Роль семейного чтения в формировании познавательной творческой личности
статья по теме
Воспитать любовь к книге, научить думать, а не запоминать, воспитать культуру чтения, развивать способность эстетического восприятия художественной литературы – вот те сложные и важные задачи, которые стоят перед начальной школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semeynogo_chteniya_v_formirovanii_poznavatelnoy_i_tvorcheskoy_lichnosti.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль семейного чтения в формировании познавательной творческой личности.
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало
его духовной потребностью на всю жизнь,
в годы отрочества душа ребенка будет пустой »
/ В.А. Сухомлинский/
Развитие творческой познавательной активности - тема очень актуальная для начальной школы и именно ей отводится особая роль. Воспитать любовь к книге, научить думать, а не запоминать, воспитать культуру чтения, развивать способность эстетического восприятия художественной литературы – вот те сложные и важные задачи, которые стоят перед начальной школой. Поэтому перед каждым учителем цель прививать интерес к книге и показать не только её роль в жизни, но и вооружить ребёнка умением читать.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая, и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
В современном мире много способов приобретения информации. Одним из них является чтение. Поэтому для учащихся очень важно приобрести навык полноценного чтения, что будет являться важнейшим условием успешного обучения в школе. Жизнь показывает, что ребёнок, который не умеет читать или имеет низкий темп чтения, испытывает трудности. Как же помочь ученику добиться более высоких результатов? Поэтому в своей работе по повышению эффективности уроков чтения большое внимание уделяю внеклассному семейному чтению (ведение читательских дневников). Технология обучения чтению – это совокупность методов и средств обработки художественных текстов, это способ воздействия преподавателя на учеников в процессе работы.
Чтение вслух матерью всем детям в семье стало редким явлением в наши дни. Общественная жизнь резко изменилась. Телевидение. Видеотехника, компьютер отодвинули книгу на второй план. Наша задача учителя сохранить и обогатить традиции семейного чтения. Когда взрослый читает для себя вместе с ребёнком, когда сопереживает вместе с ребёнком, обсуждает читаемое, это и формирует читателя.
Чтение с ребёнком формирует квалифицированного читателя, для которого характерны основные взаимозависимые слагаемые: скорость чтения, любовь к чтению, радость чтения, эстетическое наслаждение, отношение к книге, к труду писателя. Квалифицированный читатель, как показывает исторический опыт, формируется только в условиях разновозрастного коллектива читающих, при участии взрослых. Чтение взрослого вместе с ребёнком, совместные переживания, обсуждение прочитанного - всё это и способствует началу повышения развития творческого читателя.
« Просто чтение с ребёнком», во – первых приносит младшим школьникам радость и сохраняет у них приоритетную любовь к книге, эмоциональность восприятия литературы; во- вторых. Помогает накоплению у детей разнообразных читательских переживаний. Приобретению читательского опыта, связанного с восприятием произведений разных жанров, разной тематикой, разных авторов, а это, безусловно, расширяет читательский кругозор ребёнка - читателя; в – третьих, такое чтение приучает к совместной деятельности со взрослым: к совместному размышлению, обсуждению, воссозданию изображённых картин, формирует умение выслушать другого, понять его точку зрения и высказать своё. И наконец, такое совместное чтение даёт возможность ребёнку найти во взрослом читателе единомышленника, разделяющего его чувства и мысли, способность понять и поддержать переживаемые чувства.
В настоящее время наблюдается дефицит в типичном осложнении отношений ребёнка со взрослыми. Зачастую причиной таких осложнений является постоянная занятость родителей или отклонения в их поведении. Всё это безусловно, нарушает естественные социальные нормы во взаимоотношениях и образе жизни родителей и детей и негативно сказывается на формировании детского мироощущения.
Главная задача учителя состоит в том. Чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребёнка невозможно без постоянного общения с книгой, знания широкого круга книг и произведений, а это выполнимо лишь при условии совместных со взрослыми читательских переживаний, т.е. в семье. Чтение, по словам В.А. Сухомлинского, должно стать для ребёнка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с источником богатой духовной жизни. Именно такая ориентация, активизирующая духовную, эмоциональную жизнь школьника актуальна в настоящее время, особенно для работы с детьми младшего школьного возраста, поскольку в эти годы закладывается фундамент эмоциональной отзывчивости.
Многие современные учебные книги предлагают ребёнку обратиться взрослым членам семьи за разъяснениями для обсуждения прочитанного, или побуждают к совместной деятельности – это и помогает сохранить и обогатить традиции совместного чтения. С удовлетворением отметим. Что в настоящее время семейное чтение восстанавливается. Многие издания для учащихся начальной школы выпускают хрестоматия под названием « Книга для семейного чтения», « Наш юный читатель» и т.д.
Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.
Использованная литература:
1.Кабачек, О. Л. Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ. - 2003. - № 4.
2. Полякова Т. И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. // Школьная библиотека. – 2006.
3.Холодницкая Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры.// Новая библиотека. - 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Статья "Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера"
Представлен опыт работы на уроках литературного чтения....
Обобщение опыта работы "Формирование творческой личности школьника средствами художественно – творческой деятельности"
Одной из основных задач школы является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с возможностями...
Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...
Формирование активной творческой личности средствами изучения природы родного края и выполнения творческих работ.
Материал содержит презентацию личного опыта работы по данной теме....
" Проектная деятельность как метод формирования интеллектуально - творческой личности"
Работа над проектом интересна и увлекательна для детей. Ребята глубже усваивают учебный материал и учатся применять полученные знания. Умение добывать и...