства, обусловленный возрастными особенностями и возможностями учащихся; личностная значимость изучаемого и сделанного; активное включение обучающихся в изучение различных сторон традиционной культуры; учет и рассмотрение региональных особенностей, привычного детям природного окружения, национальных и народных художественных традиций, изучение истории родного края; принцип единства восприятия и созидания; развитие художественно-образного мышления. Творческое освоение ИКТ при решении художественных задач.

Слайд 9

Место проблемного обучения На любом предметном содержании На любом возрастном этапе

Слайд 10

Проблемность как принцип обучения Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия Компоненты проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Слайд 11

Правила создания проблемных ситуаций Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме. Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.

Слайд 12

Применение мотивирующих примеров

Слайд 13

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации :

Слайд 14

Достоинства и недостатки проблемного обучения Недостатки в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков. требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения. не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Достоинства обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. способствует формированию мотивации достижения успеха развивает мыслительные способности обучающихся

Слайд 15

Методы проблемного обучения Исследовательский метод Проблемного изложения Эвристическая беседа Основные этапы исследовательского процесса: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Отличие исследовательского метода: Учебная проблема не является новой истиной. Стимулы учащихся к проведению исследования отличны от стимулов, побуждающих ученого к исследованию. Учитель раскрывает перед учащимися путь исследования, поиска и открытия новых знаний, готовя их тем самым к самостоятельному поиску в дальнейшем. проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод - для применения исследовательского метода. Степень проблемности проявляется по-разному: цепочка вопросов, обращенных к опыту, знаниям, размышлениям учеников; «называние» темы , постановка проблемы, которую дети решают под руководством преподавателя, выдвигая гипотезу, формулируя возможные пути ее решения, совместно обсуждая ход и результаты решения, экспериментируя, подтверждая или опровергая выдвинутую гипотезу;



Предварительный просмотр:

Схема анализа заседания методического объединения учителей начальных классов

Подготовкой к данному заседанию являлось то, что руководитель школьного методического объединения, взял тему у администрации школы, затем познакомился сам с данной проблемой, подобрал материал, затем составил план данного педсовета. Деятельность МО учителей начальных классов строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Современные проблемы учебной мотивации на уроках». Целью данного МО является помощь в осознание учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения, как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности, а также смотивировать педагогов на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьника. В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

• обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся;

• обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях-«Мотивация ученика»;

Структура заседания МО: 1.Выступление руководителя МО;

2. обсуждение данной проблемы;

3. текущие вопросы (приближающиеся мероприятия, успеваемость)

4. решение заседания.

Материал на заседании был изложен логично, четко. Проведенный анализ не только показал результаты, но и позволил спланировать работу по коррекции результатов. 6. Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: МО учителей начальных классов ведет четкую спланированную работу, координируется работа всех педагогов, работа МО оказывает существенное влияние на профессионализм педагогов.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая технология

2 класс, УМК «Школа России»

Фрагмент урока окружающего мира на этапе решение частных задач.

Тема: «В школе»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Физминутка: сегодня в гости к нам пришли веселые ребята, которые хотят вместе с вами поиграть. Нужно смотреть и повторять за ними движения. Подравняйтесь у парт.

- Вы согласны с тем, что школа - это наш второй дом? Почему?

- А вот представьте, что дети приходят на уроки когда захотят, на переменах катаются на роликах, учителя на уроках жуют жвачки, библиотекари слушают музыку в читальном зале.
- Как учиться в таких условиях? 
- Почему в нашей школе такое не происходит? 

- Что такое «правило»?

- Что такое «правила поведения»?

- Можно ли людям обойтись без правил?

- Так зачем людям нужны правила? Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Их появление было обусловлено тем, что люди нуждались в регуляторе, который, с одной стороны, гарантировал бы соблюдение определенных прав, а с другой, ограничивал бы действия, которые могут нанести вред.

- Давайте сейчас вспомним, какие правила поведения существуют в школе и подумаем, почему важно их соблюдать, что произойдёт, если эти правила нарушать?  

Работа в группах: Первый ряд составляют правила поведения в столовой, второй ряд - правила поведения на перемене, а третий ряд - правила поведения в классе. 
Обязательно подумайте, почему надо поступать именно так, как говориться в правиле, а не иначе. Обсуждайте правила в группах.
- Ребята, давайте послушаем друг друга. 

-Наш знакомый Сережа стал редактором школьной газеты. Один из номеров он решил назвать «Хорошо или плохо?». Рисунки для этого номера вы видите на странице 50. Рассмотрите их. Какие из рисунков можно отнести к разделу «хорошо», а какие к разделу «Плохо»?

- Ребята, чтобы проверить, как вы усвоили знания о правилах поведения, я предлагаю вам сейчас поработать в группах.
Сейчас я раздам вам карточки, на которых будут написаны различные ситуации. Ваша задача обсудить предложенные ситуацию, определить какие правила поведения, с вашей точки зрения, нарушены и как должно быть правильно. 

1.Володя Демин всякий раз

У нас опаздывает в класс.

Уже давно урок идет, а он по лестнице ползет,

У двери 5 минут вздыхает, всех от занятий отрывает.

2.Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить,

Крикнуть громко с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает

Отвечать другим мешает.

3. Каждый день в большом пакете

Шоколадки носит Петя.

И когда в один присест

Все среди урока съест, принимается за жвачки.

Лучше бы решал задачки.

4.Носятся на перемене

Гриша с Федей,

Всех толкают, задевают

И кричать не завывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

5. Неприятно нам в столовой

Рядом с Людой Пироговой.

На соседку слева Люда

Опрокинула два блюда,

А соседу на живот

Сладкий вылила компот.

Чем все это наблюдать,

Лучше уж поголодать.

А какие у нас в столовой бывают неприятные ситуации?

- Итак, как же нужно вести себя в соловой? (Есть аккуратно, не спешить, не брызгать, не пол не крошить и т. д.)

- А как нужно относиться к школьному имуществу и почему?     

 Волчонок в классе развлекался,

На стуле без конца качался,

На стенах мелом рисовал

И дверь ногою открывал.

Его ребята окружили,

Волчонку строго объяснили:

- Нам школа – это дом второй,

Всему нас учат здесь с тобой,

И мы беречь её должны –

Нам хулиганы не нужны!

- Какие правила нарушил Волчок? (Не рисовать на стенах, не качаться на стуле).

В каждой школе существуют правила внутришкольного распорядка для учащихся. И каждый ученик должен соблюдать их. В нашей школе тоже есть такие правила. Там записано все, о чем мы сегодня говорили.

-Давайте прочитаем вывод на странице 51.

Выполнять физические упражнения вместе с учителем и одноклассниками

Отвечать на вопросы

Делать выводы

Работать в группах, составлять правила поведения

Слушать, дополнять

Анализировать рисунки

Работать в группах, анализировать ситуаций

Отвечать на вопросы

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Читать вывод

Фрагмент урока окружающего мира на этапе актуализации и мотивации.

Тема: «Правила вежливости»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- О чем говорили на прошлом уроке?  ( о здании школы, о знаниях, которые получаем в школе, о правилах поведения в школе)

- Как нужно вести себя в школе?

На перемене:

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы, нужно освободить себя от разных мыслей.

2. Не шуметь. Помнить, что с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. Во время игр соблюдай все правила, уважай своих товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься с товарищами.

5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.

6. На перемене нужно подготовиться к следующему уроку, повторить домашнее  задание, расслабиться, посмотреть в окно, освободить себя от мыслей, выпить воды и т.д.

- А что нужно делать, когда вы пришли в школу и видите  учителей, работников школы?

Вспоминать, что изучали на прошлом уроке

Говорить о правилах поведения в школе, о значении школы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подводящий диалог На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Слайд 2

Подводящий диалог Структура Система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли Признаки Пошаговое жесткое ведение мысли ученика, Переживание учеником удивления от открытия в конце диалога, Почти невозможны неожиданные ответы учеников, Не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение. Результат Развитие логического мышления

Слайд 3

Ситуация Яркого пятна Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Слайд 4

2 4 1 3 5 6

Слайд 5

Группировка Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Слайд 6

Исключение Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные". Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Слайд 7

Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....