Статья "Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера"
статья по чтению по теме

Иноземцева Татьяна Сергеевна

Представлен опыт работы на уроках литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inozemtseva_tatyana_sergeevna.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Иноземцева Татьяна Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№22

Г. Волжский, Волгоградской обл.

  Формирование познавательной активности  

младших школьников на уроках литературного чтения

посредством заданий творческого характера

    Проблема формирования познавательных интересов обучающихся — од-на из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
 Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.

   Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей.

   Развить заложенную в каждом ребенке способность к творчеству,

Воспитать у него качества. Необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать и как исполнитель, и как творец – значит воспитать человека неравнодушного, инициативного, целеустремленного.

   Необходимо, чтобы обучающийся активно проявлял свою творческую энергию.   Основной и самый ценный момент творчества – озарение, когда внезапно. Мгновенно совершается чудо : рождается новая строка, художественный образ. Этот момент очень дорог для ребенка к таким озарениям, переживаниям он будет стремиться вновь и вновь.

    Мобилизация всего потенциала личности требует только творческая деятельность. Она порождает познавательную  активность , интерес, чувств глубокой удовлетворенности делом, способствует всестороннему развитию ребенка.

   Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества.

  С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

  1. познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
  2. творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.
  3. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

   Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.

   Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. Д.

   В процессе содружества и сотворчества у учащихся сформировались первые навыки самоконтроля и самоуправления.

   Одним из направлений, Способствующих творческому  развитию ребенка на уроках литературного чтения является словесное иллюстрирование.

   Творческое развитие детей легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий.

    Приведу примеры дидактических игр, которые можно проводить на уроках литературного чтения

   «Бесконечный рассказ».  Учителем или учеником определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом».

   Итак, мотив высказывания задан. Участники речевого общения вступили в игру. Ведущий начинает рассказывать :

  • Однажды я спросил своего друга о том, что необычного произошло с ним прошлым летом. Вот Андрей начал рассказывать :
  • Я очень люблю летом ездить в деревню к бабушке. Там мы с ребятами решили пойти на рыбалку. Все приготовили необходимое для этого. Как вдруг …

   Дальше продолжает следующий ученик и т.д. Каждый из играющих старается закончить свой отрывок неожиданно, интригующе, поэтому дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Заканчивает игру ведущий.

   «Эстафета» – Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда за определенное количество времени должна составить рассказ на указанную тему. Причем, каждый участник игры может добавить только одно предложение.

   Цель игры - активизировать спонтанную речь детей. Отвлекающей целью является неучебная цель – добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами.

   «Пантомима». Это игра мимики и жестов. Предлагается ситуация, которую необходимо показать без помощи слов.

   Вот, например, ситуации : «Я восхищаюсь …»

1). На берегу моря стою и смотрю на волны, хочу войти в воду …

2). Вы видите котенка, он беспомощный, очень милый, вы хотите его взять …

Эта игра в другом случае может сопровождаться словами, когда данную ситуацию нужно не только показать , но и подобрать нужные слова и произнести их с чувством. Такие задания помогают вызвать нужное эмоциональное состояние.

   Можно попросить учащихся произнести слово (фразу, текст) с разной целевой установкой.

   Дидактические игры способствуют развитию творческих способностей обучающихся на уроке литературного чтения.

   К приемам словесного иллюстрирования относится составление диафильма.

   Диафильм – это серия словесных и графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями).

   Составление диафильма – сложная творческая работа. Поэтому приступить к составлению диафильма лучше после того, как дети овладеют более простыми видами деятельности, представляющими собой упражнения подготовительного характера : подбор титров к готовому картинному плану; рисование ряда словесных иллюстраций к уже имеющимся титрам.

Еще одно  направление в работе над развитием творческого потенциала школьников – театрализация.

   Это направление связано с первым.  Инсценирование, драматизация помогает детям раскрыть свой внутренний мир. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.

  Работа в этом направлении начинается с самого простого : чтение по ролям, исполнение ролей в воображаемых ситуациях или в сюжетах различных произведений. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц.

     В начальной школе нет опоры на законы искусства. Кажется, что искусство – одно, а начальная школа – совсем другое. Но драматургия – это не чья-то выдумка в отличие от школьной программы. Это форма выражения законов диалектики, это концентрат жизненных явлений и отношений между людьми. Это хорошо чувствуют младшие школьники.

   Ребенок в театре может наиболее полно раскрыть себя, только скрывшись за образом, который он создает на сцене. Театр открывает простор для самовыражения человека, а это одно из главных его потребностей.

    Через театр ребята накапливают «строительный материал» – отдельные слова, словосочетания, фразеологические обороты, синонимические ряды целые смысловые поля . Здесь отрабатывался диалог и совершался постепенный переход к монологической речи, которая, в отличие от диалогической, требует и собственный мотив – наличие его, и общий план- замысел высказывания.

    На собственном опыте дети постигают сложнейший по своим психологическим особенностям вид речи, в которой нужно не только передать слушателям какие-то знания, но и донести до них внутренний смысл – эмоциональный контекст, и главное – подтекст. Такая работа вызывает у детей огромный интерес, пробуждает большую творческую активность.

    Диалог с неожиданными поворотами, в основе которых приемы остроумия, подготавливает ребенка к монологической речи, так как в таком диалоге есть, возникает ситуация неопределенности, она вызывает реакцию – образуется собственный мотив.

   Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.

   Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

   Возможные формы драматизаций:

  • Пальчиковый театр;
  • Кукольный театр;
  • Театр теней;
  • Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
  • Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
  • Спектакли по собственным сценариям;
  • Драматизация сказок.

   Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков литературного чтения.

Литературное, словесное творчество является характерным для младшего школьного возраста. Его значение важно для самого ребёнка, а не для литературы, оно нужно для развёртывания сил маленького автора. Детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне. Наилучшим стимулом является такая организация жизни учеников, которая создаёт потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.

Таким образом, можно заключить, что применение системы творческих заданий на уроках литературного чтения способствует развитию творческого потенциала младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.

В статье раскрываются приемы работы по формированию  познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...

Статья " Формирование познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения"

В статье говорится об актуальности данной темы. Предлагаются дидактические игры для младших школьников....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ

С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения  нами были разработаны методические рекомендации, кот...