Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мищенко Лариса Владимировна

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица" ,продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Школа: МБОУ  Черкесская СОШ

Тема урока :  И.А. Крылов «Ворона и Лисица» 

Класс: 3 класс

Учитель: Мищенко Л.В.

Цели  урока:  

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней; дать образец выразительного чтения басни.

Задачи:        

Образовательные задачи: расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве И.А. Крылова, расширить их; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие задачи: развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.

Воспитательные задачи: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Оборудование:1) Портрет И.А.Крылова

                              3)Иллюстрации к басням.

4)Рисунки учеников- выставка.

6)Учебник:  «Литературное чтение . В 2–х частях: 3 класс»,

Л.Ф. Климанова,В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, М: Просвещение, 2016 г.

Ход урока.

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.      Постановка цели урока.

- Сегодня на уроке  мы познакомимся с новым произведением – а значит, узнаем что – то новое и важное о себе и людях. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души  самыми прекрасными чувствами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и  пусть ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно! У меня на доске есть солнышко. Оно будет светить вам весь урок и согревать вас своими лучами.

На сегодняшнем уроке  будем
Думать, размышлять,
На вопросы
отвечать,

 Выразительно читать.

2. Проверка домашнего задания

-Что было задано на дом?

чтение басни учащимися ( 3  чел.);

- Какие строчки басни стали крылатым выражением?

( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?     

- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других?

( В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

И вот  на ваших рисунках мы видим героев басен, с которыми мы уже познакомились и,  конечно, мы их знаем. (Описание некоторых рисунков)

     Молодцы, ребята, очень интересные рисунки. Это было частью домашнего задания. И еще почитаем выразительно басню «Зеркало и Обезьянка».

Чтение выразительное и оценивание.   

- На какой жанр литературы  похожа басня, если животные разговаривают или действуют как люди? Чем? (на сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать).

- Еще в басне всегда есть нравоучение или, по – другому, мораль. В морали осуждаются плохие или глупые поступки.

-Прежде чем перейти к изучению новой темы, проведем речевую разминку.

3. Речевая разминка

Осип орет, Архип не отстает

        Кто кого переорет?

        .

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте медленно, а затем с ускорением.

- А теперь прочитаем все вместе хором

2 .Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над баснями И.А.Крылова. Обращаясь к его портрету, мы видим мудрого проницательного, доброго к людям человека. В народе его называют дедушкой Крыловым.

      И.А.Крылов родился в семье военного. С детства был одаренным ребенком. В 11 лет уже начал работать. Хорошо знал французский язык и итальянский. Занимался математикой, играл на скрипке.

      И.А.Крылов написал очень много стихов, пьес, издавал журналы, но его любимым делом стало сочинение басен. И басни принесли ему такую известность, каким успехом не пользовался ни один писатель.

Уже при жизни И.А.Крылова знала вся Россия. Его басни прозвали книгой мудрости самого народа, ведь басни  понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор.

 Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

3.Первичное знакомство с басней.

- Сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А.Крылова, ещё раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать её и попытаться открыть что-то новое в содержании басни. Угадайте, что это за басня? (Презентация – ребус)

Да, это басня «Ворона и лисица». Я хочу поставить перед вами проблему: чтобы в конце урока вы ответили на вопрос: Какой человеческий порок высмеивает Крылов в этой басне?

Итак, басни - это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки.

-А как вы думаете, легко ли написать басню?

     Оказывается это очень трудно. И.А.Крылов был очень трудолюбивым человеком. Иногда, чтобы написать 20 строк хороших, таких, чтобы ему понравились, он написал черновых, пробных 200 строк.

    А он написал более 200 басен. Представляете, как много он трудился.

4.И.А.Крылова «Ворона и лисица»  слушание басни в аудиозаписи

        -откройте учебники, найдите басню и внимательно послушайте аудиозапись басни

- Кто герои этой басни? ( Ворона и Лисица.)      

Беседа о Вороне (показ  иллюстрации)

   -Ребята, ворону все видели? -Какое у неё оперение? Красивое? Привлекательное?

   -А как «поет» ворона вам нравится? (кричит)

Беседа о лисе. (показ  иллюстрации)

    -А что мы знаем о лисе?

   -Что мы знаем о её поведении? (хитрая, плутовка, обманщица) Очень трудно за лисой наблюдать в природе. Она быстро скрывается, чуткая, близко к себе не подпускает.

- А теперь давайте выберем какие из этих качеств характеризуют Ворону, а какие Лисицу?

Ворона

Хитрая

Добрая

Неуклюжая

Растяпа

Умная

Простофиля

Тщеславная

Глупая

красивая

Лисица

Коварная

Хитрая

Неискренняя

Плутовка

Добрая

Льстивая

Умная

Честная

Глупая

Физкультминутка от Вороны.

Вот под елочкой зеленой (Встали.)
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Чтение басни учителем. 

 Словарная работа (на доске)

Выборочное чтение:

1 картина. “Ворона перед завтраком.”

-Скажите, что нам сообщает автор о Вороне в начале басни? (зачитывают 4 строчки) просто повествуем.

2 картина.  “Появление лисы.”

  -Кто появляется во 2 картине?  (Зачитывают 4 строчки)

3 картина. “Обращение Лисы к Вороне”.

-Какие льстивые слова подобрала Лиса, чтобы похвалить Ворону?

-Как надо читать слова Лисы?

-Почему так часто мы видим восклицательный знак?

4 картина. “Сыр выпал- с ним была плутовка такова”

-Как повлияли льстивые слова восхваления лисы на Ворону?

-Сыр Выпал? – как вы понимаете?

-Почему же не удалось Вороне позавтракать?

-Благодаря чему Лиса - плутовка присвоила сыр?

-А поверила ли Ворона речам Лисы?

-А сейчас прочитаем мораль басни, где И.А.Крылов делает вывод: к чему приводит человеческий недостаток - лесть.

Чтение морали.

   - Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам).

- Какими хотел видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными).

 В этих словах главная мысль басни: что льстить - это плохо, некрасиво. Надо помнить, что льстец обязательно что-то ждёт, надеется взамен за ложную похвалу получить себе награду.

-Добилась Лиса своей цели с помощью лести? -Сочувствует ли автор Вороне?

Работа по иллюстрации.

-Какой момент из басни запечатлен?

Самостоятельное чтение басни, готовясь к выразительному чтению.

 

Чтение произведения по ролям.

Давайте попробуем прочитать эту басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом умную, хитрую лживую плутовку Лисицу.

Взаимооценка детьми.

Викторина.Из каких басен эти строки?

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки?

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт.

Ворона каркнула во все воронье горло

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их.

Басни И.А.Крылова очень созвучны с народным творчеством. Подумайте,  подходят ли эти пословицы к нашей басне?

1.На языке мёд, под языком лёд.(Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал)

2.Верь своим очам, а не чужим речам. (Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим  глазам, а не льстивым речам Лисы).

3.У лести нет чести. (Лиса льстила, обманывала Ворону, про ее внешность. Лесть -  хитрость и обман).

О ком можно сказать «осталась с носом»?

-Когда так говорят?

Подведение итога.  Рефлексия.

-С какой басней И.А.Крылова мы познакомились? Какой же человеческий недостаток высмеивает Крылов в этой басне ? ( Лесть)

Закончите  предложения:

  «Сегодня я узнал ….»

  «Было на уроке интересно, ….»

  «На уроке я понял, что льстить это…..»

- Солнышко по–прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке? У вас на столе лежат солнышки – грустные и веселые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после проведенного урока.

Оценивание.

Домашнее задание:  Выучить басню наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: "И.А.Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Урок литературного чтения в 3 классе проводится по учебнику «Родная речь» авторов:  Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Москва «Просвещение»2009,  УМК «Школа России»Тема урока...

Открытый урок по литературному чтению 4 класс на тему: "И.А.Крылов.Лебедь,щука и рак"

В своих баснях под видом животных Крылов изображал людей...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица"

Конспект открытого урока с презентацией по теме "И.А.Крылов. Басня "Ворона и лисица" (4 класс)...

Проверочная работа по литературному чтению 3 класс, по теме И.А.Крылов.Басни.

Творчество И.А.Крылова, басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки"...

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе  на тему «И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»...

Технологическая карта урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь"

В технологической карте урока Литературного чтения (3 класс) по теме: "И. А. Крылов Басня "Чиж и Голубь" представлен конспект урока по теме, цели, задачи и планируемые результаты урока...

Презентация по литературному чтению в 3 классе по теме " И.А.Крылов. Басни. Ворона и лисица", по программе "Школа России"

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением И.А.Крылова "Ворона и лисица"...