Выступление «Внедрение ФГОС на уроках чтения»
учебно-методический материал

Кубась Ирина Ивановна

Выступление  «Внедрение ФГОС на уроках чтения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим формирование интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком.

С принятием нового ФГОС принципиальным отличием данного курса является ориентация на достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности.

При всем разнообразии подходов к современному уроку чтения следует постоянно держать в поле внимания такие задачи:

1)целенаправленно развивать навыки чтения, сочетая их с работой над литературно-художественным текстом;

2)рассматривать художественное произведение, как со стороны содержания, так и со стороны его формы.

Необходимо обучать школьников не абстрактному чтению, а творческому, осмысленному, вдумчивому чтению.

Представляем Вам несколько приемов, которые можно использовать на уроках литературного чтения, для пробуждения у них интереса к словесному творчеству и к чтению художественных произведений:

- прием  технологии критического мышления

Например, при изучении произведения знакомого нам уже автора использую таблицу «Знаю – хочу знать – узнал».

 Так, при работе над рассказом Н. Носова «Федина задача», ставлю вопросы учащимся:

- Что вы знаете о писателе?

- Что вы хотите узнать?

Ответы выписываются в первые две колонки таблицы.

Третий пункт таблицы заполняется в конце урока как итог.

Получилась вот такая заполненная таблица:

Знаю

Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «На горке», «Затейники».

Его герои попадают в смешные, иногда нелепые ситуации

Хочу знать    

Что-то новое из жизни писателя.

 Прочитать новые  рассказы Н. Носова.

Узнал

Н. Носов -  автор рассказа «Федина задача».

Рассказ Н. Носова юмористический, учит тому, что без усидчивости и внимания ничего не добьешься. Если есть у тебя друг, он всегда придет на помощь.

- прием «Прогнозирование по иллюстрации»

                Можно применять  для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.

Например, при знакомстве с произведением Л. Н Толстого «Лев и собачка» даю задание:

- посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране льва и собачки со страницы учебника)

(Ученики делают вывод: о животных)

- почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение « Лев и собачка?» Что может произойти в рассказе с таким названием?

Другой пример прогнозирования по иллюстрации. Тема: нанайская сказка « Айога».

- прием «Ассоциация»

                дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Этот прием применяется при изучении стихотворений, отражающих какое-либо время года, например, весну – рассматриваем картину весеннего пейзажа под музыкальное сопровождение, определяем, что речь пойдет о весне. Спрашиваю у детей:

- Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите следующее высказывание:

                «Весна, весна и всё ей радо»?

солнце

цветы

ветер

поют птицы

ручьи

тепло

радуга

Таким образом, возникает литературный образ.

- прием «Чтение с пометами»

                Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.

Сама идея чтения с пометками не нова. Эффективность применения этого приема повышается за счет использования во время чтения нескольких условных обозначений:

V – это я знал;

+ –  это новое для меня;

! – этим я удивлен;

*–  это было интересно.                                                                                                                                        

Например, перед чтением рассказа В.Осеевой «Почему?», можно предложить такой тест. Это нацеливает их на изучение новой темы.

*Рассказы  В.Осеевой учат добру, вежливости, честности, хорошим поступкам.

*Бум (так звали собаку) смотрел на хозяев дома и думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас».

*«Спасибо!» - это и есть волшебное слово из рассказа, который так и называется «Волшебное слово».

- прием «Синквейн».

Выразить свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа можно с помощью приема написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.

Алгоритм составления синквейна

Кто? Что?

Существительное

Какой?

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Что автор думает о данном персонаже?

Фраза из 4 слов

Кто? Что?

Существительное (новое   имя героя)

        Таким образом, использование  данных методов и приемов, позволяет активизировать интеллектуальные способности учащихся, отрабатывать навыки переработки информации и развивать творческое мышление учащихся. Что способствует достижению главной методической цели урока при системно-деятельностном подходе к обучению – созданию условий для проявления познавательной активности учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по ФГОС Тема урока: Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Урок  предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России».Тип урока: урок общеметодологической направленности.Задачи урока:     Образовательные:- формиров...

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Внедрение ФГОС на уроках чтения...

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Внедрение ФГОС на уроках чтения...

Внедрение ФГОС на уроках чтения

Внедрение ФГОС на уроках чтения...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...

Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...