Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС.
опыты и эксперименты по чтению (2 класс) на тему
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочный навык осмысленного чтения, элементарного научного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_produktivnogo_chteniya_v_usloviyakh_vnedreniya_fgos-t.v._molocheva.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочный навык осмысленного чтения, элементарного научного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Основным источником информации по-прежнему остаётся чтение. Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника, как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющему прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием.
Чтобы воспитать грамотного читателя, школа должна решать следующие задачи: Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность; Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому тексту; Сформировать у всех учащихся навык чтения от 120 до 150 слов в минуту, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы; Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов и их специфики; Научить работать с книгой.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом: Работа с текстом до чтения Работа с текстом во время чтения Работа с текстом после чтения
Учащихся необходимо вооружить (научить) приёмам понимания прочитанного: Понять идею произведения, замысел автора Почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения Для этого необходимо создать педагогу благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и приёмами интерпретации информации.
Учащихся необходимо научить составлять план, кодировать информацию в различных графических схемах, таблицах, работать с толковыми словарями, самостоятельно составлять вопросы к тексту, вступать в диалог с автором, писать эссе, мини-сочинения и т.д.
В технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения) существуют разные приёмы анализа художественного текста: Диалог с автором. Комментированное чтение. Умение самостоятельно составлять вопросы к тексту. Чтение с остановками.
Исследовательская работа. Отгадай загадки. К отгадкам подобрать однокоренные слова. Чтение перед сном. Стимулирование. «Игра в прятки». «Мнимое слово». «Сжатие текста».
В своей работе, я использую следующие упражнения по совершенствованию навыков чтения: Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения; Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям, и являющиеся предпосылкой правильного чтения; Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память; Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умения угадывать последующий текст.
Урок обычно начинаю с работы над постановкой дыхания и развития чёткости произношения: Вдох носом, выдох через рот; Вдох, задержка дыхания, выдох; Вдох, выдох по порциям. Развитие чёткого произношения осуществляется по средством введения в курс обучения скороговорок и чистоговорок . Скороговорки. У осы не усы, не усище, а усики. Не велика птица – синица, да умница.
Параллельно с чистоговорками , скороговорками и пословицами я включаю в урок отработку сочетаний гласных и согласных. Артикуляция основных гласных: а, о, у, ы, и, э – учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку. Сочетание гласных: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о и т.д. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата.
Предложенные задания могут применяться на уроках 1-4 классах, для проведения пятиминуток чтения, речевых разминок, а также для выполнения тренировочных упражнений в классе и дома самостоятельно: Научись читать трудные слова. Ра- тра - стра -страна Во- тво - ство -детство Ро - кро - откро -открою 2 . Восстанови слова. с.кр.т . е е пр.ст.л.сь о и и к.р.нд.ш а а а 3. Доскажи словечко. Мне стоит лишь собрать багаж! А долго ли собрать Бумагу, ручку, карандаш И общую … (тетрадь)
Для развития памяти, выработки устойчивого внимания я использую следующие упражнения: Ваша цель -выполнить упражнение за 40 секунд или быстрее обнаружив все повторения, которые встречаются в строках. рис /риза риск ринг риф ритм рост рис фирма сон /сор сук сом сонм сон сноп сноб сок сон куриц а/куница копытце косица корица курица базар /барон база базальт базар барон барак шофёр /тапер шатёр шофёр шифер шофёр шифон мышка /мышка мошка мушка кошка ложка мышка вата /ванна ватник ватин вата ватман волк /воск болт толк вас волк вор волос гамак /гамма гамбит галоп гомон гамак галлон клей /клей клён клёкот клеймо клей клейстер кабан /кабак каблук карман кабан кафтан каплун берет /билет балет батут букет бакет берег берет каска /краска карась касатка каска кассета тигр /тир тигр тигры тигр титул тип торт фарфор /фараон фосфор фарфор франт фартук яма /ямка ямб ялик ярена ячея ярд яма язва цена /ценник ценз цедра цент целина цена плод /плот плов прок плуг плот плут примат /примас примус примак примат прима обед /обед обед обод обедня обед обер облик мотор /моток мохер мотор максор мотор морока касса /касса кисти каска касса кастет ворот /ворота ворох ворон ворот волос ворот барка/бартер брак барк барка барин баран берег /берег берег бред берег брикет бор Затраченное время:______ Количество слов:________ Число повторений:_______
Виды работ над текстом Чтение произведения и определение его жанра. Чтение и пометка непонятных слов. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению. Чтение и рисование обложки к рассказу, сказки. Чтение текста и сбор пословицы из слов. Чтение по ролям. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Чтение с последующим инсценированным отрывком. Чтение текста голосом героя. Чтение и пересказ от лица героя произведения. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу. Чтение, придумывание продолжение рассказа. Чтение и дописывание предложений словами из текста.
Творческие работы учащихся
Творческие работы учащихся
В результате использования технологии продуктивного чтения получили следующие результаты. 2 Б класс (2013-2014 уч.год) – 26 учащихся
В результате использования технологии продуктивного чтения получили следующие результаты. 2 Б класс (2013-2014 уч.год) – 26 учащихся
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становится важнейшими условиями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской , приобретает ведущее значение. Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования
Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...
Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения
В материале дана сопоставительная характеристика стандартов. Что изменилось в образовании, в чем инновационность ФГОС второго поколения?...
ФГОС Рабочая программа по литературному чтению 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по литературному чтению 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая п...
ФГОС Рабочая программа по окружающему миру 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая...
ФГОС Рабочая программа по технологии 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по технологии 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая прогр...
Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.
Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....
.Выступление учителей 1-го класса по освоению нового ФГОС НОО и ФГОС ООО: «Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС НОО и ФГОС ООО». Результаты адаптации.
Психологическая готовность к обучению в школе в условиях ФГОС и ФГОС ООО...