Методические рекомендации Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности
учебно-методическое пособие
Методические рекомендации
Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности
Содержание :
- Глоссарий
- Специфика проектно-исследовательской деятельности
- Общие требования к исследовательской работе обучающихся
- Этапы исследовательской деятельности
- Календарно-тематическое планирование кружек 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 32.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
Исследовательская деятельность обучающихся во внеурочной деятельности
Содержание :
- Глоссарий
- Специфика проектно-исследовательской деятельности
- Общие требования к исследовательской работе обучающихся
- Этапы исследовательской деятельности
- Календарно-тематическое планирование кружек 1 час в неделю
Глоссарий
Исследовательская деятельность обучающихся - деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Проектная деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов
Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей, задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, оценка результатов.
Специфика проектно-исследовательской деятельности
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Это заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательской (проектной) деятельности в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
С раннего детства каждый из нас начинает исследовать окружающий мир, потом - экспериментировать, т.е. самостоятельно искать истину. Присущее ребенку стремление к получению новых знаний и необходимость в этих знаниях, во-первых, помогает развивать познавательную активность, во-вторых, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в школьном возрасте.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Общие требования к исследовательской работе обучающихся
Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из областей знаний. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создание технического устройства.
Проектная и исследовательская работа выполняется индивидуально или коллективно. Может иметь научного руководителя.
Представленные работы должны содержать результаты исследований.
Работа должна быть выполнена на высоком уровне и отвечать следующим требованиям:
- должна носить исследовательский характер
- должна содержать характеристику того, что известно по данному исследованию
-должна содержать описание того, что и как делал исследователь
-должна представлять собственные данные полученные при исследовании
- должна демонстрировать глубину знаний автора
-должна соответствовать критериям
- должна демонстрировать наличие теоретических ( практических) достижений автора
-проблема, затронутая в работе, должна быть оригинальной.
Завершается исследовательская работа защитой, одним из главных этапов обучения юных исследователей.
Этапы исследовательской деятельности
Для успеха исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей исследования.
1) подготовительный;
2) проведение теоретических и эмпирических исследований;
3) работа над оформлением работы;
4) представление результатов исследования.
Подготовительный (первый) этап включает:
Выбор темы - тема подбирается в соответствии с личными предпочтениями каждого обучающегося и должна находиться в области их самоопределения.
Тема должна быть:
- интересна ребенку, должна увлекать его
- быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования
- оригинальной
- доступной, соответствовать возрастным особенностям
Обоснование необходимости проведения исследования по теме включает в себя:
Актуальность обосновывает необходимость проведения исследования.
Объект исследования – это область, в рамках которой ведётся исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.
Определение гипотез, целей и задач исследования;
Цель: формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Задачи:
- должны допускать разный уровень выполнения
- иметь ясную и интересную постановку
- не должны требовать дорогостоящего оборудования
- должны усложняться от задачи к задаче
- должны включать формы коммуникативной деятельности
Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет.
Разработку плана научного исследования;
Выбор методов исследования:
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа, анкетирование.
Методы научного исследования – это способ изучения объектов исследования.
Подготовку средств исследования (инструментария).
Исследовательский (второй) этап состоит из:
- систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов;
- проведения теоретических и практических исследований, в том числе сбора социально-экономической и статистической информации, материалов практики ;
- обработки, обобщения и анализа полученных данных;
- объяснения фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третий этап включает:
-определение композиции (построения внутренней структуры) работы;
-уточнение заглавия, названий глав и параграфов;
-подготовку черновой работы и её редактирование;
-оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Четвертый этап подведение итогов и оформление результатов.
Программа кружка по исследовательской деятельности
1 час в неделю
Эта программа ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству.
Цель программы: формирование компетентности воспитанников в области проектной (исследовательской) деятельности как способе познания окружающей действительности.
Задачи:
- обучение алгоритма выполнения проекта, написание и представление работы;
- формирование ноосферного мышления;
- интеллектуальное, творческое и личностное развитие.
Средством формирования ноосферного мышления, интеллектуальное, творческое и личностное развития у школьников, рассматривается способность занимать исследовательскую позицию, овладение методологией исследования и применение полученных знаний в реальной жизни.
Программа рассчитана на 1 год обучения и состоит из 6 модулей. Модули интегрированы в единую программу. Связующим стержнем является конкретная проектная (исследовательская) работа, на примере которой обучающиеся модуль за модулем осваивают содержание программы. В остальном отдельные модули являются вполне самостоятельными образованиями.
Модули:
- Знакомимся с проектом
- Работа со справочной литературой
- Подготовка и проведение исследования
- Основы работы на компьютере
- Овладение навыками публичного выступления
- Представление работы
После года обучения планируемые результаты:
Знать:
Основные приёмы и методы проектной деятельности
Формы доклада
Основные разновидности иллюстрирования материала
Уметь:
Проводить исследование
Изготавливать материал для иллюстрации исследования
Выступать с докладом
Формы организации
Отбор материала обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний; усиление общекультурной направленности материала; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возраста; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала.
Личностные результаты
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Календарно -тематическое планирование
дата | Модули | Название темы | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
Знакомимся с проектом | Погружение в проектную деятельность. Знакомство с понятием проекта, его структурой, видами и типами проектов. | 4 | 1 | ||
Знакомство с методологией проектных работ | 1 | ||||
Проект “Башня+”. | 2 | ||||
Работа со справочной литературой | Определение тем проектных работ | 4 | 1 | ||
Всестороннее рассмотрение выбранной темы | 1 | ||||
Определение круга источников информации | 1 | ||||
Работа с печатными источниками | 1 | ||||
Подготовка и проведение исследования | Техническая подготовка к исследованию | 7 | 1 | ||
Техническая подготовка к исследованию | 1 | ||||
Сбор информации | 1 | ||||
Разбор полученных данных | 1 | ||||
Составление рабочих отчетов | 1 | ||||
Методы обработки информации | 1 | ||||
Обработка данных согласно выбранным методикам | 1 | ||||
Основы работы на компьютере | Текстовый редактор | 5 | 1 | ||
Выполнение текста на компьютере | 1 | ||||
Выполнение таблиц | 1 | ||||
Графический редактор | 1 | ||||
Выполнение презентации | 1 | ||||
Овладение навыками публичного выступления | Публичная речь | 5 | 1 | ||
Тренинг « я интересен» | 1 | ||||
Подготовка публичной речи | 1 | ||||
Составление текста выступления | 1 | ||||
Пробная защита проекта | 1 | ||||
Представление работы | Конкурсы творческих работ и научно-практические конференции | 9 | 1 | ||
1знакомство с требованиями конкретного конкурса или конференции | 1 | ||||
Подготовка работы к конкурсу или конференции | 2 | ||||
Предварительная защита | 1 | ||||
Предоставление работы на конкурс или конференцию | 1 | ||||
Анализ выступления | 1 | ||||
Выступление в своем учебном заведении | 1 | ||||
Определение дальнейшего круга тем для будущих работ | 1 | ||||
всего | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Статья на тему: «Организация проектной деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, как условие формирования самостоятельной активности младших школьников» (Из опыта работы)
Из этой статьи вы узнаете,как надо организовать проектную деятельность на занятиях по внеурочной деятельности,формируя самостоятельную активность младших школьников,работая по практическим пособ...
Методические рекомендации по реализации программы курса внеурочной деятельности «Лепка»
Методические рекомендации адресованы учителям изобразительного искусства, педагогам дополнительного образования, реализующим программу внеурочной деятельности «Лепка», работающим в гончарн...
«Создание методических рекомендаций к сборнику социальных проектов 4А класса, сопровождая обучающихся на внеурочной деятельности «Проектная деятельность» и защита проекта в условиях самоизоляции»
Содержание проекта таково, что способствует формированию активной гражданской позиции у обучающихся и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда при...
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся во внеурочное время
Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и н...
Задание №2 Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»
Выступление на школьном методическом объединении на тему «Приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время»...