Внедрение ФГОС на уроках чтения
учебно-методический материал на тему
Внедрение ФГОС на уроках чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.82 КБ |
![]() | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ФГОС на уроках чтения
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим формирование интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.
С принятием нового ФГОС принципиальным отличием данного курса является ориентация на достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности.
При всем разнообразии подходов к современному уроку чтения следует постоянно держать в поле внимания такие задачи:
1)целенаправленно развивать навыки чтения, сочетая их с работой над литературно-художественным текстом;
2)рассматривать художественное произведение, как со стороны содержания, так и со стороны его формы.
Необходимо обучать школьников не абстрактному чтению, а творческому, осмысленному, вдумчивому чтению.
Представляем Вам несколько приемов, которые можно использовать на уроках литературного чтения, для пробуждения у них интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений:
- прием технологии критического мышления
Например, при изучении произведения знакомого нам уже автора использую таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
Так, при работе над рассказом Н. Носова «Федина задача», ставлю вопросы учащимся:
- Что вы знаете о писателе?
- Что вы хотите узнать?
Ответы выписываются в первые две колонки таблицы.
Третий пункт таблицы заполняется в конце урока как итог.
Получилась вот такая заполненная таблица:
Знаю Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «На горке», «Затейники». Его герои попадают в смешные, иногда нелепые ситуации | Хочу знать Что-то новое из жизни писателя. Прочитать новые рассказы Н. Носова. | Узнал Н. Носов - автор рассказа «Федина задача». Рассказ Н. Носова юмористический, учит тому, что без усидчивости и внимания ничего не добьешься. Если есть у тебя друг, он всегда придет на помощь. |
- прием «Прогнозирование по иллюстрации»
Можно применять для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.
Например, при знакомстве с произведением Л. Н Толстого «Лев и собачка» даю задание:
- посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране льва и собачки со страницы учебника)
(Ученики делают вывод: о животных)
- почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение « Лев и собачка?» Что может произойти в рассказе с таким названием?
Другой пример прогнозирования по иллюстрации. Тема: нанайская сказка « Айога».
- прием «Ассоциация»
дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Этот прием применяется при изучении стихотворений, отражающих какое-либо время года, например, весну – рассматриваем картину весеннего пейзажа под музыкальное сопровождение, определяем, что речь пойдет о весне. Спрашиваю у детей:
- Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите следующее высказывание:
«Весна, весна и всё ей радо»?
солнце | цветы | ветер | поют птицы | ручьи | тепло | радуга |
Таким образом, возникает литературный образ.
- прием «Чтение с пометами»
Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.
Сама идея чтения с пометками не нова. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений:
V – это я знал;
+ – это новое для меня;
! – этим я удивлен;
*– это было интересно.
Например, перед чтением рассказа В.Осеевой «Почему?», можно предложить такой тест. Это нацеливает их на изучение новой темы.
*Рассказы В.Осеевой учат добру, вежливости, честности, хорошим поступкам. |
*Бум (так звали собаку) смотрел на хозяев дома и думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас». |
*«Спасибо!» - это и есть волшебное слово из рассказа, который так и называется «Волшебное слово». |
- прием «Синквейн».
Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа можно с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.
Алгоритм составления синквейна
Кто? Что? | Существительное |
Какой? | 2 прилагательных |
Что делает? | 3 глагола |
Что автор думает о данном персонаже? | Фраза из 4 слов |
Кто? Что? | Существительное (новое имя героя) |
Таким образом, использование данных методов и приемов, позволяет активизировать интеллектуальные способности учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся. Что способствует достижению главной методической цели урока при системно-деятельностном подходе к обучению – созданию условий для проявления познавательной активности учеников.
Предварительный просмотр:
Приемы, используемые на уроках литературного чтения для пробуждения интереса к словесному творчеству и чтению произведений.
- прием технологии критического мышления
Например, при изучении произведения знакомого нам уже автора использовать таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».
- Что вы знаете о писателе?
- Что вы хотите узнать?
Ответы выписываются в первые две колонки таблицы.
Третий пункт таблицы заполняется в конце урока как итог.
Знаю | Хочу знать | Узнал |
- прием «Прогнозирование по иллюстрации»
Можно применять для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.
- Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа.
- Почему автор так назвал своё произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- прием «Ассоциация»
дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Этот прием применяется при изучении стихотворений, отражающих какое-либо время года, например, весну – рассматриваем картину весеннего пейзажа под музыкальное сопровождение, определяем, что речь пойдет о весне. Вопрос ученикам:
- Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите следующее высказывание:
«Весна, весна и всё ей радо»?
солнце | цветы | ветер | поют птицы | ручьи | тепло | радуга |
Таким образом, возникает литературный образ.
- прием «Чтение с пометами»
Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.
Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений:
V – это я знал;
+ – это новое для меня;
! – этим я удивлен;
*– это было интересно.
Например, перед чтением рассказа В.Осеевой «Почему?», можно предложить такой тест. Это нацеливает на изучение новой темы.
*Рассказы В.Осеевой учат добру, вежливости, честности, хорошим поступкам. |
*Бум (так звали собаку) смотрел на хозяев дома и думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас». |
*«Спасибо!» - это и есть волшебное слово из рассказа, который так и называется «Волшебное слово». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения.
Выступление на ШМО учителей начальных классов...
Конструкт урока с использованием ИКТ в рамках внедрения ФГОС "Литературное чтение в 1 классе"
Создать условия для организации и проведения упражнений в чтении. Формирование умения наблюдать над значением слова, ознакомление с терминами «диалог», «монолог», «реплики»; обучение в...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/27/picture-451956-1401188675.jpg)
Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формиров...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-138439-1354096703.jpg)
Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"
В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...