ПК 4.5 Методические разработки исследовательской деятельности
методическая разработка по теме

Салахова Алина Ахатовна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 При внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом начального образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся и обеспечивающих их личностный рост.

Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но исследовательская практика, бесспорно, - одна  из самых эффективных.

 Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Алгоритм составления исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…

 Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.



Предварительный просмотр:

С чего начинается проектная деятельность?

Выбор темы проектной работы.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

Составление плана действий.

Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".

Презентация проекта.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации - процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта". Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ в начальной школе

  1. Автомобили современные и старинные
  2. Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  3. Профессии нашей мечты
  4. Корабли
  5. Детские фантазии
  6. Кактус – колючий друг
  7. Магия цвета
  8. Шоколад – вред или польза
  9. Российские железные дороги
  10. Мое увлечение – старинные автомобили
  11. Аквариум и его обитатели
  12. Выращивание кристалла
  13. Полезная вещь для дома
  14. Моя родословная
  15. Профессии наших родителей
  16. Защита поступка
  17. Символика нашего класса
  18. Хлеб – всему голова
  19. Почему высохла лужа
  20. Далеко ли от нас до солнца



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

1) Экспресс-конкурс для учащихся “Знание»

http://www.piram2000.ru/ekspress-konkursy_dlya_vseh_rezul_tat_za_3_dnya_novoe/ekspress-konkurs_dlya_uchawihsya_znanie/

2) Областной фестиваль детского и юношеского творчества "Майская радуга"

https://dm-centre.ru/mayskayaraduga

3) Городской фестиваль исследовательских проектов учащихся начальной школы «Юные Ньютоны»

http://docplayer.ru/52377372-Polozhenie-o-gorodskom-festivale-issledovatelskih-proektov-uchashchihsya-nachalnoy-shkoly-yunye-nyutony-i-obshchie-polozheniya.html

4) VII Фестиваль проектов «Найди себя!»

http://polimir.edu.tomsk.ru/festival-proektov-najdi-sebya/

5) РОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРОЕКТОВ «СОЗИДАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5115&Itemid=3247 



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

1)  Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

2)  Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

    3) Ляхова Л. В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.

4) Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6.
5) Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
6) Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И. З. Гликман // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 91-95.

7) Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные

  1. Украсим школу
  2. Экология и чистота в окружающем мире
  3. Книжкин дом
  4. Ветеран живёт рядом

Творческие

  1. Сказка «Дюймовочка»
  2. Наш дом. Наш двор
  3. Детские фантазии
  4. Генеалогическое дерево моей семьи.

Информационные

  1. Сказка – ложь, да в ней намёк..
  2. Самые красивые легенды о цветах
  3. Имя в жизни человека
  4. Полезные свойства калины

Учебные

  1. Семь чудес России
  2. Математика на кухне
  3. Актуальная зарядка — настоящая загадка!
  4. Зелёный подоконник в школе

Исследовательские

  1. Если не было бы сов?
  2. Наш город в числах и величинах
  3. Маленькая история о моей большой семье
  4. Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?



Предварительный просмотр:

Всероссийские конкурсы исследовательских и научных работ школьников


1) Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

(http://pedakademy.ru/?page_id=119)

2)Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся  «Новый горизонт»

(http://pedakademy.ru/?page_id=120)

3)Всероссийский конкурс сочинений

для учащихся 1-11 классов «Золотое перо»

(http://pedakademy.ru/?page_id=121)

4)Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

(http://pedakademy.ru/?page_id=122)

5)Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Вдохновение»

(http://pedakademy.ru/?page_id=2642)

Современные стандарты образования предъявляют высокие требования не только к уровню образовательной подготовки, но и к уровню личностного развития учащихся, предполагая формирование самостоятельной и ответственной личности, обладающей способностью к саморазвитию и самообразованию. Конкурсы для школьников создают условия для становления и развития необходимых компетенций учащихся.

Общеучебные умения, формируемые в процессе подготовки школьника к участию в конкурсе, обеспечивают более эффективное усвоение учебного материала. Участие в конкурсах является важным процессом в обучении еще и потому, что учащийся развивает коммуникативные навыки и учится ориентироваться в нестандартных проблемных ситуациях.

На этапе подготовки конкурсных работ у школьников происходит дифференциация познавательных интересов, формируется система ценностей, развивается рефлексия, способность к самоконтролю, умение ставить цели и достигать их.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка исследовательского проекта с использованием регистратора данных «Лабдиск» в начальной школе. Ориентирование на местности с определением географических координат.

Теоретические основы описываемого эксперимента.   Географические координаты. Параллель и меридиан можно провести через любую точку земного шара. Вместе с тем, через каждую точку можно провес...

Методическая разработка исследовательского проекта по воспитательной работе "Дети Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма, любви к Родине. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Очень важно, чтобы герои бы...

ПК 4.5. Методические разработки исследовательской деятельности

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5 Методические разработки исследовательской деятельности

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Методические разработки исследовательской деятельности

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

Методическая разработка. Исследовательская деятельность. "Есть ли рыцари сегодня?"

Методическая разработка. Исследовательская деятельность. "Есть ли рыцари сегодня?"...

Методические рекомендации Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности

Методические рекомендацииИсследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельностиСодержание :Глоссарий Специфика проектно-исследовательской деятельности Общие требования к иссле...